Рынок страховых услуг переполнен недобросовестными страховщиками, которые на протяжении всего периода оказания страховых услуг поступают в угоду своей прибыли. При страховании автогражданской ответственности невозможно получить полис ОСАГО без оплаты дополнительных условий страхования. Только и слышно о «комплексе услуг страхования».

Зачем кому-то нужно страховать жизнь или имущество, если гражданин конкретно пришел оформить полис ОСАГО, чтобы не оштрафовали гаишники на дорогах. Тем более это публичный договор страхования, который заключается с неопределенным кругом лиц на условиях, установленных законом об ОСАГО.

Другой момент недобросовестности проявляется при наступлении страхового случая. Страховщик пытается уйти от обязательств и выплачивать, сколько ему вздумается. Поэтому приняты дополнения в законодательство об ОСАГО, чтобы сместить с рынка страховых услуг недобропорядочных и алчных страховщиков.

Виды ответственности страховой компании

К страховщикам может применяться административная ответственность за отказ в страховании по ОСАГО и навязывании ненужных видов услуг страхования для гражданина в размере 50000 рублей по статье 15.34.1 КоАП РФ, так сказать – «капля в море».

А вот если бы от каждой жалобы гражданина, страховая платила хотя бы 100000 рублей штрафа, может ситуация и изменилась бы в корне. Что мешает лишать лицензий недобросовестных страховщиков?

Так, для водителей ввели новую норму, где судебные приставы могут временно лишать прав, а если такие временно лишенные встречаются с гаишниками, то они оказываются реально лишенными прав по суду.

Для поддержания конкурентного рынка должна быть четкая идеология страховых компаний. Если это невозможно, может стоит государству лично заниматься вопросами ОСАГО, ведь это требование законодательства. Если этим будут ведать конкретные должностные лица, то в случае злоупотребления правами речь уже будет идти об уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность пока реальный стимул наказания страховщиков, не желающих платить по долгам. К сожалению, граждане не имеют опыта ведения «войны» со страховыми компаниями, приходится подключать грамотных специалистов. Поэтому существуют юристы, способные решить проблемы. И Вы не тратить свое время и нервы понапрасну.

Ответственность за нарушение сроков выплаты ОСАГО

Привлечь к ответственности страховщика за неисполнение обязательств по ОСАГО сегодня является возможным, действуя, как требует закон.

Безусловно, решение спора по выплатам будет действенным в суде. Но нужно выполнить требования досудебного порядка урегулирования спора, направить претензию к страховщику.

Это делать нужно в том случае, если Вы полностью не согласны с той суммой, которую насчитал страховщик для ремонта автомобиля. Хотя при существующей единой методике не должно возникать проблем при формировании стоимости страховой выплаты.

Есть единая база запасных частей для каждого автомобиля, с указанием стоимости каждой детали, узла и агрегата. В этой ситуации страховщики умудряются обманывать страхователей по ОСАГО.

Поэтому нужно действовать по принципу «доверяй, но проверяй», когда страховщик подводит Вас к соглашению по причиненным убыткам и стоимости их возмещения. Каждое слово нужно ставить под сомнение и проверять предложенное по другим источником. Только обладая полной уверенностью в словах контрагента, нужно прислушиваться и идти на соглашение со страховщиком.

Много споров возникает при обнаружении скрытых повреждений. Если о них не укажет потерпевший, никто и не заикнется об этом во время экспертизы или самостоятельного ремонта силами страховщика. И Вам приходится писать претензии, обращаться в суд.

Многие прибегают к страхованию по КАСКО, особенно если это новый автомобиль. Но это не значит, что те же страховщики не могут допустить нарушения сроков выплаты по КАСКО, так как имеете дело с теми же лицами, страхующими ОСАГО.

Применение к страховщику мер ответственности

Что же сегодня имеется в законе об ОСАГО, касаемо мер ответственности к страховщику. Обратимся к законодательству и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ.

Если потерпевший направил письмо с претензией в адрес страховщика, который игнорирует в предоставлении мотивированного ответа в двадцатидневный срок, то существует финансовая санкция.

Размер санкции составляет 0,05 процента от максимальной суммы возмещения в зависимости от вида ущерба, начисляемого каждый день после истечения 20 дней на предоставление ответа.

Посчитаем, например, ущерб причинен имуществу, сумма до 400000 рублей, просрочка на десять дней, итого получается 200 рублей. Много или мало судить Вам. Тем более просрочка может быть и больше.

Неустойка за несоблюдение правил исчисления сроков по страховым выплатам составляет 1 процент за каждый день просрочки, начиная со дня, когда страховщик должен произвести выплату по ОСАГО. Здесь уже применяется ощутимый процент.

Меры ответственности за нарушение сроков выполнения восстановительного ремонта, когда такая услуга предоставляется по соглашению сторон. Неустойка начисляется за бездействия страховщика, обязанного выдать направление на ремонт в размере 1 процента от суммы страховой выплаты, покрывающей ремонт на СТО.

Штраф страховщика за выплату ОСАГО, не соответствующей действительности ущерба имущества или вреда здоровью в размере 50 процентов. Этот процент рассчитывается из разницы сумм превышающих выплату страховщика и той суммы, которую требует потерпевший.

Однако все финансовые санкции и штрафы имеют предельный размер, и не должны превышать максимальную сумму страхового возмещения в зависимости от вида причиненного ущерба. Страховщик не будет нести ответственность, если представит доказательство того, что обязательства исполнены в полном объеме, или допущение просрочки произошло из обстоятельств непреодолимой силы.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.