Транспортирование товаров между государствами является важным фактором развития экономических отношений между государствами, а также важной статьей дохода многих предпринимателей и компаний.

При транспортировке товаров между государствами у участников такой перевозки может возникнуть необходимость застраховать груз. Страхование грузов при международных перевозках имеет ряд нюансов, о которых и пойдет речь в этой статье.

Регулирующая документация

Международными организациями установлены некоторые нормы, касающиеся грузоперевозок между странами.

Примерами этих норм могут служить следующие документы:

  1. Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), регулирующая использование автомобильного транспорта в подобных случаях. 
  2. Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года. 
  3. Варшавская конвенция 1929 года, регламентирующая использование воздушного транспорта в качестве средства доставки товаров между странами. 

Тем не менее, ни один из этих документов не содержит упоминания необходимости страхования грузов.

Документом, обязующим перевозчиков страховать грузы, является МОНРЕАЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1999 ГОДА, в которой говорится, что все грузы при трансграничных транспортировках должны быть застрахованы.

Виды

Основными видами страхования перевозок являются:

  1. Страхование КАСКО. В этом случае речь идет о страховании любых видов транспорта, посредством которых происходит перевозка грузов. Данное страхование применяется для того, чтобы возместить убытки от возможных повреждений транспортного средства или от его полного уничтожения. Такой вид страхования используется, как правило, компанией-перевозчиком. 
  2. Страхование КАРГО. В этом случае страхуется непосредственно предмет перевозки – товар, который подлежит транспортировке. Эту страховку оформляют отправитель или получатель груза.
  3. Страхование ответственности транспортера товара перед его собственником осуществляется непосредственно перевозчиком. Сумма страхования равняется размеру компенсации, которую транспортер обязуется оплатить согласно договору о транспортировании.
  4. Как в Европейском Союзе, так и в России, согласно Европейской конвенции об обязательном страховании гражданской ответственности 1959 года и 40-ФЗ от 25.04.2002 (ред. от 26.07.2017) Об ОСАГО, обязательно оформление подобного вида страхования при использовании автомашины. Таким образом, для транспортирования груза из Европы в Россию или из Китая в Россию необходимо наличие договора о страховании гражданской ответственности. 

Страхование может осуществляться как в добровольной, так и в обязательной форме. Согласно Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года, добровольным страхованием является такое страхование, при котором договаривающиеся стороны заключили соглашение по собственному желанию и на определенных условиях.

В этом же законе обязательное страхование определяется как такое страхование имущества, которое было осуществлено в обязательном порядке на заранее оговоренных в законодательных актах условиях.

Страхование грузов при международных перевозках

Товары при их транспортировке между странами страхуются для защиты от возможной утери, повреждения или хищения грузов с целью оперативного возмещения их стоимости в любом из вышеперечисленных случаев.

Застраховать можно транспортировку, совершаемую с помощью любого вида транспорта.

Следующие события, в результате которых грузу были нанесены повреждения, могут считаться страховыми случаями:

  1. Природные катаклизмы.
  2. Пожар.
  3. Дорожно-транспортное происшествие или другие неполадки в работе транспортного средства. 
  4. Хищение груза.
  5. Несчастные случае при погрузке и выгрузке товара.

Выплаты по страховке за груз может получить лишь владелец груза. Тем не менее, страхователем могут быть транспортер, отправитель или получатель груза. Выплаты по страховке состоят из страховой премии и страховой выплаты.

Каждая из этих процедур имеет свои особенности:

  1. Страховая выплата – это денежная сумма, которую страховая компания выплачивает пострадавшему исходя из условий страховки и специфики страхового случая.
  2. Страховая премия – это плата за саму страховку.

КДПГ устанавливает следующие сроки давности по предъявлению претензий в случае нанесения вреда грузу или некорректного выполнения договора одним из участников:

  1. В общем случае срок давности равен одному году.
  2. Если грузу был нанесен вред в результате злоумышленного поступка, срок давности равен трем годам.
  3. Отсчет срока давности начинается спустя три месяца после окончания транспортировки.
  4. При частичной или полной утере груза срок давности отсчитывается со дня доставки груза или по прошествии 30 дней после его доставки соответственно.

За любые повреждения груза ответственность несет транспортер, за исключением следующих случаев:

  1. За неисправности, не оговоренные в накладной, ответственен отправитель.
  2. Ответственность не лежит на транспортере если в качестве груза выступают животные или грузы, которые подвержены повреждениям из-за естественных причин, например, грузы, подверженные ржавлению или гниению.
  3. При неправильной упаковке товара и неправильной нумерации грузовых мест ответственность также лежит на транспортере.

В качестве примера получения компенсации по страховке может быть рассмотрен следующий случай. Гражданин Петров, проживающий в Российской Федерации принял решение отправить партию помидоров со своей фермы гражданину Иванову, проживающему на территории Украины.

Для этого он заключил договор с гражданином Сидоровым, выступающим в данном случае в качестве транспортера.

Несмотря на корректное оформление заказа и его выполнение, помидоры сгнили в дороге. Петров обратился в страховую компанию и получил выплату на застрахованный груз согласно договору о страховании товара.

Договор

Такой договор заключается на период, выделенный на транспортировку товара.

Образец договора о страховании грузов при перевозке автомобильным транспортом можно скачать тут.

Для оформления договора нужно составить заявление, в котором необходимо указать следующие данные:

  1. Контактные данные страхователя.
  2. Полные сведения о страхуемом грузе: его наименование, количество или масса брутто, опасность, которой могут быть подвержены люди, контактирующие с грузом, а также другие сведения о нем.
  3. Сведения о каждом перевозочном документе.
  4. Полные сведения о транспортном средстве: номер государственной регистрации, марка, государственная принадлежность, сведения о собственнике ТС.
  5. Способ отправки груза.
  6. Начальный и конечный пункты маршрута. 
  7. Даты, в которые будет проводиться транспортирование.
  8. Стоимость груза.

Страховщик имеет право провести осмотр груза, который должен быть застрахован, и при необходимости назначить оценку его стоимости.

Обязательно также составление подробной описи перевозимого имущества с указанием всех нюансов, таких как:

  • опасность, которую может представлять груз;
  • возможные риски, не зависящие или косвенно зависящие от участников сделки;
  • подверженность груза гниению;
  • возможность нанесения вреда паразитами или грызунами.

Договор на страхование груза может быть заключен как для разовой перевозки, так и на несколько перевозок подряд. Также есть возможность заключить генеральный договор сроком на один год.

Особенности

При страховании международной перевозки грузов автомобильным транспортом также необходимо учитывать таможенные риски.

На сегодняшний день в Российской Федерации страхование таможенной ответственности транспортеров, занимающихся межгосударственными транспортировками товаров, регламентируется Таможенной конвенцией о перевозках грузов с использованием книжки МДП 1975 года.

Основные ее положения перечислены ниже:

  1. Каждый водитель, участвующий в транспортировке, должен иметь при себе carnet TIR – книжку международных дорожных перевозок.
  2. Carnet TIR является гарантией корректного выполнения обязательств, указанных в страховом договоре.
  3. Книжка МДП необходима для таможенного оформления и должна сопровождать груз на всем его пути.
  4. При изменении маршрута, оговоренного в страховом документе, без согласования со страховой компанией, договор может быть аннулирован в одностороннем порядке.
  5. После подписания договора все его пункты подлежат неукоснительному и точному исполнению.
  6. Книжка МДП оформляется и изготавливается централизованно Международным союзом автомобильного транспорта. Эта организация является единственным органом, который уполномочен изготавливать книжки МДП и выдавать их национальным гарантийным объединениям стран-участниц Конвенции. Эти объединения, в свою очередь, выдают книжки МДП транспортерам.
  7. Книжка МДП действительна до прохождения грузом таможни страны, в которой находится пункт назначения, при условии выполнения транспортером сроков транспортирования.
  8. Конвенцией гарантируется провоз любых товаров в сертифицированных и безопасных контейнерах, а также корректность уплаты всех необходимых таможенных пошлин и налогов.
  9. Все таможенные формальности и процедуры, упомянутые в Конвенции, признаются правомерными всеми государствами, участвующими в ней.

Международные транспортировки грузов являются ключевым элементом торговли между странами. Грамотно оформленное страхование такого вида перевозок помогает четче разграничивать ответственность между участниками сделок, дабы избежать конфликтов и прений касательно возможных страховых случаев.