После того, как авто побывало в аварии и претерпело ремонтно-восстановительные процедуры, его стоимость на рынке существенно снижается.

Ни для кого ведь не секрет, что побитую машину не то, чтобы можно было продать задорого, но приходится значительно снижать цену, потому как продажа таких машин всегда проходит очень затруднительно.

Вот почему такая компенсация в виде доплаты к страховым выплатам всегда сможет выручить автомобилиста. Однако чтобы ее официально правильно оформить, нужно знать некоторые правила и как проходит сам процесс.

Что это такое

К понятию утраты товарной стоимости автотранспортного средства относят специфическую величину, цифровой условный показатель, отражающий снижение рыночной стоимости автомобиля из-за проведенного его ремонта после ДТП.

Именно такое определение данному параметру дало Постановление Пленума Верховного Судебного учреждения России №20 от 27.06.13 г., п. 41 Главы «Страховое возмещение».

Если выразиться попроще, то УТС – это разница между той стоимостью авто, которая приходилась на доаварийный момент и стоимостью автомобиля, приходящейся уже после его восстановления из-за аварии.

Полученная величина должна добавляться к страховой выплате по ОСАГО (или КАСКО) как надбавка в качестве возмещения ущерба, причиненного внешнему виду транспорта и его ходовым функциям.

Но большая часть страхователей (клиентов-автомобилистов) даже не догадываются об этом. Почему такую прибавку следует получать от страховщика?

Очень просто – потому что, она относится к реальной стоимости ущерба машины, попавшей в ДТП. Тем не менее, некоторые страховые компании все продолжают скрывать эту немаловажную деталь от своих клиентов, хотя это противозаконно.

Однако кроме взыскивания удешевленной стоимости машины со страховой организации, законом разрешено также взыскивать ее и с виновной в ДТП стороны.

Что говорится в законодательстве

Еще буквально до начала 2015 года УТС не относили к реальному ущербу и не обращали на него особого внимания. Теперь же, с 29.01.15 г.

Постановлением Пленума ВС РФ №2 в абзаце 1 статьи 29 этот параметр расчетов страховых со своими клиентами определен как реальный ущерб, а потому он должен всегда приплюсовываться к страховой выплате.

А точнее, должен учитываться при определении реального размера стоимости повреждений машины после аварии. Именно на этом основании страховые обязаны теперь выплачивать соответствующие размеры УТС пострадавшим в ДТП водителям.

В случае невыполнения такого указания составляется претензия по УТС ОСАГО на имя руководителя страховой компании, и если она не будет удовлетворена, то вполне вероятно страховщика могут оштрафовать или даже отобрать лицензию.

В каких случаях выплачивается

Сниженная товарная стоимость машины, попавшей в автодорожную аварию, может быть оплачена только в том случае, если испорченные и поломанные детали существенно портят ее внешний вид и затрудняют использование четырехколесной автотехники.

Перед тем как рассчитать этот показатель необходимо еще учесть некоторые правила, которые заключаются в следующем:

  1. При начислении УТС для автомобиля отечественного производства, износ должен составлять не больше, чем 40%. При этом возраст авто должен быть 3 года, а пробег не превышать 50 000 км.
  2. Когда рассчитывается УТС для иномарки, то ее износ тоже не должен быть более 40%, но по возрасту такие машины допускаются к рассмотрению не старше 5 лет с пробегом, не превышающим 100 000 км.
  3. Автомобиль за всю свою историю существования не должен попадать в аварию ни одного раза, только тогда УТС будет учтен.
  4. Отечественные автобусы и грузовой транспорт, которым более 1 года.
  5. Иномарки, по которым гарантийный срок истек.
  6. Иностранные автобусы возрастом более 5 лет.

На пробег обращают внимание не все страховые службы, но все-таки учесть этот параметр также стоит перед тем, как подавать заявление на оплату утраты товарной стоимости техники.

Нужно помнить об условиях страхового договора, если в этом документе есть пункт, где сказано, что страховщик имеет право отказать в выплате клиенту УТС, тогда ни один суд не станет на сторону страхователя – клиента компании.

Потому как условия соглашения, заключенного между сторонами изначально, являются первичной базой, на которую будет опираться судебная инстанция при рассмотрении дела.

Кроме этого, нужно еще отметить случаи, когда именно следует применять расчет потери товарной стоимости автомобиля, привести в доаварийное состояние на 100%, которое невозможно. УТС применяется в следующих случаях, когда необходимо:

  • разбирать и собирать салон;
  • рихтовать и окрашивать поверхность машины;
  • производить замену (полную или частичную) каких-то несъемных конструкций;
  • править геометрию кузова, рамы и устранять их деформацию;
  • ремонтировать двери, крышку для багажника, пластиковое крыло и прочее.

При этом смотрят еще и на то, как машина движется, трогается с места, совершает маневры, какие требуется произвести ремонтные работы внутренних деталей автомобиля, отвечающих за его прямую эксплуатацию.

Если нужно устанавливать только мелкие какие-то элементы, то УТС не учитывается. Это могут быть молдинги, корпус зеркала, дверные ручки, накладки, часть облицовки и прочее.

Как рассчитать УТС по ОСАГО

Когда расчеты ведутся страховой компанией, то размер потери товарного вида может достигать до 20%, взятых от самого реального ущерба, первично оцененного экспертом при наступлении страхового случая.

Для того чтобы не сомневаться в правильности расчетов страховой фирмы и перепроверить их правильность, можно провести независимую экспертную оценку по утрате товарной стоимости.

Данные ее изначально страховщик принимать не будет, так определено в ч.«б» ст. 1 законодательного акта от 23.06.16 г. №214-ФЗ, вступившего в полную силу 4 июля 2020 года.

Но зато водители смогут использовать отчеты такой экспертизы в суде или прилагать их к претензии, если будут не согласны с действиями страховой организации.

Для расчетов используют, как правило, два классических приема:

  1. По методу, предложенному Министерством юстиции России.
  2. По способу Хальбгевакса.

Все эти методы и способы применимы исключительно только к одному случаю ремонта машины, поэтому все расчеты будут вестись только по одной аварии.
Расчеты способом Минюста РФ

Первый вариант применяется всегда для авто возрастом не старше 5 лет и с износом не выше 35-40%. При этом формула задействована следующая:

В данном случае расчет УТС будет напрямую зависеть от следующих правил:

  1. Сумма всех коэффициентов должна быть снижена на 20%, когда производится замена конструктивов и их установка при помощи сварки.
  2. Суммы, которые выделялись страховой компанией на ремонт, не могут превышать стоимость новых деталей, годных к замене.
  3. Если обнаружиться, что выравнивание кузова было сделано еще до попадания машины в аварию, то тогда коэффициент Ki должен быть уменьшен наполовину.
  4. Полное либо частичное окрашивание авто всегда уменьшает его стоимость, но должен учитываться возраст машины – не более 5 лет для иностранных машин и 3-х – для отечественных.

Когда возникает необходимость наносить на какие-то элементы ремонтируемого ТС лакокрасочное покрытие, то тогда используют следующую формулу:

Когда обнаруживают такие дефекты на деталях корпуса, образовавшиеся до момента наступления ДТП, которые следует ремонтировать строго путем окрашивания, тогда параметр Кокр(1) должен быть выставлен меньшим – 0,35.

Тогда результат вычислений будет меняться в зависимости от того, сколько насчитано таких дефектов (n).

И считать нужно будет уже не сумму, а разность – нужно будет отнять от первичного результата вторичный результат, который был рассчитан с уменьшенным показателем:

Кокр – Кокр * n пов. / n.

Расчеты путем метода Хальбгевакса

Разу нужно отметить важные правила для этих расчетов, которые заключаются в следующих пунктах:

  1. Распространяется на машины-иномарки возрастом до 5 лет с показателями спидометра не выше – 100 000 км на дату совершенного ДТП.
  2. Распространяется на машины отечественного выпуска возрастом до 3-х лет и с показателями на спидометре не больше 50 000 км на дату случившейся аварии.
  3. Чтобы произвести расчеты следует собрать следующие входные данные:
    • цена авто на момент выпуска из завода – ЦН;
    • цена машины по рыночному спросу непосредственно перед самой аварией – ЦР;
    • год заводского выпуска авто;
    • объем денежной массы (средств), что понадобиться для восстановления машины – СО;
    • сколько стоят услуги ремонта – СР;
    • Какие фигурируют по случаю расценки на запасные части, детали, материалы – СМ.

После этих расчетов всегда будут находить еще и два вспомогательных – А и В, которые помогут привести самую формулу в более рабочий вид.

Здесь также понадобиться учесть несколько ключевых факторов:

  • если значение А выявляется меньшим 10% (ремонт достаточно дешевый), то показатель снижения денежных эквивалентов будут рассчитывать только в исключительных обстоятельствах;
  • если значение А выявилось большим 90%, а В – 40%, тогда уменьшающий показатель вообще не трогают (не рассчитывают) потому как ремонт очень дорогой.

Вычисления по методу РД (Руководящего Документа)

Наиболее сложный порядок расчетов – это использование метода РД или Руководящего документа.

Ввиду сложности формулы и множества нюансов обычно такие расчеты производятся исключительно специалистами и только при помощи вычислительных компьютерных программ.

В основном метод применяется для определения товарного снижения иномарок Премиум класса или очень дорогостоящих машин заграничного производства.

Если вы попытаетесь самостоятельно произвести расчет по данной методике, то ее отчет не примет ни одна страховая компания, а для вас эффект от таких исчислений будет лишь носить справочный характер. Приведем лишь для примера саму формулу в ее упрощенном варианте.

Именно по той причине, что потеря товарной ценности автомобиля после аварии приравнивается к реальному ущербу, ее размер не оплачивается отдельно от максимально установленного лимита страховки по ОСАГО, а входит в него.

Это обозначает, что если по ущербу на сегодня установлен максимум в 400 000 рублей, то и УТС будет входить в эту сумму также, а не прибавляться к ней.

Если какие-то суммы будут выходить за пределы тех, которые по договорным и законодательным обязательствам должен оплатить страховщик, тогда их покрывать обязан уже виновник в ДТП.

Пример расчета

Хоть старые машины и не рассматриваются для расчетов УТС, но мы приведем пример расчета для случая, когда авто попало в аварию в 2010 году.

Пример вычисления по методу Минюста:

  1. На ремонт отправили отечественное авто – ВАЗ 21047 2007 года выпуска в стандартной комплектации, с пробегом – 50 000 км, двигатель инжекторный, есть сигнализация.
  2. Ремонт капота.
  3. Первичная цена машины на 2007 год составляла – 208 000 рублей (цена авто-аналога).
  4. Цена машины за несколько дней до аварии определялась с учетом износа совокупно за все годы использования – 21,7%:

    (0,35% (износ на 1000 км. пробега) х 50 + 1,2% (показатель старения) х 3,5 (годы использования авто до оценки) = 21,7%).

  5. На момент определения стоимости такие авто уже были сняты с производства (2010 год, октябрь), поэтому цену посчитали – не 208 000, а 199 680 руб.:

    (0,96 х 208 000, где 0,96 коэффициент для машин снятых с производства).

  6. Цена авто после его продажи до аварии примерно составит – 179 712 руб.:

    (0,90 х 199 680 руб., где 0,90 – коэффициент снижения стоимости для авто возрастом более 5 лет).

  7. Цена авто с учетом износа – 140 714,50 руб.:

    (179 712 – (179 712 х 21,7%/100%) = 140 714,50 руб.).

  8. Чтобы определить среднюю стоимость автомобиля для рыночных предложений, используются специальные таблицы, в которых отобраны 5 вариантов цен для такого типа автомобиля: 120 750 руб., 127 200 руб., 132 500 руб., 130 000 руб., 125 730 руб. Найдено среднее значение – 127 236 руб.:

    ((120 750 руб. + 127 200 руб. + 132 500 руб. + 130 000 руб. + 125 730 руб.) / 5 = 127 236 руб.)

  9. Если учесть 95% уторговывания, то можно определить окончательный вариант прогнозируемой цены авто до аварии – 120 874,20 руб.
  10. Коэффициент использовался – 0,40.
  11. Нахождение УТС:

120 874,20 * (0,40 + 0,40 + 0,40) / 100 = 1450,50 руб.

Для несложного ремонта иномарок используется коэффициент «Ki» в значении – 0,30, а для сложных ремонтных работ – 0,70.

При переносе этих показателей на отечественное, да еще и устаревшее даже для 2010 года авто для сложных ремонтов использовать можно показатель – 0,40.

Как получить

Процессы получения УТС до сих пор сегодня еще находятся на стадии разработки и усовершенствования. Но это не говорит о том, что получить от страховщика покрытие подобного рода убытков нереально.

Для этого просто пишут заявление, подают необходимые документы и проходят определенную процедуру взыскания со страховщика сумм УТС.

Только сначала необходимо обратить внимание на условия страхового договора – нет ли там оговорки об освобождении страховщика от обязанности, погашать суммы ущерба при снижении товарной стоимости поврежденного в ДТП авто.

Потому что такое содержание пункта обязательств страховщика хоть и ничтожно на основании законов, но все равно решать тогда придется этот вопрос через суд.

Заявление

Заявление-требование для оплаты страховщиком сумм утраченной товарной стоимости машины, которая была восстановлена после ДТП, обязательно должно составляться и подаваться на регистрацию в канцелярию страховой компании в 2-х экземплярах.

Один заверенный входящим способом экземпляр идет на рассмотрение руководства компании, а второй – отдается на руки подателю требования.

Заявление, как правило, составляется исковое потому, что порядок возмещения УТС еще находится в стадии разработки, а это значит, что не все страховые организации сразу же бросятся удовлетворять такие просьбы.

Документ должен содержать следующие основные пункты:

  1. Шапка заявления включает в себя:
    • название судебной инстанции;
    • данные страховой компании как Ответчика;
    • данные клиента страховой компании как Истца;
    • данные третьего лица – виновника ДТП;
    • цена иска и размер госпошлины.
  2. Описание автодорожного случая и характер повреждений машин.
  3. Указать, что истец является клиентом страховой компании, что подтверждается действующим полисом ОСАГО.
  4. Пропись факта обращения в страховую компанию за выплатами.
  5. Факт отказа страховой компании.
  6. Законодательные обоснования – приводятся статьи закона, подтверждающие право страхователя получить от страховщика суммы УТС.
  7. Факт обращения страхователя к независимой экспертизе и приложение отчетных документов, где указана сумма УТС.
  8. Цена иска – это невыплаченная сумма УТС.
  9. Далее следует сама просьба, которую лучше излагать по пунктам. В столбик – «ПРОШУ взыскать с ответчика»:
    • суммы УТС;
    • размер судебных издержек;
    • госпошлину, что оплачивалась истцом.
  10. После этого в обязательном порядке перечисляются все документы, которые служат приложением к заявлению.
  11. Оканчивается документ подписью истца и датой составления.

Документы

К документам, сдаваемым вместе с исковым заявлением, относятся следующие бумаги:

  • гражданский паспорт, его копия;
  • водительские права;
  • полис ОСАГО или договор;
  • копия заявления и претензии, которые были поданы ранее истцом при досудебном урегулировании;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документы на машины – ПТС, свидетельство о регистрации, техталон или диагностическая карта;
  • документы из ГИБДД – копия справки о ДТП, постановление или отказ от возбуждения дела при обозначении административной ответственности, протокол и прочее;
  • копия извещения о ДТП;
  • копия акта о наступлении страхового случая;
  • документы от экспертных оценщиков о реальной стоимости ремонта авто;
  • акт осмотра экспертным оценщиком;
  • отчет о размере УТС от независимого эксперта;
  • договор, что заключался между экспертным оценщиком и клиентом-истцом;
  • копии иска по тому количеству участников в деле, которые фигурируют в самом исковом заявлении.

Порядок взыскания

Чтобы быть уверенным в том, что вам возместят убытки в полном объеме, и не задаваться больше вопросом о том, как вернуть УТС по ОСАГО, необходимо просто изучить руководство по оформлению такого платежного параметра.

Порядок взыскания со страховой компании УТС заключается в следующих шагах:

  1. Подать заявление в страховую с просьбой компенсировать повреждения.
  2. Ждать одобрения в письменной форме и дальнейшего перечисления денег. Напомним, суммы УТС отдельно не начисляют так, чтобы они превышали общий максимум сумм страховки по ущербу (400 000 руб.).
  3. Провести самостоятельный анализ по вероятности возмещения потерянной стоимости машины.
  4. Показать независимым экспертным оценщикам поломанную машину или подать им документы, свидетельствующие о поломках, их деталировке, сметной стоимости или калькуляции ремонтных работ для того, чтобы они смогли рассчитать УТС.
  5. Написать заявление-требование с просьбой выплатить сумму потерянной товарной стоимости машины, которая образовалась после ее ремонта.
  6. Если страховая присылает отказ с реальными аргументами, тогда нужно писать претензию на имя руководителя страховой организации.
  7. После отказа и на претензию, можно уже подавать иск в суд.
  8. Судебным решением обычно определяет выплата УТС по страховому случаю.

Получается, что для начисления страховки результаты независимых экспертных оценщиков страховой компанией приниматься не будут – так определено по закону, тем изменением, что были внесены в середине 2020 года.

Тогда зачем нужна независимая экспертиза? Очень просто – она пригодится для дальнейшего расчета УТС.

Нельзя забывать писать свои реквизиты, куда следует перечислять суммы УТС, банковских счетов. Эти реквизиты прилагаются повсюду – как в заявлении, в претензии, так и в судебном иске.

Кто оплачивает

Оплачиваться утрата товарной стоимости должна тем лицом, который является ответчиком по исковому заявлению. Это может быть как стразовая компания, так и виновник ДТП.

В том случае, когда сумма страховки уже составила 400 000 рублей (по закону страховщик больше выплатить не может), тогда оставшийся размер УТС будет возмещать сам виновник аварии из собственных средств.

Если же дело до суда не дошло, то страховая компания сама берется за погашение таких сумм, которые являются возмещение убытков – сниженной рыночной стоимости машины, побывавшей в аварии и в последующей починке.

Неустойка

Сейчас отдельного положения по неустойке при невыплате или задержке выплаты сумм УТС страховыми компаниями не предусмотрено. Все подобные случаи подлежат окончательному урегулированию в общепринятом порядке.

Это обозначает, что неустойка будет устанавливаться та, которая обычно принимается за меру ответственности при просроченном исполнении или неисполнении судебного решения.

На сегодня если суд вынесет решение, чтобы страховщик оплатил УТС клиенту, и будут замечены задержки, либо отказы со стороны страховой компании, то он будет оплачивать 1% за каждый просроченный день от суммы ущерба, которую он должен погасить.

Всего обычно на исполнение судебного решение дается 20 дней.

При ремонте на СТО

Возместить сниженную товарную стоимость автомобиля можно также и по полису КАСКО, а не только ОСАГО.

Здесь точно также следует обратить внимание на содержание договора, есть там приписка о том, что страховщик не несет ответственности по вопросу компенсации УТС.

Еще нужно не забывать о том, что в добровольном порядке страховая вряд ли согласиться возместить такой ущерб, поэтому придется обращаться в суд по такому же алгоритму действий, что и при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО.

Суд принимает в большинстве случаев положительные для клиента решения только тогда, когда в договоре нет отказов со стороны страховой компании, оплачивать оплачивать УТС по КАСКО.

В остальном же правила для расчетов УТС действуют практически такие же, как и в случаях вычислений данного параметра по полису ОСАГО.

Для удобства изучения можно все параметры свести в одну таблицу, чтобы легче было определить разницу между УТС по КАСКО или УТС по ОСАГО.

Сразу бросается в глаза именно размер износа: по ОСАГО – не более 40%, а по КАСКО – не более 35%.

Примеры из судебной практики

На практике всего через суд выигрывается дел по погашению страховой компанией сниженной рыночной стоимости автомобиля примерно в 90% случаев.

Одни иски удовлетворяются в пользу требования страховщику оплатить УТС, другие – нет. В большинстве своем такие взыскания проходят успешно для клиентов страховых компаний.

А отрицательные результаты могут быть связаны с неправильно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и прочими факторами, которые суд сочтет неправомочными со стороны подателя заявления.

В этих случаях, конечно же, дела будут выиграны страховыми компаниями, а не их клиентами.

Можно для наглядности привести два примера из судебной практики, показывающих динамику и ход развития решения таких вопросов:

  1. Отрицательное для истца решение суда. Автотранспортное средство Toyota Corolla, принадлежащий ООО «Вологдапромсоль», пострадал в аварии летом 2020 года. Федеральным Северо-западным арбитражным судом было принято решение отказать в просьбе истца о возмещении УТС по данном случаю. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» сумела доказать, что большая часть повреждений была на авто еще до аварии. Суд удовлетворил только просьбу о выплате суммы на ремонт тех повреждений, что были причинены посредством ДТП.
  2. Положительное для истца решение суда. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области Арбитражным судом было принято решение удовлетворить просьбу о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело №А 60-6977/2015). Постановление гласило о том, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим к возмещению страховой компанией.

Получается, что уверенности в том, что утрату товарной стоимости автомобиля можно будет возместить через страховую компанию, у автовладельцев на сегодня нет. Но это еще не обозначает, что пытаться не стоит.

Есть случаи, когда суды удовлетворяют просьбы, мотивируя свои решения Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года.

Только нужно, чтобы автомобиль соответствовал всем параметрам, которые выставлены на сегодня по правилам начисления УТС.

Если же вы не хотите следовать указаниям или ваше авто достаточно старое, тогда можно сделать попытку обратиться с иском в суд против виновника ДТП.

Тогда есть шанс, что суд постановит, чтобы сумму сниженной рыночной стоимости машины потерпевшего возмещал виновник аварии.