28.05.1999 года 52 страны скрепили своими подписями «Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (МК99). Монреальская конференция ознаменовала начало принципиально нового этапа во взаимоотношениях авиационных компаний и пассажиров.

Изменения назревали очень давно, но страны не могли договориться о новых правилах и лимитах компенсаций за некачественное предоставление услуг авиаперевозок.

Смена системы назрела потому, что французский золотой франк времён Анри Пуанкаре (официальный денежный эквивалент лимитов в документе) уже не использовался как денежная единица. Бурное развитие авиации в XX веке лишь укрепило международное сообщество в стремлении изменить устаревшие правила.

Когда вступила в силу

Пункт 6 статьи 53 определил, что документ вступил в силу 4 ноября 2003 года — через шестьдесят дней после направления в депозитарий документа о ратификации от США, тридцатой по счёту страны из числа пятидесяти двух подписавших.

Для всех стран, ратифицирующих конвенцию после указанной выше даты, днём её вступления в силу считается шестидесятый день после передачи в депозитарий собственного ратификационного документа. Грамотой подтверждается присоединение страны к настоящей конвенции.

Преамбулой и статьёй 55 установлено, что участники, руководствуясь положениями и правилами, установленными Чикагской Конвенцией от 07.12.1944 г., договариваются о принятии её взамен:

  • конвенции, принятой в Варшаве 12 октября 1929 года;
  • связанных с ней документов — Гаагского протокола от 28.09.1955 г. и Гвадалахарской конвенции от 18.09.1961 г. 

Государства, ратифицирующие конвенцию, подтверждают тем самым свои обязательства по возмещению истцам ущерба, связанного с некачественным предоставлением авиакомпаниями услуг международных перевозок.

Официальным депозитарием МК99 является Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization).

Список стран Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках

Страны, присоединившиеся к исполнению конвенции, официально используют для общения шесть языков, в том числе русский. На начало 2020 года документ одобрили 120 государств. Первые тридцать государств стали полноправными участницами 4 ноября 2003 года.

Несмотря на то, что представители Российской Федерации разрабатывали положения конвенции, российская ратификационная грамота была подана в ИКАО лишь спустя восемнадцать лет, и обрела законную силу 21 августа 2017 года.

Суммы компенсаций пассажирам за нарушение договора воздушной перевозки пассажира, багажа и грузов по Монреальской Конвенции гораздо выше, нежели те, что установлены требованиями ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РФ (редакция от 04.06.2018 г. № 60-ФЗ ).

Поэтому авиакомпании всеми возможными способами избегали резкого увеличения расходов в связи с обращениями граждан в суды. Всё очень просто. Достаточно проанализировать данные о доле России в общем количестве тяжёлых авиационных происшествий с 1999 го 2017 годы.

Будь Россия членом конвенции, суммы компенсаций могли вырасти до астрономических масштабов. Лишь после того, как авиапарк был значительно обновлён, высшим руководством страны было принято принципиальное решение о присоединении к МК99.

Часть стран до сих пор не посчитала возможным ратифицировать документ:

  • большинство из них – развивающиеся страны Африки и Азии;
  • небольшие островные государства Океании;
  • часть стран СНГ (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь).

В большинстве стран, не ратифицировавших МК99, действует Варшавская конвенция от 12.10.1929 года. Но есть государства, не признающие на своей территории никакого другого законодательства, кроме внутреннего. Это не мешает им с разной степенью успешности предоставлять клиентам услуги международных авиаперевозок грузов и пассажиров.

Сфера применения

Сфера применения МК99 и ВК29 — международные перевозки авиационным транспортом.

Таковыми признаются:

  1. Перемещения грузов и пассажиров из одной страны в другую.
  2. Начальная и конечная точка маршрута должны находиться в странах, которые ратифицировали МК99.
  3. Если самолёт взлетел или приземлился вне территории таких стран, пассажиры находятся под юрисдикцией ВК29 или национального законодательства.

К примеру, Таиланд не участвует в каких-либо международных соглашениях об авиационных перевозках. Однако, к пассажиру, у которого на руках сквозной билет (договор перевозки) из Москвы в Бангкок и обратно, конвенция применима, так как начальный и конечный пункты следования находятся в стране, присоединившейся к конвенции.

А вот обладатель билета на чартерный рейс из Бангкока в Москву и обратно сможет требовать компенсацию только по тайскому законодательству. Коротко рассмотрим, каковы отличия предыдущего основополагающего документа от вновь принятого в Канаде.

Таблица 1. Основные положения ВК29 и МК99.

Варшавская конвенция  Монреальская конвенция
1. Обязывает авиаперевозчика возместить пассажиру причинённый во время перелёта вред. 1. То же самое, безусловно.
2. Ограничивает сумму материальной ответственности перед одним пассажиром 125 тысячами франков. 2. Не предусматривает ограничение суммы компенсации перевозчика, не превышающей лимита SDR.
3. Освобождает перевозчика при наличии форс-мажорных обстоятельств или халатности со стороны потерпевшего. 3. Аналогично.
4. Лишает перевозчика права ограничения ответственности, если доказано нанесение вреда. 4. Освобождает перевозчика от ответственности, если вред нанесён пассажиру третьим лицом.

Главным отличием МК99 от ВК29 является то, что теперь исключительно переводчик обязан доказать, что не виноват в причинении вреда пассажиру. Истец отныне освобождён от обязательств доказательства своей невиновности.

Единственным обязательством истца является обоснование суммы причинённого ущерба. Как правило, стороны заключают мировое соглашение, что не противоречит следующему за этим решению суда.

Ответственность авиакомпаний

Нормы законодательства России предусматривают минимум компенсации при авиаперевозке пассажира — 2 025 000 руб. Сумма гарантируется ВК РФ и Законом о страховании ответственности перевозчика №67-ФЗ от 14.06.2012 г.(Для этого закона были внесены изменения Приказом Минтранса РФ № 277 от 26.07.2017_О внесении изменений… (ст. 1), который установил нормы ответственности для всех видов транспорта).

Минимум учитывается в окончательном размере компенсации по МК99. Сумма значительно меньше, чем та, что оговорена МК99. Нередко пассажиры путают положения международного и внутрироссийского законодательства, не обращая внимания на сферу действия конвенции.

Лучшим помощником в такой ситуации является грамотный юрист. Минимальная выплата применима при международных авиаперевозках только тогда, когда действует российское право.

Авиаперевозкой считается время, проведённое пассажиром на аэродроме до вылета, после приземления и в самолёте.

Если перевозчик смог доказать и предоставить суду данные, что он полностью обеспечил безопасность при воздушных перевозках, суд освободит его от обязательства выплатить пассажиру сумму компенсации.

Все, без исключения, крупные авиакомпании, осуществляющие международные перевозки, тратят немалые средства на содержание штата профессиональных юристов, специализирующихся на рассмотрении судебных исков в сфере авиации.

При задержке рейса

Как было отмечено выше, задержка рейса обходится авиакомпании в 4 694 SDR на одного пассажира. Однако, обязательства, принятые странами – членами конвенции, не мешают авиакомпаниям работать по специальным регламентам, снижающим максимально возможные суммы выплат.

Например, по регламенту EC 261/2004 (для государств – членов Евросоюза) при задержке менее, чем на 3 часа, действуют следующие правила:

Таблица 2. Суммы компенсаций задержки рейсов в странах Евросоюза.

Задержка, ч Дальность полёта, км Сумма компенсации, евро
 до 3 до 1,5 тыс. 250
 до 3 1,5 – 3,0 тыс. 400
 до 3 свыше 3,0 тыс. 600

Если говорить кратко об условиях наступления случая выплаты, то для того, чтобы пассажир смог получить компенсацию, должна быть безусловно установлена вина перевозчика, не считая случаев забастовок, терактов, ухудшения погодных условий.

При проволочке с грузами

Пределы при международных авиаперевозках грузов определяются положениями конвенции (ст.18, 22). Вредом считается только то, что испортило груз во время транспортировки под охраной перевозчика.

Груз, перевозимый по договору другим транспортом, порча учитывается в общей сумме.

Ответственность при авиаперевозке грузов может быть снижена или полностью отменена судом, если доказано:

  • наличие дефекта
  • нарушение правил упаковки
  • наличие военных действий
  • наличие законодательного или подзаконного страны ввоза, вывоза или транзита.

Пределом в отношении транспортируемого груза при повреждении или утрате является 19 SDR за 1 кг. Если специальным заявлением отправителя установлена мера заинтересованности и уплачен специальный сбор, выплачивается сумма, не выше ранее объявленной.

Предельные суммы возмещения ущерба пассажирам

Лимиты ответственности перевозчика в МК99 имеют такие значения (Таблица 3):

 Смерть  113 100 SDR
 Порча багажа  1 131 SDR
 Порча 1 кг груза  19 SDR
 Задержка рейса  4 694 SDR

Сумму, которая по решению суда составляет меньше 113 100 SDR, перевозчик оспорить не имеет права. Платить он обязан. Если сумма ущерба выше, авиакомпания должна доказать свою невиновность.

Депозитарий проводит ревизию пределов ответственности каждые пять лет. Как правило, они увеличиваются из-за инфляции.

Конвенция предоставляет потерпевшему право выбрать страну, где будет проходить разбирательство, по месту:

  • регистрации перевозчика;
  • осуществления основной деятельности перевозчика;
  • заключения договора;
  • назначения;
  • жительства пассажира, если компания выполняет туда полёты.

 Основные правила выплаты максимальной компенсации

Порядок выплат, валютное регулирование и перевод СПЗ в национальные валюты производится по курсу на день, когда обрело законную силу решение суда (ст.23).

Денежное выражение компенсаций, присуждаемых одной из сторон, — специальные права заимствования (SDR). СПЗ – безналичное платёжное средство МВФ.

Перевод суммы, относящейся к СПЗ, осуществляется на дату вступления в силу судебного решения (п.1 ст.23):

  • по методу МВФ — для членов МВФ;
  • по собственному методу — для не членов МВФ.

При задержке страны – не члены МВФ могут применять собственную методику перевода прав в специальную валютную единицу — стоимость 65,5 мг золота 900 пробы по курсу, установленному национальным валютным регулятором.

Согласие стран, присоединившихся к конвенции, соблюдать установленные правила и требования, существенно повышает суммы компенсаций авиаперевозчиков для граждан. Следует отметить, что правила расчёта сумм гораздо проще, чем в морском праве.

Существенно повысить шансы на максимальную компенсацию ущерба, причинённого авиаперевозчиком, пассажиры могут с помощью специализированных юридических компаний, оказывающих услуги в процессе досудебных споров.

Их комиссионные довольно высоки, однако профессионализм сотрудников позволяет клиентам надеяться на самые высокие суммы компенсаций. И спокойно летать на отдых в Европу, Турцию, Египет, и другие популярные у российских туристов страны.