Любая коммерческая партия продукции, перевозимая через границу подлежит обязательному прохождению таможенного контроля. Перемещение груза происходит при соблюдении определённых нормативных документов.

Основными правилами данной процедуры является предоставление корректной и достоверной информации о транспортируемом имуществе.

Несоблюдение обязательных к исполнению условий может стать причиной задержки товаров и наложения на владельца административной ответственности.

Что это такое

Под термином «таможенное оформление груза и багажа» подразумевается осуществление проверки ввозимого на территорию страны имущества в соответствии с выбранным режимом.

Началом процедуры можно считать прибытие товаров на пункт и подачи декларантом или его доверенным представителем заявления на осуществление проверки. После этого, процесс должен начаться не позже, чем в течение 30 минут, после того, как специалист пригласит его на проведение таможенного оформления.

Следует подчеркнуть, что данные манипуляции обязательны при перевозке любым видом транспорта:

  1. Автомобильным.
  2. Железнодорожным.
  3. Морским.
  4. Воздушным.

Для каждого из них существуют специальные пропускные пункты, осуществляющие контроль ввозимого в страну груза и багажа.

Перевозка и таможенное оформление грузов и багажа

Как упоминалось ранее, товары ввозимые на территорию России из иных государств, подлежат обязательному таможенному контролю и, исходя из предпочтений собственника или лица, представляющего его интересы, «допускаются» под ряд процедур.

Любой декларант имеет право выбрать одну из ниже представленных:

  1. Таможенный транзит.
  2. Экспортирование.
  3. Импортирование.
  4. Реэкспортирование и реимпортирование.
  5. Временный ввоз и вывоз.
  6. Сертификация.
  7. Переработка на территории таможенного пункта.
  8. Переработка за пределами таможенного пункта.
  9. Переработка с целью внутреннего потребления.
  10. Торговля без пошлин.
  11. Таможенное хранение.
  12. Отказ от права собственности в пользу государства.

Правила

Большинство ключевых вопросов, касающихся «растаможки» груза на российской границе, находятся под регламентом Федеральной Таможенной Службы.

Она, в свою очередь, опирается на ряд следующих нормативов:

  1. Конституцию РФ.
  2. Федеральные законы.
  3. Государственные акты Президента и Правительства РФ.
  4. Международные договора.
  5. Акты Таможенного союза.
  6. Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов.
  7. Нормативно правовые акты Центрального Банка РФ.

В зависимости от вида транспортного сообщения, каждый из них построен на следующих правилах:

  1. Морское сообщение. 
  2. Воздушное. 
  3. Автомобильное. 
  4. Железнодорожное. 

Документы

Таможенные клиенты обязаны предоставить контролирующим органам следующий пакет документов:

  1. Внешнеторговые договора, соглашения и иные документы подтверждающие законность операции по приобретению груза.
  2. Товарно-транспортный пакет бумаг:
    • ТТН;
    • Коносамент, удостоверяющий право собственности на отгруженную продукцию;
    • книжку МДП (международных дорожных перевозок).
  3. Бумаги с использованием которых была определена классификация кода груза.
  4. Чеки и квитанции, подтверждающие уплату таможенных сборов.
  5. Платёжные поручения, выраженные в рублёвом и валютном эквиваленте.
  6. Паспорт сопровождения сделки и иную документацию, подтверждающую заявленный размер цены груза, применимые для исчисления таможенной стоимости и выполнения валютного контроля.
  7. Бумаги, характеризующие пройденные запреты, ограничения и меры нетарифного регулирования:
    • лицензию на экспорт-импорт грузов;
    • сертификат безопасности;
    • гигиенический сертификат;
    • ветеринарное и фитосанитарное свидетельство;
    • сертификат соответствия и иные бумаги.
  8. Доверенность, подтверждающая право определённого лица, предоставлять интересы той или иной компании. 
  9. Сведения о юридическом лице:
    • уставные документы;
    • свидетельство о регистрации, полученное в налоговой;
    • свидетельство о внесении в Единый госреестр;
    • выписка;
    • банковская справка о наличии расчётных счетов.

Следующий пакет приведен в таблице и применяется в зависимости от направления: ввоза или вывоза товаров в страну.

Таблица 1. Дополнительный пакет бумаг.

Экспорт Импорт
Счёт-фактура Таможенная декларация на экспорт
Счёт-проформа Сертификат по форме «А», «СТ-1» (если имеется)
Контракт, подтверждающий внешнеэкономическую сделку Каталог, предоставленный отправляющим лицом
Контракт на приобретение товаров на территории РФ  —
Спецификацию, упаковочный лист  —
Калькуляцию стоимости груза  —
Техническую документацию на продукцию с полной характеристикой и серийным номером  —
Справка TIR (Transports International Routiers) – международные автомобильные перевозки  —
CMR – товарно-транспортная накладная международного образца  —

Представленные бумаги не являются обязательными в полном объёме. Конкретный перечень определяется в зависимости от типа и характерных особенностей груза, предъявляемого к услуге.

Этапы

Ключевыми этапами процедуры таможенной очистки принято считать следующее:

  1. Подачу декларации в которой должен быть указан весь пакет документации и сведений на перевозимый груз.  Представленные ложные или ошибочные сведения влекут за собой возбуждение административного дела с наложением штрафных санкций, изъятием всей партии товаров и помещением под таможенную пломбу. 
  2. Классификация групп продукции по кодам ТН ВЭД необходима для грамотного применения таможенно-тарифных ставок, осуществляемых для своевременного исчисления величины пошлины, налога и сбора. Также она используется в качестве основного аргумента при нетарифном регулировании некоторых видов внешнеторгового и внешнеэкономического направления и поддержки налогового законодательства при сокращении налога на доходы. При ошибочном применении кодированной системы, таможенные специалисты самостоятельно применяют классификацию и производят правильные расчёты.
  3. Стремление собственников груза снизить размер таможенного платежа и предумышленное занижение стоимости товаров при заполнении таможенной декларации объясняет право проверяющих потребовать дополнительную документацию, подтверждающую фиксированную стоимость и порядок ценообразования, применимого в данном случае. Также осуществляется проверка их достоверности методом отправления запроса в контролирующие органы страны экспортёра. Исходя из этого, мошеннические действия могут быть раскрыты и приведут к серьёзным последствиям о которых говорилось чуть ранее.
  4. Одним из основных факторов, влияющих на успешное прохождение таможенной проверки является своевременная уплата таможенных платежей. Цена определяется по стандартной схеме, применимой в соответствии с тарификацией соответствующей определённому коду группы товаров заявленных перевозчиком.
  5. Валютное контролирование происходит путём соблюдения срока перечисления валютного дохода на счёт уполномоченного банка, подписавшего паспорт сделки в соответствии с внешнеторговыми контрактами. Осуществляется для достижения следующих целей:
    • проверки факта перечисления фиксированной денежной суммы за рубеж;
    • контроля за возвращением денежной суммы за задержанный груз, внесённой на банковский счет нерезидентом РФ.

При осуществлении грузоперевозки в соответствии с внутренним таможенным транзитом иностранные товары могут перемещаться по России без уплаты обязательных пошлин, то есть бесплатно.

Данное условие применимо в отношении продукции перевозимой между складами временного хранения, таможенными складами и иными случаями, когда в их отношении не предусматривается обеспечение взносов по представленным платежам.

Преимущество ВТТ заключается в том, что процедура может осуществляться любым транспортником, в том числе и на личном транспорте компании собственника груза или таможенным перевозчиком.

Стоимость прохождения

Стоимость таможенного оформления контейнерных, штучных, сыпучих грузов определяется по единой схеме на всей территории РФ.

Существует несколько видов платежей:

  1. Ввозная-вывозная пошлина.
  2. НДС, который оплачивается только при ввозе.
  3. Акцизы, применяемые для определённых товарных групп.
  4. Таможенные сборы, подразумевающие стоимость услуги оформления.

Кроме представленных следует учитывать возможное применение специализированной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины.

На текущий момент определяется 3 разновидности таможенной пошлины:

  1. Адвалорная – исчисляющаяся как процент от стоимости продукции.
  2. Специфическая – применяющаяся на товары натуральных свойств. Используется при индивидуальных расценках с заявлением сильно заниженной стоимости. Например, мобильный телефон из Китая по цене 1 доллар.
  3. Комбинированная – вычисляется путём применения адвалорной и специфической пошлин.

В качестве примера можно привезти схему определения стоимости растаможки автомобиля, ввозимого из Европы через Польшу.

В данной ситуации, для определения размера пошлины будут использоваться следующие моменты:

  1. Цена транспортного средства.
  2. Год производства.
  3. Тип автомобиля.
  4. Характеристики силового агрегата.
  5. Вид таможенного расчёта.
  6. Размер НДС.
  7. Гражданский статус собственника.

Следует учитывать, что в зависимости от возраста машины стоимость пошлины будет возрастать, поэтому гораздо выгоднее будет везти машины не старше 5 лет, так как в данном случае применяется вполне приемлемая тарификация. Сведения о возрастном соотношении представлены в таблицах, приведённых далее.

Таблица 2. Стоимость автомобилей возраст которых от 3 до 5 лет.

 Объём двигателя, м3 Тарификация из расчёта 1 см3 умноженный на евро
 1 000 1,5
 1 001 – 1 500 1,7
 1 501 – 1 800 2,5
 1 801 – 2 300 2,7
 2 301 – 3 000  3
 3 001 и более 3,6

Таблица 3. Стоимость автомобилей возраст которых более 5 лет.

 Объём двигателя, м3  Тарификация из расчёта 1 см3 умноженный на евро
 1 000 3
 1 001 – 1 500 3,2
 1 501 – 1 800 3,5
 1 801 – 2 300 4,8
 2 301 – 3 000 5
 3 001 и более 5,7

Величина пошлины за автомобиль старше 7 лет считается самой максимальной, поэтому можно назвать это дорогим «удовольствием».

Сколько стоит помощь специалистов

Таможенным брокером называется человек, представляющий права официального лица в сделках, связанных с провозом груза через границу и прохождением всех процедур, «узаконивающих» товары.

Им может являться, как физическое, так и юридическое лицо в виде представителя той или иной компании.

Размер стоимости услуг специалистов может разниться в зависимости от ряда факторов:

  1. Регион, в котором происходит «растаможка».
  2. Таможенный пост.
  3. Категория товара. Например, перевозка опасных грузов сопряжена получением ряда дополнительной документации, что увеличивает стоимость услуг.
  4. Ассортимента продукции, чем больше кодов, тем выше цена, так как увеличивается перечень необходимых сертификатов.

В качестве примера можно привести прайс-лист одной из организаций, расположенных в Новороссийске.

Таблица 4. Цены услуг таможенных брокеров.

Вид услуги  Физическое лицо, руб. Юридическое лицо, руб.
Консультация  Бесплатно  Бесплатно
Регистрация на таможенном пункте  Бесплатно  Бесплатно
Формализация документации  По договорённости  По договорённости
Подготовка таможенной декларации, страхование груза  От 500  От 2 000
Подготовка, подача и выпуска таможенной декларации на пропускном пункте  От 3 000  От 5 000
Таможенное оформление в морском порту  От 3 000  От 12 000
Таможенное оформление на автомобильных терминалах России  От 3 000  От 5 000
 Таможенное оформление на железнодорожных станциях  От 3 000  От 5 000
 Комплекс услуг оформления в ЦЭД (в центре электронного декларирования)  Не оформляется  От 5 000
Прохождение фитосанитарного контроля  От 2 000  От 2 000
Прохождение ветеринарного контроля  От 2 000  От 2 000
Получение груза с СВХ (складах временного хранения)  От 3 000  От 3 000

Как ясно из приведённых сведений, размер стоимости работы таможенного брокера является комплексной величиной. Поэтому конечная сумма определяется исходя из количества услуг оказанных специалистом.

Проблемы карго в Таможенном союзе

Основной проблемой на территории Таможенного союза является снижение контроля за совершенствованием перевозок таможенных грузов в контейнерах, помещённых на автомобильный транспорт.

В последние годы наблюдается серьёзное послабление мер, защищающих интересы национального рынка, несмотря на применимый в их отношении регламент.

Объясняется это смещением границ транспортного контроля на внешние въезды союза, что характеризует передачу полномочий передвижным контрольным пунктам. Ввиду того, что данная мера осуществляется выборочно, а для установки требуется ряд согласований с местными органами МВД, переместить их из одного в другой в короткий срок не представляется возможным.

Это приводит к тому, что недобросовестные предприниматели выстраивают маршрут перевозки мимо них, что приводит к снижению контроля за ввозимой продукцией.  Осуществляемые Ространснадзором проверки и рейды позволяют снизить вероятность таких махинаций, но из-за большого грузопотока их недостаточно.

Резюмируя представленную информацию можно сделать следующее заключение: процесс перевозки и таможенного оформления вполне по силам выполнить самостоятельно.

Для этого необходимо условно разделить все действия согласно схеме, представленной выше. При этом особое внимание следует уделить подготовке пакета документов и чётко сформулировать вопрос в заявке к поставщику по поводу его предоставления.