К данному определению следует относить автобусное сообщение, связанное с транспортировкой граждан, осуществляемое по территории 2 и более государств, сопровождающееся пересечением границ. С каждым годом направление получает большую популяризацию.

Межгосударственные перевозки пассажиров происходят на условиях, идентичных междугородному сообщению с условием соответствия специфическим требованиям международного транспортного законодательства и ряда национальных правил дорожного движения, применяемых индивидуально для каждой страны.

Правила

Организация международного автобусного сообщения происходит под юрисдикцией соглашения между странами и федерального закона РФ:

  1. «Соглашение об общих условиях выполнения пассажирских перевозок автобусами», подписанное в 1970 г. в Берлине. 
  2. ФЗ №127 от 24.07.1998г, редактированное 14.12.2015г. 

В первую очередь, из содержания данных документов следует выделить то, что уже упоминалось ранее: к категории международных относятся перевозки, в ходе которых необходимо пересекать хотя бы 1 государственную границу.

Допуск к осуществлению услуг данного направления получают только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию, полученную в стране регистрации, то есть в России.

Классификация перевозок разделяет их на несколько категорий:

  1. Регулярные перевозки осуществляемые с определённым интервалом по ранее согласованному направлению. Посадка и высадка пассажиров происходит только в строго отведённых местах, установленных в паспорте маршрута.

    Чтобы получить право заниматься этим видом деятельности, компания перевозчик должна обратиться в Департамент автомобильного транспорта Минтранса РФ с заявлением и рядом иной документации, с целью получения разрешения работать на конкретном маршруте.

    Автобусы, задействованные в осуществлении таких рейсов, могут делать остановки только в стране отправления и назначения. Иные страны, территорию которых они проезжают транзитом, должны проходиться с так называемым «режимом закрытой двери».

  2. Нерегулярные перевозки чаще всего используются туристическими компаниями не предусматривающими посадку и высадку пассажиров на промежуточных остановках. При осуществлении таких поездок разрешение не нужно. Однако, если в каждом направлении будут перевозиться разные группы пассажиров либо, транспортное средство прибывает за ними в другое государство пустым – требуется. Для России основным документом является «Лист поездок» (путевой лист), утверждённый Минтрансом и составленный в полном соотношении с «Европейским Соглашением о нерегулярных международных перевозках». 

В отношении пассажиров действует ряд стандартных правил, которые могут дополняться условностями, прописанными в уставе компании перевозчика.

Из общепринятых можно выделить следующие:

  1. Проезд осуществляется строго по приобретённому билету, являющемуся именным. Передача иному лицу не допускается.
  2. Преимущественно все транспортники допускают бесплатную перевозку багажа весом не превышающим 30 кг. В момент погрузки, владелец имущества имеет право зафиксировать стоимость клади за отдельную плату. Забрать его обратно он должен не позднее 24 часов от времени прибытия в пункт назначения.
  3. Если в течение 2 недель багаж не прибыл в пункт назначения, он считается утраченным. Компенсация осуществляется в соответствии с «Конвенцией международной перевозки пассажиров и багажа» (подписанной в Бишкеке 09.10.1997г.), а также страхового договора. 
  4. Судебные иски по поводу причинения ущерба жизни и здоровью пассажиров предъявляются не позднее 3 лет с даты поездки.
  5. Граждане, нарушающие правила и законы, установленные в посещаемых странах, могут быть сняты с рейса компетентными органами. Перевозчик, в данном случае, ответственности за них не несёт.
  6. Прекращение поездки по инициативе пассажира аннулирует действие билета на этом этапе и не даёт права на продолжение рейса или получение компенсации.

Документы для водителя при пересечении границы

К обслуживанию международных рейсов допускаются водители:

  • имеющие международные права категории, соответствующей управляемому транспортному средству;
  • минимальный возрастной критерий не ниже 21 года.

Режим работы: 

  • в обязательном порядке отображается тахографом;
  • продолжительность времени, проведённого за рулём ТС не более 9 часов в сутки;
  • каждые 4,5 часа работы делается пауза длительностью не менее 45 минут.

Средство контроля должно соответствовать требованиям Европейского соглашения, затрагивающего работу экипажа ТС, занятого международными перевозками (ЕСТР).

Помимо этого, при пересечении границы, водитель обязан иметь ряд следующей документации:

  1. Международный страховой полис гражданской ответственности «Зелёная карта», допускающая въезд на территорию стран Евросоюза. Допускается оформление на срок от 2 недель до 1 года. 
  2. Загранпаспорт с визой, разрешающей въезд в пределы конкретного государства (при необходимости).

    На территории Евросоюза и ряда других европейских стран действует зона Шенгенского соглашения, допускающая перемещение по данному региону с наличием единой визы.

    Помимо этого, ряд дружественных России государств используют с РФ безвизовые соглашения. Поэтому конкретные сведения необходимо уточнять в Министерстве иностранных дел или посольствах, представительствах отдельных стран./li>

  3. Полис медицинского страхования для выезда за рубеж, длительностью на весь период поездки. 
  4. Свидетельство о регистрации ТС.
  5. Путевой лист автобуса. 

Лицензия на международные пассажирские перевозки

Лицензия является основным документом, допускающим компании перевозчику заниматься оказанием данной услуги.

Это условие регулируется текстом, указанным в Постановлении Правительства № 730 от 16.10.2001г., редактированного 24.05.2012г. В главе «Постановление» данного документа, в п.2 содержатся следующие сведения: «…владельцы международной лицензии, полученной в установленном порядке, являются допущенными к таким перевозкам…».

Аналогичные сведения приводятся в Федеральном Законе № 99 от 31.12.2017г. ст. 13. Получить её вправе лица, планирующие заниматься данной деятельностью, как с коммерческой, так и с некоммерческой целью.

Подача документов на оформление допускается от:

  1. Предприятий, организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы.
  2. ИП.

При первичном обращении, заявитель вправе рассчитывать на получение разрешения сроком на 1 год, повторная выдача может достигать 5 лет действия, если заявитель не запрашивает меньший период.

Получить допуск к осуществлению автобусных пассажирских перевозок за рубеж вправе компании, которым характерны определённые условия.

Они прописаны в п. 3 «Положения о допуске» Постановления Правительства № 730:

  1. Наличия ТС, предназначенных для перевозки пассажиров, соответствующих ряду международных критериев:
    • соглашениям;
    • конвенциям;
    • техническим стандартам.
  2. Наличия ответственного квалифицированного персонала в частности осуществления данной деятельности для обслуживания маршрутов и автобусов.
  3. Допуск выдаётся юридическим лицам, имеющим «устойчивое финансовое положение». Для определения величины применимы следующие коэффициенты:
    • при использовании 1 ТС – подтверждение собственности над недвижимым имуществом, стоимостью превышающей 300 000 руб.;
    • 2 и более ТС – больше 170 000 руб. за каждое следующее.
  4. Владельцы ТС обязательно должны застраховать свою гражданскую ответственность в соответствии с международными требованиями (получить полис «Зелёная карта»).

Как получить

Получение лицензионного допуска происходит путём подачи в органы местного транспортного контроля и надзора ряда следующей документации:

  1. Заявления с указанием следующих сведений:
    • адрес компании заявителя и её наименование, индивидуальный предприниматель вместо этого указывает ФИО и место регистрации;
    • ИНН;
    • ОГРН.
  2. Ксерокопии ряда документов и бумаг:
    • страховой полис «Зелёная карта»;
    • водительские права лица, которое будет выполнять роль водителя.

В течение 30 дней с момента подачи заявления оно будет рассмотрено, а в адрес заявителя прислано уведомление о решении. Отправление письма происходит не позднее 3 дней с момента принятия, вне зависимости от того, положительное оно или отрицательное.

В качестве подтверждения получения разрешения на осуществление международных пассажирских перевозок, заявитель получает дополнительные бумаги:

  1. Карточка доступа для каждого заявленного транспортного средства. 
  2. Удостоверение, представленное ранее и карточку регистрационного номера к нему. 

Заявитель вправе обратиться за получением лицензии путём подачи заявления методом почтового отправления или электронным письмом через портал «Госуслуги».

Цена

Направление предпринимательской деятельности, касающееся перевозок в Европу и иные страны, в сравнении с внутрироссийскими, можно назвать более приоритетным исходя из того, что следуя вышеупомянутому Постановлению Правительства № 730 «Положения о допуске…» п. 12.

Оформление допуска к осуществлению данной деятельности и последующие действия связанные с выдачей, продлением и переоформлением удостоверений и карточек происходят на безвозмездной основе.

Требования к транспортному средству

Современные автобусы, произведённые в заводских условиях, отвечают всем стандартам качества и технического состояния, требующегося для осуществления рейсов в другие государства.

Это позволяет водителям и ответственным лицам быть уверенным в том, что транспортное средство не будет задержано в пути следования. Дополнительно это подтверждается при оформлении допуска к осуществлению таких поездок.

При этом, ни один из регламентирующих ситуацию законодательных актов не упоминает в их отношении особых требований. Единственные сведения имеются в «Положении о допуске…» п. 6 Постановления Правительства № 730. Здесь говорится о том, что вместе с лицензией и карточкой регистрационного номера, компания получает карточку доступа на автобус.

При этом информации о проверке технического состояния не приводится. Из этого следует, что ТС автоматически получает допуск к международным рейсам при наличии классического бланка прохождения ТО.

Автобус

Автобусные рейсы чаще всего осуществляются с салоном полностью загруженным пассажирами, что требует максимально пристального соблюдения мер безопасности и контроля за его техническим состоянием.

Особое внимание рекомендуется уделить ряду следующих моментов:

  1. Модификация, объем двигателя, рамы и иные паспортные данные должны соответствовать документам.
  2. Габариты ориентируются не только на российские дороги, но и тех стран для рейсов в которые он будет использоваться.
  3. Необходимо чтобы салонное освещение и отопительная система работали исправно (особенно это касается поездок в холодное время года).
  4. Оптимальным вариантом будет применение моделей, оснащённых биотуалетом. Это позволит снизить вероятность получения штрафа за неправомерные остановки в пути. 
  5. Все посадочные места должны быть пронумерованы.
  6. Транспортное средство должно быть:
    • полностью в исправном состоянии;
    • иметь лист прохождения периодического техосмотра;
    • оборудовано бортовым самописцем (тахографом ЕСТР).

Микроавтобус

В отношении микроавтобусов действуют идентичные ранее описанным требования.

Но, можно заметить один вариант обхода перечисленных условий, касающихся обязательной установки тахографа:

  1. В соответствии с Приказом Минтранса № 273 от 21.08.2013г., редактированного 30.01.2018г. гл. 1 п. 3 «…бортовыми самописцами должны быть оснащены пассажирские ТС, относящиеся к категориям M2, M3». 
  2. Исходя из требований технического регламента Таможенного союза к данным категориям относятся автобусы, имеющие более 8 посадочных мест, кроме водительского.

Отсюда следует заключение, что в соответствии с данным нормативом, микроавтобус, подходящий под эти критерии, тахографами может не оснащаться. Во всём остальном, его техническое состояние должно соответствовать перечисленным ранее характеристикам.

Рейтинг наиболее востребованных микроавтобусов выглядит следующим образом:

  1. «Hyundai Starex».
  2. «Dodge Caravan».
  3. «Volkswagen Transporter».
  4. «Mercedes-Benz Viano».
  5. «Renault Trafic Passenger».

Как видно на представленных изображениях, данные модели больше подходят для семейных путешествий, чем для использования в коммерческих целях. Однако, послабление, касающееся тахографии, для некоторых коммерческих деятелей является весомым аргументом, в пользу выбора таких автомобилей.

Автобусные поездки и путешествия пользуются широкой популярностью ввиду того, что позволяют за минимальную стоимость и небольшой промежуток времени добраться из одной страны в другую.

Все современные ТС, использующиеся для международных рейсов отвечают не только всем требованиям безопасности, но и имеют вполне комфортабельные условия размещения пассажиров.

Оснащение биотуалетом, цифровым телевидением, климат-контролем и беспроводным интернетом встречается практически повсеместно.