Порядок расчета компенсации, которая должна покрыть ущерб дорожному полотну, причиненный автотранспортными средствами, перегруженными весом на оси, устанавливается разными правовыми актами.

Это может быть как общее положение для всех точек Российской Федерации, так и нормативная документация регионального, федерального, окружного уровня.

Любое превышение массы карается различными мерами ответственности по ст. 12.21.1, 12.21.2 КоАП РФ, в зависимости от специфики нарушения.

Правильно провести расчет ущерба – это значит, правильно определить уровень компенсации, которую обязан оплатить нарушитель.

Какая методика используется

Порядок вычислений вреда дорожному полотну в результате проехавшегося по нему перегруженной автотранспортной техники, указан в правительственном Постановлении №12 от 09.01.14 г., отредактированном 18.05.2015 года.

Методика расчетов представлена в этом правовом акте в качестве Приложения к «Правилам возмещения ущерба дорожным одеждам, причиненного автомобильно-грузовыми средствами перемещения».

Система расчетов состоит из следующих манипуляций:

  1. Подставление значений в специальную формулу.
  2. Использование таблиц с постоянными коэффициентами и ставками.
  3. Применение Приложений к Постановлению Правительства РФ.
  4. Пользование данными технических характеристик ТС.

Кто вообще занимается вычислениями вреда, причиненного покрытию российской дороги тяжеловесным ненормированным транспортом? В этот перечень входят физические, юридические лица и организации.

Посчитать ущерб могут:

  • служащие офисной структуры подразделений ГИБДД;
  • судебные эксперты (первой инстанции);
  • истцы, подающие заявления в судебный орган на автовладельцев, не желающих погашать штрафы;
  • сами автомобилисты, которым грозит большой штраф и которые хотят обжаловать в административном или судебном (досудебном) порядке;
  • автоюристы, адвокаты, независимые эксперты и другие специалисты, к которым можно обратиться за объективной оценкой (услуга платная).

Суд осуществляет контроль над уже рассчитанным ущербом и проверяет его правильность. Однако эта же инстанция может заниматься и расчетами подобных показателей, существенно влияющих на размер штрафа в итоге.

Какие берутся исходные данные

После проведения всех необходимых исчислений по стандартной методике расчета составляется специальный акт, в котором отражается не только итоговая сумма, но и все параметры, участвовавшие в практике автомобильной математики.

Эти параметры можно назвать также и исходными данными, которые берут для формулы, либо входными – если требуется ввести информацию в онлайн калькулятор, либо программу на компьютере, ведущую такие расчеты.

Исходные данные следующие:

  1. Класс дорожных одежд (многослойного автодорожного покрытия).
  2. Тип дороги – магистраль, трасса, городская инфраструктура, мост, набережная, объездная дорога и прочее.
  3. Расположение участка пройденного пути в стране.
  4. Протяженность пути, который сделал перегруженный автомобиль (путь облегченного авто во внимание не берется).
  5. Количество поездок, приходящихся на один и тот же ТС.
  6. Категория ТС.
  7. Расстояние между осями.
  8. Фактическая нагрузка массой на оси.
  9. Нагрузка по общей массе авто (по факту).
  10. Превышение грузом (в тоннах).
  11. Допустимая нагрузка массой осей и всей машины в целом.
  12. Тариф превышения массой осей – в каждом регионе он устанавливается свой.

Обратите внимание! Цена иска, поданного на должника-автомобилиста и размер вреда, указанного в акте расчета – должны совпадать. Это прописано в Постановлении ФАС СЗО, принятом по судебному разбирательству – дело №А56-38795/2012 от 22.04.13 г.

Кроме того, должны в акте также указываться параметры самого авто – марка, модель, номер (заводской), тип ТС (категория) и другие сведения.

Может ли что-то повлиять на искажение итогового результата расчета? Специалисты отмечают, что – да.

Погрешности могут возникать в связи с некоторыми ситуациями, на которые каждому водителю или служащим подразделений ГИБДД, осуществляющим расчеты, следует обращать внимание.

Обусловленность ошибок в исчислениях можно определить следующими факторами:

  1. Неверно принятая цифра, обозначающая протяженность пути, который был пройден машиной с перегрузом.
  2. Имевшиеся временные ограничения – например, несовпадения временных рамок пройденного транспортным средством пути.
  3. Неучтенные природно-климатические условия, влиявшие на скорость движения ТС, создавшие затруднения его проезда вдобавок к тяжести.
  4. Само средство передвижения было спорным в отношении его классифицирования категории. Например, самодельные добавления дополнительных подвесок, либо отсутствия пневматической подвески.
  5. Неисправность контрольно-весовой техники

Нужно отметить одно существенную деталь, касающуюся оштрафованного водителя и его решения опротестовать протокол.

Если автомобилист будет думать, что следует искать ошибки в расчетах дорожного ущерба, то это само по себе не запрещается. Но не стоит думать, что найденные при помощи адвоката или юриста, они смогут повлиять на оправдание неплательщика.

Факт неправильного расчета вреда автодорожному полотну после перегрузки ТС, не служит основанием, чтобы отозвать назад иск, поданный службой ГАИ в суд за неуплату штрафа.

Это видно из судебной практики – например, дело №А51-32291/2013, дело № А79-837/2013 или дело № А28-5659/2013. Просто делается в таких случаях перерасчет суммы ущерба.

Пример 1

Чтобы понимать, как влияет на исход вопроса ошибка в расчетах, рассмотрим один случай – в ситуации с разбирательством по делу № А79-837/2013.

При расчете вреда дорожному покрытию, причиненного груженой не по нормативу машиной, расстояние пройденного хода от точки «А» (г. Курган, Уральский ФО РФ) к точке «Б» (место задержания) принималось за 410 км.

Исследования судебных экспертов показали, что расстояние по такому же маршруту было 260 км (трасса М51 «Байкал»). Через полтора часа лишняя масса была изъята из грузового отсека авто и переложена на другую машину.

Этим самым причина правонарушения была устранена. Специалисты судебного учреждения сделали перерасчет суммы в меньшую сторону – снижение размера штрафа произошло по причине меньшего значения расстояния, пройденного груженым автомобилем.

Формулировка, раскрывающая основание для проведения такой судэкспертной «манипуляции», звучала следующим образом: «постановление об административном правонарушении отменено по причине неверно представленного суду расчета ущерба дорожному покрытию (сумма в протоколе больше, чем та, что отражена в иске)».

Формула

Методика расчета представлена двумя основными формулами, одна из которых дает результат по дороге покрытием облегченного и капитального типа, а вторая – переходного варианта, состоящая из гравия, щебенки или булыжника. Во многом зависит, какие машины и по каким дорогам будут перемещаться.

Если это тяжеловесные грузовики, то они быстро могут вывести из надлежащего эксплуатационного состояния щебеночное покрытие.

Для первого типа дорог используется формула:

Для второго (переходного) типа применяют следующую формулу:

Пояснения значений к формулам:

Но есть еще и формула для того, чтобы можно было посчитать, какой вред дорожному покрытию был причинен на каждые 100 км, если по нему проезжала машина с перегрузом.

Таблицы коэффициентов, которые нужно подставлять в эти формулы:

Пример 2

Допустим автопоезду (группа ТС «А») требуется сделать один рейс по Уральскому округу с расстоянием 200 км с тягачом КрАЗ-258 Б1, а также полуприцепом – ЧМЗАП-5524П.

Полной массой такого ТС является – 52 тонны с нагрузкой по 10 тс на каждую из осей. При этом база тележки составляет – 1,4 м с нагрузкой на её ось 12 тс, когда база увеличена до 1,56 м.

Используемая дорога – переходного типа местного значения. Погодные условия были оптимальные.

Пример расчета приведен в табличном варианте:

Значения
формулы
Данные Вычисления
К кап.рем. 1,03

1,03*0,35*1840*(1+0,14*81,24*(37,7:10+2,4))

Примечание: возведенная в степень величина превышенной фактической нагрузки на ось – «П ось» – 13,18.

К сез. 0,35
Р исх. 1840
П ось
(тонн/ось)
8
Н
(тонн/ось)
10
a, b 37,7 / 2,4
Р помi Итого: 8215,14 руб.
К кап.рем. 1,03 1,03*0,662*(7365+123,4*20)
К пм 0,662
c, d 7365 / 123,4
П пм
(%)
20
Р пм Итого
на каждые
100 км:
6704,73 руб.

Как рассчитать ущерб дорожному покрытию от перегруза онлайн

Можно зайти на любой официальный сайт, чтобы самостоятельно посчитать оплату вреда, который следует покрыть нарушителю весовых категорий провозимого груза.

Только на каждом портале могут быть свои некоторые условия – от авторизации как пользователь до отдельной платы за услугу расчета. Например, на сайте – ДорАвтоТранс (doravtotrans.ru) есть специальный калькулятор, позволяющий сделать правильные вычисления.

Но для этого придется предварительно зарегистрировать свой профиль на ресурсе, чтобы получать ответы после несложной математики на свой личный кабинет. Услуга пользования таким калькулятором на этом сайте бесплатная.

Есть еще способ найти в онлайн режиме место, где можно быть точно уверенным в том, что расчет можно сделать в интернете правильно. Достаточно просто зайти на сайт регионального уровня.

Для примера возьмём портал «АтлайАвтоДор» – altdor.ru. Здесь заблаговременно регистрироваться на ресурсе не нужно – можно сразу приступать к вводу данных, чтобы сделать расчет в интерактивном режиме.

Единственное ограничение – здесь нельзя посчитать вред дороге легкового автомобиля с избыточным весом.

Указывается в форме:

  • расстояние в километрах;
  • количество совершенных поездок с учетом перегруженности;
  • какой тип транспорта – грузовик, грузовик с прицепом, четырехосный (и более) автопоезд или иное транспортное средство, указанное на стилизованных картинках;
  • пространство между осями в метрах;
  • допустимая и фактическая нагрузки на оси в тоннах и так далее, следуя по структуре предложенной системы.

Базовые ставки для определения вреда

При осуществлении крупногабаритных перевозок обязательно у водителя должно быть письменное разрешение, выдаваемое транспортными региональными властями по месту загрузки ТС.

В противном случае придется оплачивать не только компенсацию за износ дороги утяжеленным автотранспортом, но также и штраф за отсутствие должной сопроводительной документации при грузоперевозках.

Размеры вреда, причиняемого ТС с осевой допустимой массой 10 т/ось при езде на федеральных трассах с превышением веса перевозимого.

При этом имеется в виду увеличение массы сверх стандарта на каждую ось. Всё это в качестве общих тарифов представлено отдельной таблицей.

Базовые тарифы по разным регионам России в отношении ТС с разрешенной нагрузкой на ось – 11,5 т, перемещающихся по федеральной трассе с превышением массы груза, также представлены отдельной таблицей показателей.

Ставки базового значения по ТС, перемещающимся по дорогам следующего типа – регионального, федерального, межмуниципального и местного значения, тоже представлены отдельными показателями.

В этих расчетах в обязательном порядке следует применять коэффициент К, приведенный в таблице 4, прилагающейся к Постановлению №12.

Для того чтобы показать, какая нагрузка была допущена по факту, а какая была превышением нормы, необходимо пользоваться специальными таблицами.

Одна из них называется «Таблица 1. Величина ущерба после превышения норм допустимых масс на ТС», вторая – «Таблица 2. Величина ущерба после превышения норм допустимых масс по осям ТС».

Данные можно взять из Приложений № 1 и 2 к Постановлению российского правительства №1590 от 27.12.14 г.

Кроме этого, при расчетах также понадобится учесть снаряженную массу и допустимую заводом-изготовителем автотехники. Эти сведения берутся из технической её документации – ПТС, карта техосмотра.