При движении на автомобиле, пересечение сплошной линии разметки не всегда ведет к санкциям в виде лишения прав или штрафа. Тем не менее, пойманные инспекторами нарушители после такого маневра, не зная тонкостей законов и их право применения, заранее готовятся остаться без водительского удостоверения.

В КоАП нет универсального наказания для всех эпизодов пересечения сплошной и нет единых обстоятельств, которые бы подошли для каждого нарушения. Поэтому прежде чем понять, что будет за несоблюдение линии разметки, необходимо установить, что предшествовало маневру и какова его цель.

Чтобы ситуация на проезжей части не застала врасплох, а требование инспектора не стало неожиданностью, нужно знать назначение разметки, разбираться в видах наказания и случаях их применения.

Штрафы за пересечение сплошной, таблица наказаний за двойную сплошную разметку

КоАП РФВиды нарушенийНаказание
ч. 3 ст.12.15выезд на встречную полосу движения при объезде препятствия в нарушение ПДДштраф 1000-1500
ч. 4 ст.12.15обгон с выездом на встречную полосу движения, пересечение сплошной линии разметки, в зоне действия знака 3.20 либо выезд на трамвайные пути встречного направленияштраф 5000 или лишение ву от 4 до 6 мес.
ч. 4 ст.12.15выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при повороте налевоштраф 5000 или лишение ву от 4 до 6 мес.
ч. 4 ст.12.15выезд в нарушение требований, предписанных дорожным знаком 4.3 «Круговое движение», на полосу, предназначенную для встречного движенияштраф 5000 или лишение ву от 4 до 6 мес.
ч. 4 ст.12.15выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, на перекрестке, имеющем два пересечения проезжих частейштраф 5000 или лишение ву от 4 до 6 мес.
ч. 4 ст.12.15обгон на регулируемом перекрестке или на нерегулируемом перекрестке при движении по дороге, не являющейся главнойштраф 5000 или лишение ву от 4 до 6 мес.
ч. 5 ст.12.15повторное нарушение предусмотренное ч. 4 ст.12.15лишение прав на 1 год
при фиксации на камеру в атематическом режиме штраф 5000
ч. 1 12.16несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных ч 2 - 7 ст. 12.16 и другими статьями КоАП РФпредупреждение или штраф 500
ч. 2 ст.12.16поворот налево в нарушение требований, предписанных дорожными знаками и (или) разметкой проезжей части дороги или разворотштраф 1000-1500

Чем грозит пересечение двойной сплошной линии разметки

Пересечение двойной сплошной – не редкое и опасное явление на дороге, наравне с превышением скорости и игнорированием запрещающих сигналов светофора. Поэтому для виновников установлены строгие санкции, такие как штраф и лишение прав.

Наказание назначается индивидуально, поскольку на факт правонарушения влияет дорожная обстановка и намерения водителя.

Штраф в качестве единственно возможного наказания присуждается, когда автолюбитель, несмотря на сплошную, повернул влево или развернулся в обратную сторону.

Решив проделать такие маневры, водитель должен быть готов оплатить от 1 тыс. до 1. 5 тыс. руб. в государственную казну ( ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ).

Более жесткое наказание за сплошную грозит, если водитель, игнорируя разметку, переехал на встречную полосу или трамвайные пути (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). Водителю как минимум необходимо оплатить 5 тыс. руб., а в худшем случае – готовиться распрощаться с правами на 4 – 6 месяцев.

Вид и размер санкций в каждой ситуации определяет суд на свое усмотрение, учитывая личность нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства. Но не выходя за пределы своих полномочий.

Пересечение сплошной линии: виды нарушений

Сплошная линия располагается в разных местах дороги и бывает в виде одной (одинарная) или двух (двойная) белых полос.

Одинарную сплошную (1.2) , расположенную по краю дороги, разрешено пересекать, если отсутствует знак 3.27, которым нахождение автомобиля на обочине запрещено. А вот, переезд одинарной сплошных линий (1.1) под строгим запретом – это административное правонарушение.

На практике самонадеянные водители намеренно не обращают внимания на запрещающую разметку, разделяющую трассу пополам. Виды нарушений, связанных с игнорированием сплошной, подразделяются в зависимости от того, какую цель преследует водитель и куда попадает в результате движения.

Обгон с пересечением

По статистике основная цель, преследуемая водителями, выезжающими за сплошную линию – обгон автомобилей в транспортном потоке. При этом, на короткий промежуток времени транспорт нарушителя попадает на встречную полосу.

Законодателями установлены отрезки дорог, на которых обгон запрещен никогда и ни при каких обстоятельствах.

Запрет установлен на участках:

  • эстакады, мосты, путепроводы, тоннели;
  • на перекрестках, если только обгон не происходит по основной дороге при отсутствии светофора;
  • на пешеходных переходах;
  • ж/д переезды, начиная за 100 м до них;
  • плохо просматриваемые участки дорог.

Обычно в этих местах рисуется не только сплошная, но и ставиться соответствующий запрещающий знак.

Если нет дорожного знака, необходимо соблюдать разметку, иначе, при остановке нарушителя инспектором, ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ не миновать.

Обгон тихоходного транспорта

Увидев не прерывистую линию разметки, об обгоне можно забыть. Что не скажешь о знаке “Обгон запрещен”. Такой знак предусматривает исключение и разрешает обгон тихоходного транспорта, если он находится там, где сплошная отсутствует.

При наличии сплошной и одновременно установленным знаком, запрещающим обгон, исключение не действует. Из этого следует, что при наличии знака 3.20 и двойной сплошной, объехать тихохода, запрещено.

Прежде чем решиться на обгон, необходимо убедиться, что нет перечисленных запретов, а впереди действительно тихоходное средство передвижения, которое имеет отличительные признаки.

Характеристика тихоходного ТС:

  1. Максимальная скорость, установленная производителем – 30 км/ч. к ним относится с/х и асфальтоукладочная техника.
  2. Наличие специального знака – красного треугольника с жёлтой или красной рамкой.

В то же время Верховный Суд России в недавнем постановлении 25.06.2019 № 20 разъяснил, что отсутствие специального обозначения на тихоходном транспорте нельзя отнести к вине обгоняющего водителя. В этом случае ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, а тем более лишение водительских прав исключены.

Поскольку узнать заранее максимальную скорость разгона транспорта практически невозможно, правами лучше не рисковать.

Объезд препятствия

При невозможности продолжить движение по своей стороне из-за какой-либо помехи, водители вынуждены перестраиваться на соседнюю встречную полосу для объезда препятствия.

При наличии сплошной проделать такой трюк не получится. Дорога должна быть двухсторонней и как минимум четырех полосной. Фактически предполагается, что у водителя достаточно места для объезда без нарушения правил.

Под препятствием имеется в виду объект, находящийся на проезжей части, который мешает движению по полосе.

К таким помехам относятся:

  • аварийное или неисправное транспортное средство;
  • дорожная яма;
  • поваленное дерево.

В то же время скопление машин, вынужденных стоять в пробке, или остановившиеся по требованию инспекторов ДПС автомобили не являются препятствием.

Нарушители, объехавшие помеху через сплошную, должны приготовить деньги для оплаты штрафа, в размере от 1 тыс. до 1.5 тыс. (ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ).

Поворот налево

При повороте налево автомобиль неминуемо попадает на встречный путь. Понимая это и осознавая, что выезд через сплошную – это не только штраф (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), водители мысленно готовятся расстаться с правами.

Между тем, законодатели не отождествляют поворот в левую сторону с выездом на встречку. За это нарушение предусмотрена отдельная статья, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ. Наказание ограничивается денежной санкцией в размере 1 – 1,5 тыс. рублей.

Степень общественной опасности при повороте налево меньше, чем при обгоне минуя сплошную. Ведь у водителя нет цели ехать навстречу потоку машин.

Главное не то, где оказывается автомобиль непосредственно после переезда сплошной, а в какую сторону он направляется. Поэтому при повороте налево такое суровое наказание как лишение прав не предусмотрено.

Разворот через сплошную

При развороте, как и повороте вопреки требованиям сплошной, возможен только штраф от 1 тыс. до 1.5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ).

Разворот отличается от поворота тем, что при развороте совершается непросто выезд на встречную полосу, а движение по ней. Только в результате транспортное средство продолжает ехать не против встречного потока, а попутно ему.

Такие действия несут меньшую общественную опасность, чем обгон или объезд путем выезда на встречную полосу. Поэтому максимум, на что могут рассчитывать нарушители – это штраф в 1.5 тыс. руб.

Спорные ситуации на дороге

При проезде через сплошную линию нередко возникают спорные моменты, главным образом связанные с состоянием дорожного покрытия и злоупотреблениями инспектора ДПС.

Так, часто встречается разметка, которую невозможно разглядеть из-за погодных или дорожных условий: заметена снегом, стерлась, размылась. И объективных причин – отсутствие основных и дублирующих знаков особых предписаний ( 5.15.6, 5.15.7).

В таких случаях невозможно понять какой линией разделены полосы движения, где начало встречки. Чтобы защитить себя от необоснованных обвинений, необходимо сделать фотографии дорожного покрытия, скопировать материал с видеорегистратора.

Еще одним примером может служить ситуация, когда объехать помеху на проезжей части по правилам невозможно. Водитель вынужденно нарушает разметку.

Чтобы предотвратить неблагоприятные последствия в виде административного наказания, придется доказывать, что была крайняя необходимость. Ведь другого выхода на тот момент не было.

Стоит отметить, что неадекватных сотрудников ДПС, стало значительно меньше, они с пониманием относятся к таким ситуациям и не выписывают штраф.

Если остановили

После остановки инспектором по факту нарушения ПДД внимательно отнестись к составлению материала.

Протокол – это основной документ, которым руководствуется суд, когда рассматривает дела о нарушении в области дорожного движения. И если в нем отсутствуют отметки о возражениях относительно установленного инспектором факта, в дальнейшем суд не обратит на них никакого внимания.

Чтобы правильно выстроить линию поведения в протоколе нужно написать о необходимости иметь защитника и пока отказаться от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции РФ.

По общему правилу материалы рассматриваются по месту совершения правонарушения. Но часто бывает так, что инспектор останавливает далеко от региона проживания нарушителя. В таком случае можно ходатайствовать о рассмотрении дела по месту жительства.

Если в машине на момент остановки находились пассажиры, их желательно записать в протокол как свидетелей.

Будучи уверенным в законности своих действий, нужно не идти на поводу у инспектора, соглашаясь с предъявленным в протоколе обвинением. Если занять четкую позицию, есть перспектива выиграть дело.

Можно ли оспорить

Чтобы отстоять свою позицию по невиновности и отсутствии нарушения нужно проработать линию защиты.

Как минимум, готовится ходатайство о запросе дислокации дорожного движения на спорном участке трассы. Максимум осуществляется выезд на место составления протокола, для фото и видео фиксации отсутствии знаков, нанесения разметки. Все оформляется актом.

Веское основание для суда будет несоответствие требованиям к установке знаков и разметки на дороге.

Типичные нарушения:

  1. Знак противоречит нанесенной разметке, если он был установлен временно и его забыли убрать.
  2. Нечитаемые, плохо просматриваемые указатели и разметка.
  3. Противоречие дорожных знаков.
  4. Установка не по ГОСТ.

При наличии противоречий между дислокацией и реальным положением вещей, стоит говорить о том, что водитель не был ориентирован о режиме движения, соответственно не мог реагировать на ситуацию должным образом.

Обоснованно указав на нарушения и подкрепив их доказательствами, получится избежать несправедливого наказания.

Рекомендации при составлении протокола

Составление протокола о совершении правонарушения – это еще не решение суда и не доказанная вина. Все зависит не только от обстоятельств, но и от активной позиции водителя при защите своих прав.

Успешное рассмотрение дела в суде зависит, в первую очередь, от процедуры составления протокола. Шанс быть услышанным и оправданным повышается, если следовать простым правилам.

Советы при оформлении правонарушения:

  1. Возражения и пояснения заносить в протокол до его подписания.
  2. До суда собрать фото и видеоматериалы дорожной обстановки (состояние покрытия, расположение знаков).
  3. Ходатайствовать об истребовании схемы дорожного движения.
  4. Оплатить все ранее выставленные штрафы.
  5. В протоколе ссылаться на свидетелей, которые подтверждают позицию водителя, и привлечь их к рассмотрению дела в суде.
  6. Если нет уверенности в том, что нарушение отсутствовало, лучше заранее заплатить штраф за встречку, тогда он будет на 50% меньше.

Остановка автомобиля инспектором ДПС – это еще не приговор. Зная о том, какие последствия, могут наступить при нарушении ПДД, а за какие маневры ответственность не предусмотрена, можно уверенно общаться с сотрудником дорожной службы. Смело отстаивать свои права. Как говорится, предупрежден, значит вооружен.

Автор: Татьяна Викторовна Косых, источник avt-yurist.ru.