Ответственность перевозчика за нарушение правил перевозки несовершеннолетних на сегодняшний момент достаточно высока. В некоторых случаях наказание может достигать уголовного, поэтому к данной ситуации следует отнестись с должным вниманием и серьёзностью.

Общие условия

Если рассматривать вопрос с точки зрения доставки детей собранных в организованные группы, здесь необходимо уделить внимание нескольким законодательным актам, регулирующим данное направление:

  1. Постановление Правительства от 17.12.2013 г. № 1177, содержащее ключевые вопросы обеспечения безопасности в процессе осуществления таких рейсов. 
  2. ГОСТ 33552-2015, действующий с 01.04.2017 г. вместо действовавшего ранее ГОСТ Р 51160-98, затрагивающего требования к техническому состоянию автобусов, предназначенных для перевозки организованных групп детей. 
  3. ПДД РФ, предусматривающие классические условия, передвижения транспортного средства по дорогам общего пользования.

Данные документы содержат в себе ряд ключевых требований определяющих, как профессиональную надёжность водителя, допущенного к управлению транспортным средством, так и порядок обеспечения безопасности перевозочного процесса.

Ряд положений предусматривает характеристики детей и взрослых сопровождающих, которые могут допускаться в автобус, а также иные условности присущие данной ситуации.

Разрешается ли доставка организованной группы в ночное время

Вышеназванное Постановление Правительства № 1177, не запрещает езду в ночное время.

Однако, п. 11 своим содержанием ограничивает их осуществление, допуская лишь в нескольких случаях:

  1. В направлении к железнодорожному вокзалу, аэропорту и от него.
  2. Для завершения маршрута в случае возникновения незапланированных отклонений от утверждённого ранее графика.
  3. Если необходимость действия подтверждается правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
  4. Интервал ночного времени находится в диапазоне от 23:00 до 06:00 часов.
  5. Расстояние пройденного пути не должно превышать 100 км. В противном случае, необходимо сконфигурировать маршрут иным образом.

Требования к школьным автобусам

Хотя основные требования, относящиеся к школьным автобусам прописаны в ГОСТ 33552-2015, некоторые из них приведены в Постановлении Правительства № 1177.

Однако, вступают в силу они лишь с 01.07.2018 г. согласно Постановлению Правительства № 1621 от 23.12.2017 г. п.2. В частности того факт, что мерцающая жёлтым или оранжевым цветом мигалка на автобусной крыше должна быть включена, если внутри находятся дети.

Остальные условия, относящиеся к автобусам приводятся в ГОСТе:

  1. Если максимальная скорость движения транспортного средства превышает 60 км/ч, в его конструкции должен находиться ограничитель, не позволяющим превышение установленного Правилами режима равного этой величине. Данный факт дублируется нанесением специальной наклейки на заднюю часть ТС. 
  2. При движении на школьных маршрутах и иных рейсах требуется наличие работающего тахографа СКЗИ.
  3. Укомплектованность спутниково-навигационным маяком, обеспечивающим непрерывный контроль за расположением и скоростными параметрами автобуса (ГЛОНАСС, GPS). 
  4. Спереди и сзади устанавливаются опознавательные таблички «Перевозка детей», установленного образца и размера.
  5. Кузов окрашивается в ярко-жёлтый цвет, а на каждой стороне наносятся надписи «Дети». Осуществляется это с использованием определённой краски и размера шрифта, утверждённого в ГОСТ 33552-2015.
  6. Включение задней скорости автобуса должно сопровождаться воспроизведением непрерывного звукового сигнала, который перестает издаваться только после переключения коробки скоростей в другой режим.
  7. Кресла, предназначенные для посадки детей, должны соответствовать определённым размерам. Возможность установки на них детских удерживающих устройств определяется производителем ТС. 
  8. Дверной проём, размер и шаг ступеней тоже регулируются тестом вышеупомянутого стандарта. 

Помимо этого, использование для этих целей автобуса старше 10 лет с даты выпуска не допускается.

Ещё одной ключевой особенностью является наличие паспорта безопасности транспортного средства в котором отображаются следующие сведения:

  1. Марка, модель, государственные регистрационный знак и реестровый номер. 
  2. Общие сведения, включающие основную характеристику ТС, включая дату прохождения техосмотра и образовательное учреждение за которым оно закреплено. 
  3. Сведения о собственниках автобуса. 
  4. Сведения о водителе, допущенном к управлению. 
  5. Пункт, содержащий информацию об организационно-техническом обеспечении, включающем в себя сведения о лицах, осуществляющих технический контроль и медицинское освидетельствование водителя, а также фотографии транспортного средства. 
  6. Маршрут перевозки детей в школьном автобусе. 
  7. Организация надзора за эксплуатацией, которая не заполняется без разрешения ГАИ. 

Правила для микроавтобуса

В данной ситуации начать можно с вышеупомянутого ГОСТ 33552-2015, в гл. I которого приводится информация, относительно транспортных средств, попадающих под его действие.

Стандарт распространяется на все без исключения ТС категории М2 и М3, предназначенные для доставки детей возрастом от 1,5 до 16 лет включительно.

Под данную категорию, в соответствии с условиями по ГОСТ Р 52051-2003, попадают транспортные средства используемые для перевозки пассажиров, имеющие 8 и более мест за исключением водителя.

А так как к М2 относятся ТС, максимальная масса которых менее 5 т, то микроавтобусы попадают именно сюда.

Из этого следует, что доставка детей в микроавтобусе, может осуществляться по 2 сценариям:

  1. При полном соответствии условий, предусмотренных вышеизложенными Правилами транспортировки организованных групп со всеми характерными особенностями и требованиями к транспортным средствам.
  2. Согласно ФЗ от 08.11.2007 г. № 259 ст. 21 перевозка детей в общественном транспорте (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси – микроавтобусы) должна осуществляться в строгом соблюдении ряда условий, среди которых нет информации о способе доставки ребёнка. То есть, он вправе находиться в салоне движущегося автомобиля на условиях, равных взрослому: сидеть на отдельном кресле или на коленях, если не достиг 7 лет и перевозится без предоставления отдельного места (бесплатно). 

Необходимые документы на рейсе

П. 4 Правил организованной перевозки детей (Постановления Правительства № 1177) приводит перечень бумаг, наличие которых является обязательным условием при выполнении таких рейсов.

Состоит он из следующих документов:

  1. Программа маршрута в которую включается:
    • график следования с временем;
    • места и время стоянок и остановок с указанием названия компании, предоставляющей гостиничные услуги.
  2. Список детей, водителей и сопровождающих, содержащий следующие сведения:
    • ФИО, возраст и номера телефонов родителей, опекунов, усыновителей или иного официального представителя – для детей;
    • ФИО, контактный телефон и должность – для сопровождающих;
    • ФИО, номер водительских прав и контактный телефон – для водителя.
  3. Положение, определяющее процесс размещения в салоне и посадки пассажиров и проверяющих во время следования.
  4. Документы медицинского работника, удостоверяющие его личность и право занимать данную должность.

Полный список представленных документов должен храниться в образовательном учреждении или фрахтовщика (если используются его услуги) на протяжении 3 лет с момента возвращения из рейса.

Перевозка на автобусе, не относящимся к автопарку образовательного учреждения без договора фрахтования, заключённого между перевозчиком и нанимателем, который должен являться юридическим лицом, предпринимателем или бюджетным учреждением, запрещена.

Хотя законодательство не предусматривает обязательного наличия копии ответа полиции у водителя, предоставить ему это документ будет не лишним. Это позволит избежать возникновения лишних и необоснованных вопросов от неосведомлённых сотрудников полиции.

Уведомление в Госавтоинспекцию отправляется руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности при осуществлении рейса 1 или 2 автобусами. Ниже на фото представлен образец уведомления в ГИБДД:

Если используется 3 и более, подаётся заявка в ГИБДД на машину сопровождения. Если планируется проезд нескольких зон ответственности подразделений, запрос рассылается в каждое из них, не позднее 2 суток до даты выезда.

Штрафы при доставке автобусом

За нарушение организованной перевозки детей предусмотрена мера наказания в соответствии с требованиями ст. 12.23 КоАП РФ. Её текст затрагивает, как водителя, так и должностных лиц, допустивших выпуск на линию транспортного средства.

При условии, что оно не отвечает перечисленным ранее условиям, обеспечивающим безопасность движения. Для удобного ознакомления с ними ниже приведена таблица, содержащая все необходимые сведения.

Таблица 1. Штрафы за доставку организованной группы детей.

Часть статьи  Краткое описание Мера наказания для водителя, руб. Мера наказания для должностного лица, руб. Мера наказания для юридического лица (ИП), руб.
 3 Нарушение правил ПДД РФ 3 000  25 000 100 000
 4 Нарушение правил, предусмотренных Постановлением Правительства № 1177в частности:
  • использование транспортного средства, не отвечающего своему предназначению;
  • отсутствие бумаг, перечисленных в Постановлении;
  • управление водителем, не соответствующим критериям к допуску перевозки
 3 000  25 000  100 000
 5 Нарушение правил осуществления транспортировки в ночное время 5 000 или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев  50 000  200 000
 6 Нарушение правил в иных ситуациях, не представленных в ч. 3, 4, 5 данной статьи  —  25 000  100 000

Помимо этого, в отношении водителя и остальных лиц, занятых осуществлением данного мероприятия, действуют иные требования российского законодательства, предусмотренные рядом законов и других нормативных актов.

Например:

  1. ПДД.
  2. Лицензирование предпринимательской деятельности.
  3. Ряд статей уголовного кодекса (в случае предумышленного либо непредумышленного вреда здоровью пассажиров или третьих лиц в случае ДТП или иных действий).

Законодательные нормы для автомобиля

28.06.2017 г. Правительство России в Постановлении № 761 п. 5 внесло коррективы в содержание п. 22.9, касающегося правил доставки детей в автомобиле. Ключевой особенностью нововведений стало изменение текста.

Удалена из него фраза: «иные спецустройства», допускающая применять для этого любые подручные элементы вплоть до одеяла, которое подкладывалось под малыша, с целью его пристёгивания штатными ремнями безопасности.

С этого момента, транспортировка ребёнка может осуществляться следующим образом:

  1. Перевозка ребёнка до 12 лет на переднем сиденье или в кабине грузовика допускается только с использованием детского удерживающего устройства (ДУУ), соответствующего росту и весу пассажира. 
  2. Для тех, кто возит в машине школьника, Правила теперь допускают перевозку на заднем сидении, пристегнув его штатным ремнём. Однако, это условие возможно по достижении определённого возраста, до 7 лет без кресла возить детей запрещено на любых местах и на коленях. Иных ограничений ПДД не приводят.

Таким образом, на вопрос со скольки лет в машине без кресла можно перевозить ребёнка теперь новый ответ: не младше 7, но только на заднем кресле. Для меньшего возраста обязательным остаётся использование автокресла, бустера или автолюльки.

Они должны иметь сертификат соответствия согласно Техрегламенту Таможенного Союза. Причем это не зависит от того, какой у него рост или вес, например, весит ребёнок 10 или 20 кг. ДУУ должно подбираться в соответствии с его габаритами.

Наказание за езду с ребенком без кресла

Здесь следует отметить, что под действие вышеупомянутой ст. 12.23 КоАП РФ попадают не только водители легковых и грузовых автомобилей, но и двухколёсной техники.

Согласно п. 22.9 ПДД за перевозку детей на мотоцикле с нарушением требований ПДД, предусмотрена аналогичная мера наказания, как в случае поездки без автокресла (ребёнок младше 12 лет не может сидеть на заднем сидении мотоцикла находящегося в движении).

Таблица 2. Несоблюдение требований по безопасной перевозке ребёнка в автомобиле или мотоцикле может грозить указанным наказанием.

 Виновник  Сумма штрафа
 Для водителя  3 000 руб.
 Для должностного лица  25 000 руб.
 Для юридического лица  100 000 руб.

Следует заметить, что мнение о том, что нарушение повторно это лишение прав – ошибочное. По состоянию на начало 2020 г. российское законодательство не предусматривает такой меры наказания.

Хотя в Думе обсуждается законопроект, допускающий превращение водителя в пешехода минимум на 1,5 года за такие правонарушения. Но это только проект, не утверждённый Правительством.

Скидки при оплате санкций

Водитель, должностное или юридическое лицо вправе получить 50% скидку если оплатит штраф в не позже 20 дней с момента вынесения постановления о назначении административного штрафа. Это условие прописано в п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Однако это условие не относится к случаям, когда принятие решения об исполнении постановления было перенесено или разбито судьёй на несколько этапов. Аналогичная ситуация касается случаев, когда задержка произошла по вине судебного органа или должностного лица, вынесшего заключение.

Перевозка детей любым видом автомобильного транспорта строго регулируется законодательством, а серьёзные санкции за данные правонарушения вполне оправданы, ведь на кону находится здоровье и иногда и жизнь ребёнка.

Поэтому несовершеннолетний, находящийся в машине, автобусе или такси в обязательном порядке должен перевозиться в соответствии с Правилами Дорожного Движения РФ.