Особенности перевозки грузов и пассажиров в России
В этой статье:
Последовательный рост промышленного производства и торговли приводит и к одновременному увеличению грузопотока. В этих условиях необходимо развивать имеющуюся транспортную инфраструктуру, обновлять подвижной состав в разных сегментах средств доставки.
Статистика доставок грузов и пассажиров по России
Статистическая отчетность фиксирует увеличение грузопотоков на транспорте.
При этом доля в отдельных группах сложилась на следующем уровне:
| Вид транспорта | Процентная доля | Протяженность |
| трубопроводный | 47,845 | 1325,7 из 2770,9 млрд. тонно-километров |
| железная дорога | 46,255 | 1281,4 млрд. т-км |
| автомобильные средства доставки | 4,285 | 118,7 млрд. т-км |
| морской и внутренний водный | 0,57% и 0,93% соответственно | — |
| воздушные суда | 0,135 | — |
Чтобы оценить тенденции в развитии отдельных групп транспорта, следует оценить изменение долей в общем потоке за отдельные периоды.
Изменение грузового оборота по видам транспорта:
| Вид транспорта | Соотношение, % | ||
| I полугодие 2018 к 2017 | I полугодие 2017 к 2016 | Июнь 2018 к 2017 | |
| железнодорожный | 104,5 | 107,5 | 103,0 |
| автомобильный | 103,2 | 103,9 | 102,9 |
| морской | 70,5 | 96,7 | 71,5 |
| внутренний водный | 95,1 | 102,2 | 95,6 |
| воздушный | 99,5 | 122,4 | 101,2 |
| трубопроводный | 102,1 | 107,8 | 101,7 |
Очевиден стабильный рост доли перевозок по железной дороге и большегрузными автомобилями. Транспортировка ресурсов по трубам остается стабильно большим сегментом, особенно с учетом фактически перекачиваемых объемов. В сфере пассажирских перевозок ситуация несколько отличается и связана со спецификой «большой страны».
Доля пассажирских перевозок по видам транспорта:
| Вид транспорта | Соотношение, % | ||
| I полугодие 2018 к 2017 | I полугодие 2017 к 2016 | Июнь 2018 к 2017 | |
| железнодорожный | 105,3 | 98,6 | 107,9 |
| автомобильный | 98,1 | 99,4 | 97,1 |
| воздушный и водный | 110,9 | 124,9 | 106,5 |
Наибольшее развитие получают поездки по железной дороге и воздуху, морским транспортом, как наиболее комфортные способы перемещения.
Наиболее популярные виды транспортных средств
Если еще недавно трубопроводный транспорт был лидером по показателю перемещенных грузов в тысячах тонн, то сейчас на первое место вышел железнодорожный транспорт.
Это объясняется сразу несколькими причинами:
- наличие разветвленной сети дорог, растущей в последнее время;
- возросшие перевозки из Китая;
- оптимальное соотношение показателей: скорость/надежность/стоимость тонно-километра.
Состояние железнодорожных перемещений на сегодняшний день выражается следующими цифрами.
Железнодорожные грузовые перевозки:
| ЖД транспорт (Объем перемещений, тыс. тонн) | 2018 г. | 2016 г. |
| январь | 103867 | 94054 |
| февраль | 100122 | 95550 |
| март | 112821 | 105394 |
| апрель | 109349 | 101739 |
| май | 110734 | 103258 |
| июнь | 107560 | 101634 |
| июль | 108206 | 104714 |
Как следует из таблицы, объем перевозимых грузов по железной дороге в процентном отношении увеличился на 3-10 пункта в зависимости от сезона года. Еще больший удельный вес носят грузовые перевозки автомобильным транспортом.
Автомобильные грузовые перевозки:
| Автотранспорт (Объем перемещений, тыс. тонн) | 2018 г. | 2016 г. |
| январь | 334033 | 320104 |
| февраль | 357393 | 352931 |
| март | 413004 | 403522 |
| апрель | 409342 | 386336 |
| май | 429838 | 413427 |
| июнь | 514296 | 504001 |
| июль | 548648 | 506530 |
Преимуществом автомобильного транспорта является его востребованность для любых типов грузов, а также возможность доставки по принципу «от двери до двери». Этому способствует и улучшающаяся логистика таких поездок. Недостатком, как следует из таблицы, является некоторая сезонность, что связано с климатическими особенностями страны.
Автомобильные рейсы являются конкурентными по стоимости как в грузовом, так и пассажирском сообщении. Именно поэтому преобладают перевозки из Европы в Россию, где не самые большие расстояния. Та же перевозка продуктов питания укладывается в разумно обоснованные сроки. Пассажирские поездки имеют несколько отличную структуру по сравнению с крупнотоннажными рейсами.
Структура пассажирских перевозок:
| Вид транспорта | Доля по видам транспорта, % | |
| 2017 г. | 2016 г. | |
| Железнодорожный | 6,1 | 5,6 |
| Авиа | 0,5 | 0,6 |
| Автомобильный | 60,5 | 60,4 |
| Водный | 0,14 | 0,14 |
| Всего, млн. чел. | 18482 | 18689 |
В осуществлении пассажирских поездок постепенно будет расти роль поездов и самолетов, в то время как инфраструктура и рынок колесного автотранспорта уже сложились. Не исключено дальнейшее совершенствование этого сегмента.
Перевозка грузов по ПДД
Среди факторов, сдерживающих рост доли транспортируемых материальных ценностей, являются определенные ограничения с учетом требований Правил дорожного движения.
Основные ограничения в грузоперевозках по дорогам:
| Описание ограничения | Краткое содержание | Пункт ПДД |
| Превышение массы | Не допускается превышение технически допустимой массы и при распределении нагрузки по осям | 23.1 |
| Запрет на транспортировку груза |
|
23.3 |
| Обозначение выступающего груза | Щитком или световыми устройствами при недостаточной видимости или ночью:
|
23.4 |
| Использование специальных правил |
|
23.5 |
Специальных правил придерживаются водители и перевозчики при доставке опасных грузов, в случае организации международных рейсов. Следует учитывать, что Россия придерживается всех международных договоров, действующих как под эгидой ООН, так и других межнациональных документов.
Рекомендации ООН по транспортировке ОГ
Перевозка опасных грузов является еще одним из процессов, имеющая риски и несущая негативные последствия при авариях. С этой целью разработаны типовые правила ООН, обязательные для исполнения всеми странами и организациями, задействованными в этой сфере. На начальном этапе, до назначения ограничений на перевозку опасных грузов, вещество подлежит идентификации.
Для этого заполняется карта по следующим позициям:
- химическое название и формула;
- физические свойства;
- воспламеняемость;
- химические свойства;
- вредные биологические эффекты;
- информация по способам перевозки, таре, параметрах перевозки – давление, температура и других.
После определения класса опасного груза определяются требования к персоналу и транспортным средствам.
К примеру, компании по перевозке грузов по России выполняют целый ряд требований, обеспечивающих безопасность:
- Требования к транспортным средствам. Оснащение, техническое состояние транспорта.
- Требования к таре. Испытания, обслуживание, маркировка.
- Требования к обслуживающему персоналу. Обучение, повышение квалификации, соблюдение общих требований.
- Эксплуатационные особенности. Сюда входят особенности, как наличие согласованного маршрута перевозки опасного груза, использование средств измерения, соблюдение законодательства о труде и об охране труда.
Типовые правила впервые выпущены в 1956 году. С тех пор документ не только не потерял свою актуальность, но и регулярно обновляется с учетом возникающих новых опасностей, изменений в международном законодательстве.
Инструкция по охране труда при пассажиропотоках
Основные положения инструкции по охране труда при эксплуатации транспорта, занятого в пассажирских перевозках, направлены на обеспечение безопасного переезда пассажиров.
Требования по оснащению транспортного средства содержат позиции:
- по оснащению вторым огнетушителем, расположенным в месте размещения людей;
- по недопущению попадания в салон выхлопных газов, а сама норма по содержанию СО установлена на уровне не более 30 мг/см3;
- обязательная возможность связи с водителем, а сам шофер должен иметь возможность наблюдать за происходящим среди пассажиров – будь то Газель или туристический лайнер;
- двери и запасные выходы должны быть исправны и не открываться самопроизвольно в движении.
Отдельно, при оборудовании кузова типа фургон под машину для пассажирских перевозок предусматриваются – мягкие сиденья, система вентиляции, поручень и подножка для входа/выхода.
Инструкция содержит традиционные разделы для локального нормативного акта, а в разделе, посвященному аварийным ситуациям, расписываются действия во внештатных случаях:
- при дорожных авариях;
- в чрезвычайных ситуациях природного характера – сильные морозы, пожары и другие;
- при неисправности автомобиля или автобуса.
Инструкция утверждается руководителем организации и пересматривается не реже, чем раз в 5 лет. При необходимости внесения изменений практикуют внеочередной пересмотр локального правового акта.
Расстановка приоритетов при развитии видов доставок
С ростом промышленного производства и дальнейшему развитию межнациональных связей регионов России с развитыми и развивающими странами, развитие транспорта не может оставаться в стороне.
Среди приоритетных направлений в развитии транспорта и инфраструктуры следует упомянуть:
- Развитие сети железных дорог. Здесь выделяют такие направления, как увеличение пропускной способности магистралей Сибири и Дальнего Востока, электрификация имеющихся путей. К примеру, на сегодняшний день подвесную контактную сеть имеют чуть более 50 % всех железных дорог.
- Техническое перевооружение железнодорожного транспорта. Только в центральном регионе (Москва и Европейская часть) состояние поездов и локомотивов называют удовлетворительным. Из имеющихся 20 тысяч локомотивов с лишним, около 6 тыс. находятся в постоянном ремонте или ожидают списания.
- Обновление парка грузовых авто. Несмотря на наибольшую долю переброшенных грузов крупнотоннажными авто, большая часть их имеет возраст свыше 10 лет.
- Обеспечение безопасности автомобильных перевозок. В эту группу следует отнести реконструкцию крупных и мелких транспортных артерий. Даже вблизи мегаполисов не до конца решены вопросы транспортных развязок. К примеру, даже на дороге М1 нередко использование светофорного регулирования.
Технического обновления требуют и такие сферы транспорта, как речное и морское судоходство, авиа флот. Это позволит не только увеличить долю этих секторов, но и снизить затраты на транспортировку единицы груза или пассажира, повысить безопасность речных прогулок или перелетов в регулярном сообщении.
Необходимым условием функционирования российской экономике транспорт играет ключевую роль. Без него не сможет не только нормально работать промышленность, рынок труда. Сократится и доля страны в международной торговле, туризме. Поэтому поэтапное развитие сети дорого, объектов инфраструктуры, техническая модернизация потребует в следующие годы масштабных инвестиций.
Обязательно поделитесь с друзьями!
