В наши дни транспортировка грузов морем – один из самых удобных способов доставки на большие расстояния. В том случае, когда требуется перевезти опасный груз, морской транспорт имеет ряд преимуществ, но требуется ряд согласований и проверок.

На всех этапах транспортировки, от погрузки до прибытия в порт назначения, осуществляется контроль государственными органами и международными правилами.

Подготовка судна к транспортировке

При выборе судна для такой задачи, требуется учесть ряд факторов:

  • категория грузового помещения должна соответствовать категории из карты технологического режима перевозки;
  • наличие на борту рекомендуемых огнетушащих средств и возможность их применения;
  • несовместимые грузы должны размещается в разных секциях;
  • между грузами 1-го и 7-го классов должны соблюдаться рекомендуемые расстояния.

Перед погрузкой опасных грузов на судно члены экипажа из числа управляющего и медицинского персонала обязаны выполнить ряд действий:

  1. Ознакомиться со свойствами и характеристиками опасных грузов, сопроводительной документацией, требованиями охраны труда и действиями при аварии или пожаре.
  2. Провести инструктаж всех членов экипажа и других лиц, находящихся на судне. Проинформировать об опасности и свойствах перевозимых грузов, месте их нахождения. Издать соответствующий приказ о соблюдении мер безопасности.
  3. Разработать план действий в случае пожара или аварии с учетом информации о находящихся на борту грузах. Ознакомить с ним весь экипаж.
  4. Утвердить план погрузки-выгрузки.

До момента отправления корабля, должна быть проведена проверка состояния судна, работоспособности всех систем и пригодности грузовых помещений к транспортировке опасных грузов.

В состав комиссии входят следующие члены экипажа:

  • старший помощник;
  • второй помощник;
  • боцман;
  • электромеханик;
  • второй механик.

Во время проверки они должны проконтролировать и подтвердить рабочее состояние систем:

  • осушения;
  • пожарной сигнализации;
  • пожаротушения;
  • вентиляционной.

Кроме того члены комиссии должны уделить внимание следующим факторам:

  1. В помещениях не должно быть мусора, предметов и веществ, которые могут привести к аварии или пожару.
  2. Источники тепла должны быть изолированы от опасных грузов, а электрооборудование исправно.
  3. Двери и люки в грузовые помещения должны быть затворены.
  4. Запрещается вход в помещения лицам не имеющим на то разрешения и не прошедшим инструктаж.
  5. Места для курения строго оговорены.
  6. Для каждого человека, находящегося на борту, должны быть средства индивидуальной защиты (СИЗ). 
  7. Судно должно быть укомплектовано определенным количеством лекарств и антидотов.
  8. Помимо СИЗ, на корабле должны быть вещества, позволяющие потушить загоревшийся опасный груз, а также предметы для сбора, в случае разлива или просыпания.

После того, как судно будет подготовлено к транспортировке, в судовом журнале будет сделана соответствующая запись.

Правила перевозки опасных грузов морским транспортом

Транспортировка опасных грузов на корабле должна проводиться с соблюдением общих требований и правил МОПОГ. Должен учитываться класс опасного груза, а также выполняться требования по его перемещению и хранению.

Безопасность перевозки и хранения достигается при соблюдении технологического режима, который включает в себя соблюдение определенных параметров:

  1. Температура в помещении не должна приводить к нагреву или возгоранию груза, образованию токсичных веществ и паров. Максимально низкая температура устранит возможность самовозгорания.
  2. Совмещение искусственной и естественной вентиляций снизит риск накопления токсичных паров в помещении.
  3. Требуется предотвратить конденсацию в помещении и на упаковке, так как опасное вещество может вступать в реакцию с водой. Для это используют осушители и настраивают правильную циркуляцию воздуха.
  4. Следует уделить внимание раздельному размещению несовместимых грузов, их укладке и закреплению.
  5. Запрещается хранить опасные грузы рядом с жилыми помещениями.
  6. Чтобы предотвратить высокие температуры в закрытом помещении с опасным грузом, проводят вентилирование. Кроме того, экипаж может принять меры по снижению температуры другими способами. Например, поливать палубу или накрыть ее, тем самым снизив нагрев.
  7. Если груз расположен не в трюме, а на палубе, то над ним рекомендуется установить навес или укрытие. Расстояние между навесом и тарой с опасным грузом не должно быть меньше 10 см.
  8. При транспортировке на палубе грузов в контейнерах, содержащие опасный груз должны быть установлены в середину, чтобы снизить на них воздействие солнечных лучей. Если используются холодильные установки, то их работоспособность должна быть проверена каждые 4 часа.

Перевозка грузов 7 класса опасности морским транспортом осуществляется в специальной упаковке, защищающей персонал и судно от радиоактивного загрязнения.

Отсутствие такой упаковки дозволено только с разрешения органов здравоохранения с соблюдением определенных условий, которые снизят или ликвидируют риск для экипажа. Во время перевозки, экипаж судна должен контролировать состояние опасных грузов с учетом их свойств видов и класса опасности.

Обращают внимание на:

  • наличие подтеков и просыпания опасных грузов;
  • крепеж;
  • температуру в помещении, упаковки груза;
  • влажность воздуха;
  • концентрацию паров вредных и опасных веществ.

Частоту проверок устанавливает карта технологического режима перевозки опасных грузов. Все показания должны быть записаны в соответствующий журнал. При обнаружении нарушений каких-либо норм, должны быть приняты меры по их устранению.

Контроль параметров температуры и влажности осуществляется с помощью автоматических измерительных систем или при помощи переносных измерительных приборов.

Вход членов экипажа в помещения с опасными грузами должен быть осуществлен с соблюдением всех требований безопасности. В случае возникновения аварии или пожара, требуется выполнять порядок действий, описанный в аварийных картах.

Лицензирование

В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193, издано «Положение о лицензировании деятельности по перевозке опасных грузов морским и внутренним транспортом».

Выдачу лицензий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее региональные органы.

Требования, которые предъявляются к юридическому лицу, желающему заняться перевозкой опасных грузов:

  1. Наличие судна предназначенного для транспортировки опасных грузов.
  2. Наличие системы управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнений в соответствие с международными кодексами.
  3. Стаж работы капитана не менее 3 лет.
  4. Высшее или среднее профессиональное образование по специальности у административного персонала судна, а также пройденная аттестация на право занимать ту или иную должность.
  5. Жизнь членов экипажа должна быть застрахована в соответствие с п.2 ст. 60 Кодекса торгового мореплавания РФ. 
  6. Наличие ряда свидетельств в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 778. 

Несоблюдение или нарушение требований по лицензированию ведет к ответственности, установленной законодательством РФ. Получить лицензию можно в лицензирующем органе.

Нужно заполнить заявление и предоставить ряд документов и копий, которые указаны ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 статья 13, ч. 1 п. 2 и ч. 3, а также документы указанные в п.7 Постановления Правительства № 193 от 06.03.2012. За предоставление лицензии государством взимается пошлина.

Документы

Судно допускается к перевозке опасного груза при наличии:

  • лицензии на осуществление деятельности;
  • заявки на перевозку опасного груза;
  • технологического акта, определяющего готовность судна к транспортировке опасных грузов по ГОСТ 19433-1-2010, который выдается судовладельцем;
  • коносамент о принятии груза на борт, подписанный владельцем судоходной компании или капитаном корабля;
  • опись или манифест, содержащие технические характеристики и наименование перевозимого груза;
  • схемы размещения грузовых помещений судна. 

Акт имеет определенный срок действия (4 года) и может потерять свою силу при аварии или внесении изменений в конструкцию некоторых систем судна, обеспечивающих безопасность транспортировки опасных грузов. Вместе с ним рекомендуется держать схемы и планы помещений с указанием источников тепла и жилых помещений.

Обучение

Чтобы повысить безопасность и предотвратить аварии, персонал должен проходить обучение и ознакомиться с информацией об опасных грузах. Это поможет предотвратить ошибки в работе.

Список опасных веществ, которые перевозятся морским транспортом очень большой, поэтому инструктажи и обучение должны проходить регулярно.

Это минимизирует риск возникновения аварийных ситуаций. Члены экипажа будут знать, что следует делать в случае их возникновения и смогут ликвидировать или предотвратить аварию.

Во время обучения следует ознакомить персонал со следующими темами:

  • правила перевозки опасных грузов в соответствие с международными и государственными требованиями;
  • классификация опасных грузов и их маркировки;
  • предупреждающие знаки;
  • обязанности экипажа во время погрузки, перевозки и выгрузки в порту;
  • требования охраны труда;
  • действия во время аварии и при пожаре;
  • оказание медицинской помощи;
  • устранение последствий аварий.

Полученные экипажем знания помогут снизить и устранить риск аварийных ситуаций на судне.

Ответственность

В соответствие с законодательством Российской Федерации, судовладелец, получатель и отправитель груза несут ответственность за нарушение правил:

  • таможни;
  • валютных операций;
  • санитарных норм;
  • транспортировки;
  • безопасности.

Ответственность может быть административной или уголовной.

Перевозчик опасных грузов несет ответственность перед владельцем в соответствии с:

  • законодательством РФ;
  • международными договорами РФ;
  • договором между перевозчиком и владельцем груза.

Ответственность перевозчика:

  1. В случае порчи груза, перевозчик обязан возместить ущерб, если не докажет, что это произошло в случае непреодолимых обстоятельств или по чужой вине.
  2. В случае утраты части груза или его потери, перевозчик обязан из своих средств компенсировать недостачу, если не сможет доказать, что это произошло в случае непреодолимых обстоятельств или по другим причинам.

Выполнение этих требований и контроль со стороны соответствующих органов обеспечит безопасность морских перевозок:

  1. Отправитель груза обязан предоставить в полной мере информацию о перевозимом опасном веществе. В том случае, если неполнота сведений о перевозимом грузе приведет к аварии или травмам, грузоотправитель будет нести ответственность.
  2. Получатель груза несет ответственность при несоблюдении порядка получения груза или от его отказа в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

Перевозка опасных грузов морским транспортом должна осуществляться с соблюдением законов, норм и положений, установленных международными организациями и государственными органами.

Судовладельцам обязательно нужно проводить регулярные инструктажи и обучение членов экипажа. Это позволит предотвратить аварийные ситуации.