12 октября 1929 г. в Варшаве была принята конвенция о международных воздушных перевозках. Она стала первым общим договором между авиакомпаниями разных стран, который установил степень их ответственности за безопасность пассажиров и урегулировал некоторые таможенные формальности.

Страны участники

Варшавская конвенция приобрела универсальный характер. Изначально этот договор воздушной перевозки пассажира и багажа подписали главы 27 стран. В 2020 г. к конвенции присоединились 152 государства.

Среди них:

  • Россия;
  • Германия;
  • Италия;
  • Испания;
  • Великобритания.

И другие страны:

  • Европы;
  • Египет;
  • США;
  • Венесуэла;
  • Мексика;
  • Бразилия;
  • Япония;
  • Китай.

Сфера применения

Еще Парижская конвенция 1919 г. установила полный суверенитет государства над собственным воздушным пространством и право «мирного пролета» над другими странами.

Однако именно Варшавская конвенция, принятая десятилетием позже, является основным правовым документом в сфере авиаперевозок пассажиров и грузов.

Она применяется в двух случаях:

  1. Если пункты отправления и назначения расположены на территориях двух разных стран – участниц конвенции. В этом случае не имеет значения факт перерыва в авиаперевозке либо перегрузки.
  2. Если пункты отправления и назначения располагаются на территории одного государства – участника соглашения, но совершается остановка на территории другой страны, даже если она не подписывала международное соглашение. При отсутствии такой остановки между территориями, принадлежащими одному государству, авиаперевозка является внутренней, а не международной. Это указано в п. 2 ст. 1 конвенции.

Варшавский договор обеспечивает безопасность при воздушных перевозках пассажиров. На его основе разрабатываются правила страхования пассажиров и багажа при международных перелетов.

Регулирование авиадоставок детей

Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках детей не была принята. Данную сферу урегулировала ICAO, международная организация гражданской авиации. Она была учреждена Чикагским соглашением от 1944 г., восполнившим пробелы в Варшавском.

Кратко о правилах международных авиаперевозок детей, содержащихся в Указании ГА №271/У от 17.06.1991 г:

  1. Один ребенок младше двух лет может лететь в сопровождении совершеннолетнего лица со скидкой 90% на международных рейсах. На билеты для второго и следующих детей в возрасте до двух лет и для детей от 2 до 12 лет предоставляется скидка 50% или специальный тариф.
  2. При оформлении пассажирского билета и при прохождении регистрации ребенка необходимо предъявившему свидетельство о рождении (либо иной документ, подтверждающий его возраст).
  3. Перевозка детей 7-12 лет без сопровождения взрослых возможна только по письменному заявлению родителей или законных представителей. Также требуется предоставление их нотариально заверенного согласия, заполнение декларации и оплата 100% стоимости билета.

Документы для грузов и пассажиров

В Варшавской конвенции установлены стандарты перевозочных документов.

Они подразделяются на 3 вида:

  1. Проездной билет для перевозки пассажира (глава II раздел I ст. 3 конвенции). В нем в обязательном порядке указываются: место и дата выдачи, места отправления и назначения, остановки (если предусмотрены), наименование и адрес авиаперевозчика, указание о действии правил Варшавской конвенцией 1929 г. об ответственности.
  2. Багажная квитанция – для багажа (глава II раздел II ст. 4 конвенции). Обязательные сведения в документе: место и день выдачи, пункты назначения и отправления, наименование и адрес авиаперевозчика, номер проездного билета, отдельное условие о выдаче багажа предъявителю квитанции, количество мест, их вес, величина объявленной стоимости в соответствии со ст. 22, указание о действии правил Варшавской конвенции об ответственности.
  3. Воздушно-перевозочный документ – для груза (раздел III ст. 5 конвенции).
    Отдельным пунктом для документа каждого вида указывается, что при его отсутствии, утере, неправильном оформлении договор об авиаперевозке остается действительным, а также на него продолжают распространяться правила конвенции. Также дается разъяснение для ситуаций, когда пассажир, багаж или груз принимаются на борт без перевозочного документа. В таких случаях перевозчик не вправе ссылаться на положения Варшавского соглашения, при которых он может быть освобожден или ограничен судом в привлечении к ответственности.

В конвенции 1929 г. не урегулированы вопросы, связанные со структурой, содержанием и ответственностью за оформление воздушно-перевозочного документа. Поэтому следует руководствоваться требованиями IATA – международной неправительственной организации в сфере авиатранспорта.

Так, отправитель груза обязан указывать в накладной достоверные и полные сведения. Именно он несет ответственность в случае, если из-за неправильно заполненного документа наносится вред перевозчику и любым лицам, перед которыми он ответственен.

Задержка багажа

В Варшавской конвенции установлена ответственность при авиаперевозке грузов и багажа:

  1. Согласно ст. 19, перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный пассажиру в связи с задержкой его багажа.
  2. Согласно ст. 26, в случае опоздания багажа получатель вправе направить перевозчику протест в течение 14 дней с момента его фактического получения. Отдельным пунктом указано, что, если человек не уложится в этот срок, он уже не сможет подать иск о возмещении ущерба. Исключение – случаи обмана со стороны авиаперевозчика, при подтверждении которых подача иска возможна и после истечения 14-дневного срока.
  3. В ст. 30 дается разъяснение для ситуаций, когда перевозку осуществляют несколько авиакомпаний. В таких случаях отправитель багажа или товаров вправе возбудить дело против первого перевозчика, получатель – против последнего. Между этими авиакомпаниями поровну поделится ответственность перед отправителем и получателем.

Потеря багажа в Варшавской конвенции о международных воздушных перевозках
В ст. 18 Варшавской конвенции указано, что авиакомпания ответственна за вред вследствие утери багажа, который прошел регистрацию на рейс.

Важное условие – происшествие, повлекшее за собой ущерб, должно произойти непосредственно в период осуществления воздушной перевозки. Этот период включает время, когда багаж остается под охраной перевозчика – на аэродроме, непосредственно в самолете и в иных местах, если посадка происходит за пределами аэропорта.

В период воздушной перевозки не входит транспортировка багажа земным, морским или речным транспортом, происходящая вне аэродрома. Исключение – если такая услуга оговорена в договоре воздушной перевозки для проведения погрузки, сдачи или перегрузки.

Ответственность

Наибольшее внимание в Варшавской конвенции уделяется правилам об ответственности перевозчика – им полностью посвящен раздел III.

Авиакомпания отвечает за ущерб, причиненный в следующих случаях:

  1. Смерть, ранение или иные телесные повреждения, нанесенные пассажиру – при условии, что несчастный случай, который спровоцировал вред, произошел на борту самолета либо при посадке или высадке из него (ст. 17).
  2. Уничтожение, потеря или повреждение багажа либо груза после регистрации на борт – в случаях, если повлекшее ущерб происшествие произошло в период перевозки по воздуху (ст. 18).
  3. Опоздания при авиаперевозке пассажиров, багажа и/или груза (ст. 19).

Ответственность авиакомпании базируется на принципе виновности. Согласно ст. 20 конвенции, ответственность с перевозчика снимается в случае, если он может доказать, что принял необходимые меры для предотвращения ущерба или тот факт, что невозможно было принять такие меры и избежать нанесения вреда.

Если же будет доказана вина потерпевшего в происшествии, суд может как полностью оправдать авиакомпанию, так и ограничить степень ее ответственности.

Рамки материальной ответственности перевозчика за ущерб пассажиру, его багажу, грузу или ручной клади установлены в ст. 22 конвенции:

  • максимум 125 000 франков за одного пассажира;
  • до 250 франков за 1 кг багажа или груза;
  • до 5 000 франков за ручную кладь (вещи, находящиеся на борту при пассажире).

Поясняется, что пределы ответственности указаны во французских франках, но их можно выразить в валюте любой страны с округлением цифр. Указанные значения позже удвоил Гаагский протокол, подписанный в 1955 г. и внесший поправки в Варшавскую конвенцию.

Соответственно, максимальный размер материального ущерба за вред пассажиру, который можно взыскать с авиакомпании, составил уже 250 000 франков.
В 1966 г. новые корректировки в Варшавский договор внесло Монреальское соглашение.

Оно повысило предел ответственности перевозчика при причинении смерти или физического вреда пассажиру до 75 000 долларов США.

Установленные пределы все же не исключают возможности составления дополнительного соглашения к договору о перевозке, в котором можно прописать более значительные суммы.

Согласно ст. 28, иск о привлечении к ответственности возбуждается в пределах территории одной из стран – участниц Варшавской конвенции либо в суде:

  • по адресу перевозчика;
  • по месту расположения его главного управления;
  • по месту, где имеется его офис или подразделение, где был заключен договор об авиаперевозке;
  • по месту назначения, указанному в перевозочном документе.

Срок исковой давности по таким делам составляет 2 года с даты прибытия самолета по месту назначения, с момента, когда он должен был прибыть или со дня остановки авиаперевозки. Пассажир не имеет права требовать сумму компенсации больше, чем максимальный предел, установленный в Варшавской конвенции.

При этом порядок установления размера ущерба в ней не приводится. Не уточняется и круг лиц, которые имеют право на компенсацию вреда при смерти пассажира. При решении этих вопросов суды руководствуются нормативно-правовыми актами своей страны.

Варшавская конвенция, принятая в 1929 г., до сих пор является основополагающим документом в сфере обеспечения безопасности международных авиаперевозок. На данный момент к ней присоединились 152 государства, которые обязуются нести ответственности в случае смерти пассажиров, причинения им физического вреда, а также при потере или порче багажа.

Действие конвенции распространяется только на международные авиаперелеты, а внутренние воздушные перевозки регулируются правовыми актами конкретной страны.