Несмотря на то, что пассажирские перевозки по маршруту являются одним из наиболее доходных направлений автомобильного транспорта, при более пристальном рассмотрении здесь можно обнаружить многочисленные нюансы. Именно они и отпугивают начинающих предпринимателей, задумывающихся над данным видом деятельности.

В качестве примера можно привести ситуацию с запретом маршруток, произошедшую летом 2016 г., и намечающиеся изменения в ПДД РФ, о которых настаивает Министерство Транспорта, наконец то заметившее, что желтые «Газели» создают грандиозную опасность в дорожном движении.

Виды

Классификация маршрутов пассажирских перевозок может подразделяться на несколько категорий, в зависимости от различных признаков.

Прежде всего здесь можно отметить такие:

  1. Городской – проходящий в пределах черты населённого пункта (города, села и так далее).
  2. Пригородный – выходящий за черту границ городской территории протяжённостью до 50 км.
  3. Междугородный – выходящий за пределы городской площади на расстояние, превышающее 50 км, использующийся для транспортного сообщения между двумя и более населёнными пунктами.

Исходя из сезонности использования:

  1. Постоянный – эксплуатирующийся круглогодично.
  2. Сезонный (временный) – применяющийся в определённое время года. Например, в весенне-летний период.

В данной ситуации движение автобусов может организовываться посредством факультативности с учётом насыщенности пассажиропотока.

В соотношении прямых и обратных направлений:

  1. Маятниковый, состоящий из прямых и обратных сообщений, проходящих по одному и тому же маршруту.
  2. Кольцевой, специализирующийся на прямом и обратном направлении, образующим замкнутый контур.

Последняя классификация происходит по расположению на участке обслуживаемой территории:

  1. Диаметральный, соединяющий максимально отдалённые друг от друга пункты, проходящие через центр населённого пункта. Например: северную и южную или западную и восточную части.
  2. Полудиаметральный, проходящий через центр, но соединяющий не максимально отдалённые точки, а разделённые в косвенном смысле: север и запад или юг и восток.
  3. Радиальный, маршрут, соединяющий периферию и центр населённого пункта.
  4. Тангенсальный, проходящий через отдельно взятый периферийный район, но не проходящий через центральную часть.

В момент построения маршрута необходимо использовать минимальное расстояние между промежуточными точками, которые могут обеспечить максимальный пассажиропоток. Регулярный рейс должен косвенно объединять в себе все свойства, стимулирующие население к его использованию.

Характеристика

Под понятием «маршрут» подразумевается направление движения транспортного средства с пассажирами, имеющее начальный и конечный пункт.

Допускается присутствие промежуточных остановок, если это предусмотрено планом.

Если произвести разделение исходя из характера движения, можно выделить ряд следующих особенностей:

  1. Обычный (классический), который является стандартным общепринятым маршрутом, проходящем с остановками на всех утверждённых остановках.
  2. Укороченный – с организацией движения с наиболее интенсивным пассажиропотоком.
  3. Ускоренный, в процессе которого количество остановок сведено к минимуму с целью снизить время, потраченное на преодоление всего пути от точки отправления до конечного пункта и обратно.

Как сказано выше, экспресс маршрут не предусматривает промежуточных остановок на протяжении следования. Его установление происходит путём рационального обзора расстояния между конечным пунктом и несколькими промежуточными остановками.

Это объясняется тем, что в системе автобусных перевозок наблюдается значительное влияние организатора относительно обеспечения повышенной безопасности, комфорта и удобства людей, находящихся внутри транспортного средства.

Для того, чтобы создать идеальные условия ведения бизнеса, при выборе и построении маршрута необходимо учитывать не только краткие, но и полноценные характеристики:

  1. Устанавливать конечный пункт в местах большого пассажиропотока с наличием места для разворота и стоянки автобуса. В большинстве случаев, такие участки являются следующими:
    • вокзал;
    • станция метрополитена;
    • причал;
    • рынок и другие места с большим количеством потенциальных пассажиров.
  2. Основные городские пункты скопления людей должны иметь качественное обеспечение транспортом, который позволит организовать быструю доставку пассажиров в любую точку населённого пункта и минимумом пересадок и затраченного времени.
  3. Одной из ключевых особенностей, влияющих на рентабельности предприятия, занятого на определённом маршруте, является наличие качественного дорожного покрытия, а так же ширины и продольной особенности улицы, полностью соответствующей типу используемого на ней подвижного состава.
  4. Протяжённость маршрута определяется исходя из размеров населённого пункта, его планировки и специфики насыщенности пассажирами. Здесь необходимо учитывать, чтобы свести к минимуму задержки в пути и обеспечить равномерный пассажиропоток с учётом его периодического обновления на всём пути следования.

Паспорт

Паспорт маршрута должен быть у каждого перевозчика. Вот образец титульного листа паспорта:

В нём указываются все сведения об осуществляемом рейсе, так говорится в так говорится в ФЗ № 220 от 13.07.2015 г. с последними изменениями внесёнными 29.12.2017 г., в ст. 3 п. 25. . Данный документ утверждается Министерством транспорта определённого субъекта РФ в котором планируется осуществление пассажирских перевозок.

В нём содержатся следующие сведения, затрагивающие основные моменты осуществления поездки по заданному направлению:

  1. Карта маршрута.
  2. Акт замера протяжённости всего пути.
  3. Таблицы промежуточных расстояний между остановками и номера поясов для осуществления тарифных ставок проезда. 
  4. Подробное техническое описание остановочных павильонов, автовокзалов и иных объектов транспортной инфраструктуры.
  5. Время начала и окончания движения транспортных средств.
  6. Интервал движения маршрутных автомоторных ТС в выходные и праздничные, а так же рабочие дни.

Форма документа предусматривает строгое заполнение с соблюдением утверждённых правил и инструкций, предусмотренных законодательством. В большинстве паспорт состоит из стандартных требований.

Они предусматривают порядок того, что правый угол листа содержит порядковый номер листа с добавлением буквенного индекса, обозначающего официальный статус бумаги в отношении того или иного открытого маршрута.

Пересмотр паспорта производится 1 раз в год с целью внесения изменений, которые были внесены в него в порядке эксплуатации.

Какова периодичность проведения обследования пути следования

Систематическое исследование пассажиропотоков в соотношении дней недели и времени суток происходит с целью обеспечения качественных услуг и увеличения эффективности применения подвижных составов. Данное мероприятие производится не только в отношении определённого маршрута, но и всей транспортной сети.

Все предприятия, имеющие лицензию на пассажирские перевозки и осуществляющие перевозку людей по маршруту обязаны ежегодно составлять и утверждать графики обследования направления и определять периодичность их проведения.

Если этого требует ситуация, государственные заказчики и муниципальные образования могут получить юридическую помощь в осуществлении исследования пассажиропотока.

В данном случае допускается выполнение сплошного или выборочного анализа, предусматривающего следующие действия:

  1. Сплошное – производится на всех маршрутах транспортного сообщения.
  2. Выборочное – осуществляется в отношении одного или нескольких рейсов, исключающих иные.

Периодичность проведения маршрутов перевозки пассажиров устанавливается в следующем порядке:

  1. Для сплошного не менее, чем 1 раз в год в отношении всего городского, пригородного и междугородного транспорта.
  2. Для выборочного не менее, чем 2 раза в 1 год для аналогичных маршрутов. Чаще всего это происходит в весенне-летний и осенне-зимний периоды, так как именно в это время наблюдается резкое изменение пассажиропотока.
  3. При открытии маршрута, проверка происходит спустя 3- 4 месяца регулярной работы.

Проведённое исследование позволяет получить сведения, которые становятся основным аргументом для оценки и последующей корректировки работы автобуса на конкретном маршруте или направлении.

После него происходит дальнейшее обслуживание техники, так же может быть выполнена замена транспорта на иное, вмещающее большее или меньшее количество пассажиров с целью уменьшения расходов и увеличения доходов.

Как получить маршрут на пассажирские перевозки для ИП

Если процесс регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и получение лицензии на перевозку пассажиров можно решить достаточно быстро, с выбором выгодного маршрута в крупном мегаполисе новичку придётся потрудиться.

Если быть более точным, то вперёд всего ему просто не удастся внедриться в современный рынок услуг, так как данная сфера деятельности уже давно поделена. Найти свободное направление можно лишь в небольших населённых пунктах, да и это применимо не для каждой ситуации.

Однако, допускается вариант своеобразного обновления транспортных средств, задействованных в перевозках. Это может произойти в тех ситуациях, когда использующиеся автобусы сильно устарели, а новичок предлагает современную технику.

Получить интересующие сведения об интересующем маршруте можно обратившись в департамент транспорта субъекта РФ.

Аналогичная ситуация касается и открытия нового рейса. Его подробный план разрабатывается в Министерстве транспорта региона и органах местного самоуправления. Поэтому самостоятельно взять и выбрать для себя интересующее направление не получится.

Единственный вариант получить возможность осуществления перевозки на таких маршрутах это участие в объявленных тендерах и победа в них.

Согласно статистике прошлых лет, выиграть его без связей практически невозможно. Это условие актуально не только в Москве и Московской области, но и всех остальных субъектах РФ.

Таким образом, цена для ИП, планирующего заняться пассажирскими перевозками, будет складываться не из финансовых возможностей, а из заблаговременного ознакомления с ситуацией изнутри: заведением полезных знакомств и связей. Судя по отзывам людей, уже предпринимающих аналогичные попытки, внедриться в данный вид деятельности легально практически невозможно.

Штраф за нарушение схемы рейса

Несоблюдение требований законодательства, касающихся транспортировки пассажиров с нарушением ранее разработанной и утверждённой схемы маршрута, наказывается в соответствии с рядом пунктов ст. 11.33 КоАП РФ.

Стоянка маршрутного транспортного средства (автобус, трамвай, троллейбус) в местах, не обозначенных на схеме, наказывается штрафом, величина которого зависит от гражданского статуса нарушителя:

 Ответственное лицо  Размер наказания
 водитель  5 000 руб.
 должностное лицо  10 000 руб.
 юридическое лицо или ИП  20 000 руб.

Осуществление перевозок пассажиров на маршруте без наличия схемы:

 Ответственное лицо  Размер наказания
 водитель  5 000 руб.
 должностное лицо  30 000 руб.
 юридическое лицо или ИП  300 000 руб.

Использование на маршруте транспортного средства с характеристиками, не соответствующими указанным в документах:

 Ответственное лицо  Размер наказания
 должностное лицо  10 000 руб.
 юридическое лицо или ИП  20 000 руб.

Помимо этого следует добавить, что пассажир, пользующийся услугами транспортной компании, в обязательном порядке должен приобретать билет на проезд. Данное действия подразумевает заключение договора на пассажирскую перевозку по маршруту, шаблон которого можно скачать здесь:

Скачать шаблон Договора перевозки пассажиров.

Наличие у гражданина проездного билета подтверждает его согласие с условиями оказания услуги транспортировки. Эти сведения размещаются в открытом источнике информации, а так же вокзалах (при осуществлении междугородных и международных рейсов по маршруту) и внутри транспортных средств.

При этом, форма заключения соглашения не лишает граждан прав предъявления претензий относительно качества оказываемых услуг. Поэтому при их возникновении, пострадавший вправе обратиться в вышестоящие, либо контролирующие государственные инстанции.

Доказательством заключённого между сторонами договора в данном случае выступает проездной билет. Многочисленные недостатки современной городской инфраструктуры, затрагивающие сеть общественного транспорта стали причиной появления маршрутных такси, функционирующих не строго по расписанию, а исходя из их востребованности.

На сегодняшний день, в России нет ни одного крупного города, не имеющего таких автомобилей. Данное направление является одним из наиболее востребованных и рентабельных в отношении доходности, что позволяет объяснить сложности внедрения в сферу присущие для новичка.