РЖД в России является одним из приоритетных видов транспорта, являющимся ценным для жизнеобеспечения экономики, выполнения социально ценных услуг. Большая сухопутная часть страны несет основную часть нагрузки по перевозке именно железнодорожным транспортом.

Чтобы все работало слаженно, применяется целая совокупность правил, которые важно выполнять для бесперебойной и положительной работы.

Кто разрабатывает и утверждает порядок

Работа железной дороги Российской Федерации основана на ФЗ РФ № 18 от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Правила перевозки (а параллельно с ними правила для погрузки, разгрузки, сопровождения) устанавливаются в зависимости от:

  • категории груза;
  • конечного пункта назначения (международное сообщение или в пределах страны). 

Разрабатывает их, утверждает Министерство путей сообщения (МПС) Российской Федерации.

Подготовка к транспортировке

О процедуре подготовки груза перед транспортировкой говорит ст. 18 Устава.

Согласно ей должна обеспечиваться:

  • безопасность для передвижения жд транспорта;
  • сохранность продукции;
  • экологическая, пожарная безопасность.

Важны подготовительные мероприятия. К таким относится:

  • просушка товара;
  • сортировка;
  • стабилизация температуры для скоропортящейся категории;
  • упаковка;
  • маркировка;
  • осмотр контрольными, надзорными организациями.

Маркировка

Для грузов штучного и тарного вида в обязательном порядке наносится маркировка. Она имеет определенные ярлыки, надписи, которые должны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов».

Она имеет:

  1. Основные надписи:
    • полное и краткое название получателя;
    • число занятых грузовых мест, номер по порядку соответственно занятого места (пишется дробью). Этот пункт используется для разных по содержанию товаров грузов, нескольких партий в одном вагоне.
  2. Дополнительные:
    • название станции отправления, перевозчика;
    • маркировка на каждое грузовое место для мелких партий.

Наносится маркировка отправителем груза перед тем, как отдать на перевозку. Информация дублируется в сопроводительных документах. Такая процедура облегчает работу, так как любая посылка легче находится, а при необходимости легче установить его отправителя, получателя.

Применяются и манипуляционные знаки для определения того, как аккуратно следует обращаться, можно ли кантовать, как переносить, хранить.

Договор

Соответственно ст. 25 описываемого Устава, грузоотправитель должен составить накладную на груз и другие документы, перечень которых зависит от особенностей содержимого.

Договор на перевозку обязательно подкрепляется указанной накладной и квитанцией по оплате услуги. В соответствии с подписанным соглашением перевозчик обязуется выполнить доставку, обеспечив сохранность груза, а после прибытия в пункт назначения передать его получателю.

Важно! Владелец груза и отправитель могут быть разными.

По договору между отправителем и перевозчиком устанавливаются такие обязанности:

  • для отправителя – подготовка груза, оплата услуги;
  • для перевозчика – доставка в целости, сохранности и передача получателю.

Получатель на руки получает накладную. По этой причине ее делают именной для конкретного человека по форме, утвержденной МПС.

Важно! В документах не должно быть опечаток, исправлений.

Для подтверждения заключенного договора отправителю выдают квитанцию о приеме. Ее следует хранить для доказательства возможной пропажи, порчи во время поездки.

Еще один важный документ – дорожная ведомость. Это один из листов накладной. В ней фиксируются данные самого груза, участниках перевозки, событиях, которые имели место в пути.

Сопутствующие документы для разных категорий грузов:

  • сертификаты на семенной материал;
  • ветсертификаты для животных;
  • удостоверения для скоропортящихся групп товаров, смерзающихся;
  • таможенные документы;
  • паспорт качества для нефтепродуктов.

Некоторые документы разрешено оформлять в электронном виде, но это следует уточнять заранее, пояснив ситуацию.

Правила приема грузов к перевозке

Общие требования для приема грузов для перевозки железнодорожным транспортом оговорены в Правилах, утвержденных Приказом № 28 от 18.06.2003 г. с ред. 03.06.2011 г.

Согласно им, после упаковки, маркировки груза, оплаты услуги, оформления накладной, в назначенный день происходит его завоз в место общего пользования. На станциях это происходит централизованно при помощи услуг транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов.

Во время приема следует предоставить накладную, которая должна быть правильно оформлена, а груз должен соответствовать указанной информации.

Так, проверяется:

  • наличие визы – разрешение на провоз для погрузки;
  • соответствие маркировки, массы, вида упаковки;
  • отсутствие видимых дефектов, повреждений;
  • для ценных грузов требуется наличие оценки, предъявление условий для особого, более аккуратного перемещения.

Несмотря на оплату услуги, несоответствие информации в накладной фактическому состоянию является причиной отказа в транспортировке.

Вся информация по приему заносится в специальную регистрационную книгу. Если прием электронный, то все фиксируется в автоматическом режиме.

Требования

Груз, предъявляемый к провозу, должен соответствовать условиям заявки на перевозку и утвержденным требованиям к перевозкам. К ним относятся:

  • скорость провоза;
  • наличие сопровождения;
  • выполнение технических норм;
  • опломбирование вагонов.

Некоторые статьи из Устава жд России:

  1. По статье 26 Устава  в накладной обязательно должна указываться масса, количество для штучных товаров. Обязанности оговариваются при составлении договора. 
  2. В ст. 14 говорится, что перевозка будет выполняться на большой скорости. Срок доставки по ст. 33 определяется соглашением сторон. Норма для проезда в сутки – 550 км. Для ценного товара отправитель должен предусмотреть наличие охраны. 
  3. По ст. 16 на товар можно предъявлять его стоимость – ценность, последняя не должна превышать стоимость. Есть категория товаров, для которых оценка является обязательной. 
  4. Охрана устанавливается по ст. 17, согласовывается с федеральным органом власти в области, с МВД, что отражено в правилах перевозки. 

Важно понимать, что есть 2 варианта надзора за грузом. В зависимости от ценности используется проезд грузов с сопровождением и охраной. Их действия направлены на сохранность содержимого вагонов, цистерн, но требуют участия разного количества людей, включая возможность вооруженной защиты. В любом случае все вагоны должны быть опломбированными.

К требованиям по транспортировке относится и обязательное пломбирование вагонов, использование креплений в вагонах в зависимости от особенностей поклажи.

Особые условия доставки

Некоторые виды грузов требуют не только бережного отношения, но и создания дополнительных условий, мер, способствующих сохранению характеристик при перемещении на дальние расстояния.

Для этого используют:

  • особый порядок в погрузочно-разгрузочных работах;
  • специальные переоборудованные контейнеры взамен вагонов общего пользования;
  • дополнительный надзор, участие специалистов (механиков, инженеров-технологов, товароведов).

К категории грузов, транспортирующихся на особых условиях, относятся:

  1. Навалочные, помещенные на открытом подвижном составе: песок, камни, мусор. Здесь обязательна процедура взвешивания пустых вагонов (с расцепкой) и с грузом. Оформление происходит группами вагонов по одной накладной на весь перевозимый объем.
  2. Насыпные: зерно, семечки. Для них важна защита от перегрева, вредителей. Применяются щиты для закрытия вагона, настилы на дно.
  3. Скоропортящиеся – продукты питания. Для них наиболее эффективными являются вагоны-рефрижераторы, обеспечивающие стабильный микроклимат, температуру на всем пути, включая стоянки, так как работают по принципу холодильника. Для перевозки цветов такие вагоны наполняют азотом. Дополнительные требования предъявляются к упаковке таких товаров, наличию сертификатов качества, контролю температурного режима.
  4. Животные, их сырье, растительная продукция. Здесь следует выполнять не только создание комфортных условий для транспортировки, но и документальное сопровождение, участие Госсаннадзора, карантинного, ГХИ. Карантинные документы хранятся на станции отправления, являясь документом строгой отчетности. При проезде за рубеж выдается:
    • импортное карантинное разрешение;
    • карантинный сертификат на отсутствие заражения, вредителей.
  5. Опасные грузы: легко воспламеняющиеся, летучие, имеющие свойства, которые небезопасны для окружающей среды. К этой категории относится не только нефтепродукты, перевозимые наливом, но и макулатура, сено, сера, торф, текстильные изделия, хлопок. Данная категория требует ответственного отношения, которое начинается со знания служащими правил перевозки. Страховые компании могут отказать в оформлении договора страхования при несоблюдении данного требования. Также учитывается:
    • погрузка, выгрузка;
    • тара (в контейнерах, закрытых вагонах), вид упаковки, маркировки;
    • массу;
    • время хранения на станциях: взрывчатые до 12 часов, другие – до 24 часов.
  6. Открытые подвижные составы, железнодорожные перевозки негабаритных грузов: спецтехники, труб. Для них обязательны специальные крепления, стойки, растяжки. Может использоваться сцепка платформ. Для таких перевозок важно выполнить согласование с отделом специальных перевозок, управлением железной дороги, с отделом по крупногабаритным перевозкам.
  7. Парцельные отправки и грузы с объявленной стоимостью: штучный груз, подарки, рекламный материал. Такие вагоны загружаются с усиленной бдительностью, аккуратностью, могу сопровождаться охраной. В накладных для таких товаров обязательно наличие стоимости, такие документы называют именными. Тарифы на ценные грузы повышенные, так как при утрате существует необходимость компенсации. По этой причине важно проследить о не завышении стоимости. 

Важно! Не допускается оценка грузов:

  • насыпью и навалом;
  • наливных;
  • находящихся в вагонах, опломбированных отправителем;
  • опасных;
  • скоропортящихся;
  • части, которая идет по одной накладной.

Порядок оплаты

Процедура внесения оплаты за услугу транспортировки грузобагажа и другие сопутствующие оплаты должны производиться в соответствии со ст. 30 Устава до момента его приема, если договором не предусмотрено иное.

Рассчитывается стоимость по правилам расчетов для разных видов грузов.

Форма оплаты может быть:

  • наличными;
  • расчетными чеками;
  • электронными переводами;
  • пластиковыми картами.

В товарных конторах станций имеются банкоматы, подключенные к программе клиент-банк, упрощающей процесс перевода денег адресату.

Важно! Все чеки, квитанции следует сохранять. Информация с них переписывается в накладную.

Если на момент выдачи посылки грузополучателю возникла необходимость внесения дополнительных средств, делается перерасчет. Только после дополнительной оплаты все выдается получателю.

Перевозка любого вида товаров железнодорожным транспортом является выгодным способом. При выборе данного метода следует заранее связаться с представителем перевозчика, указав особенности перевозки и уточнив требования по ним.