Стремительное прогрессирование российских транспортных услуг подготовило необходимую платформу для внедрения современных видов хозяйственной деятельности.

Получить хороший заказ на перевозку теперь можно, как крупным перевозчикам, так и начинающим индивидуальным предпринимателям, занятым в этой сфере деятельности. Помочь «молодому поколению» может участие в тендерах, проходящих в реальном и электронном формате.

Что это

Раскрыть особенности данного термина можно охарактеризовав перевод английского слова на русский язык: «предложение».

Логическое завершение мысли в данной ситуации можно раскрыть следующим образом:

  1. Конкурсы.
  2. Аукционы.
  3. Торги.

В зависимости от специфики осуществления тендеры могут различаться таким образом:

  1. Открытые, участие в которых допускается для всех желающих предпринимателей и юридических лиц.
  2. Закрытые, проводятся для определённого круга лиц, отобранных ранее заказчиком по индивидуальным критериям. Принять участие в них можно только по специальному приглашению.

Кроме представленных различий, классификация осуществляется по ряду иных признаков:

  1. Количество обязательных этапов:
    • одноэтапный, наиболее распространён на территории РФ;
    • двухэтапный, занимает гораздо больше времени на проведение и практически не используется, так как требует больших капиталовложений, чем одноэтапный.
  2. Зональность, определяющаяся по месту территориального расположения участников:
    • международный;
    • внутренний;
    • региональный;
    • городской.

Ввиду данной специфики тендер может происходить с ориентировкой на виды транспортного сообщения:

  1. Жд перевозки.
  2. Воздушные.
  3. Морские контейнерные.
  4. Мультимодальные.
  5. Речные.
  6. Автомобильным транспортом.

Основные условия проведения и требования к участникам

Все учредители тендеров касающихся грузоперевозок по России и миру должны выполнять следующие действия:

  1. Точно конкретизировать условия транспортировки:
    • пункт отправления и назначения (например, Турция, Анкара — Россия, Москва);
    • время отведённое на оказание услуги (10 дней);
    • специфика и полная характеристика груза, обязательно отметить если предполагается перевозка негабаритных предметов (на перевозку автомобилей легкового класса в количестве 5 единиц);
    • определять перечень дополнительных услуг: погрузо-разгрузочные работы, подготовка сопроводительной документации и так далее (мультимодальная перевозка с перегрузкой товара в пути силами исполнителя).
  2. Охарактеризовать требования, предъявляемые к исполнителю. Например, к лицам, которые будут заниматься транспортировкой. Если конкурс объявлен логистической компанией, конкретизируются условия, применимые к исполнителю, описанные пунктом выше.
  3. При проведении закрытых аукционов, разослать приглашение всем утверждённым участникам.

Что касается действий лиц, планирующих принять участие в тендере, они совершенно иные:

  1. Заявитель обязан внимательно ознакомиться с условиями аукциона, посредством использования сведений добытых всеми возможными способами (из специализированных интернет-источников, прессы и так далее).
  2. Сопоставить предлагаемые заказчиком требования со своими услугами.
  3. Подать полный пакет документов, необходимых для того чтобы принять участие.

Правила подачи документов

Подготовка и подача документов на право принять участие в тендере на грузоперевозки заключается в выполнении ряда сложных действий, вызывающих ряд вопросов даже у опытных транспортников, не говоря о начинающих.

Любая ошибка может привести к отказу в самый неподходящий момент, что приведёт к зря потраченному времени и потере выгодного заказа. Частая ситуация, когда наиболее приемлемые условия отклоняются из-за неправильно поданных документов.

Особое внимание при подаче бумаг следует уделить на участие в государственных конкурсах, которые осуществляются в строгом соответствии с ФЗ № 44 от 05.04.2013 г.

Не меньшая вероятность ошибиться присутствует в тендерах, связанных с транспортировкой инертных или опасных грузов из Германии, Италии или иных стран. Поэтому для предосторожности рекомендуется обратиться к специалистам, знающим всю специфику.

Список документации, необходимой для участия в конкурсе по транспортировке грузов, размещён в вышеупомянутом Федеральном Законе № 44:

  1. Для тендера открытого типа – ст. 51.
  2. Для проводимого в электронном формате – ст. 66.

Фактически разницы в них нет, единственное условие заключается в том, что в первом случае подаются реальные документы и копии, во втором — электронные, то есть сканированные, заверенные электронной подписью.

В отношении открытого конкурса необходимо уложить все бумаги в запечатанный конверт и приложить опись содержимого.

Перечень состоит из следующей документации:

  1. Заявки, подтверждающей согласие участника на условия проведения. Следует обратить пристальное внимание на особые критерии, размещённые в стартовой документации: чаще всего заказчик приводит здесь требования к её составлению. Хотя строгое соответствие с утверждённой формой не является условием «недопуска» к участию, профессионалы рекомендуют их придерживаться.
  2. Сведения, касающиеся компании перевозчика:
    • юридический и фактический адрес;
    • контактный телефон, адрес электронной почты, факс;
    • личная паспортная информация;
    • ИНН учредителя или физического лица.
  3. Копия выписки из Единого ГосРеестра для ИП или юридических лиц (разрешается предоставление копии, выданной не позднее 6 месяцев назад).
  4. Документ, удостоверяющий право должностного лица предоставлять интересы участника.
  5. Документальное подтверждение того, что участник соответствует условиям проведения конкурса. Здесь может понадобиться ряд бумаг, различный в зависимости от каждой отдельно взятой ситуации:
    • свидетельство перевозчика о регистрации в ФНС для ситуаций, относящихся к обычным, например при перевозке сыпучих, штучных, медицинских товаров;
    • дополнительно к вышеупомянутому свидетельству, подтверждение наличия в собственности или аренде транспортного средства, предназначенного для транспортировки наливных грузов автотранспортом либо иного при передвижении другими видами сообщения;
    • документальное подтверждение прохождения специального обучения водителя и наличия у компании лицензии, допускающей перевозку опасных грузов;
    • не лишними будут бумаги о том, что в отношении заявителя не начаты действия по ликвидации, отсутствуют судебные долги и судимости руководящих лиц за преступления, относящиеся к экономическим.
  6. Учредительная документация предприятия.
  7. При условии предоставления отдельным группам участников тендера (ИП по грузоперевозкам, организации инвалидов, социальные некоммерческие организации) преимущества, документ, подтверждающий принадлежность к ним. 
  8. Коммерческое предложение, затрагивающее условия оказания услуги заявителем.
  9. В качестве дополнительной информации можно предоставить сведения о транспортных средствах, статистику ранее выполненных заказов, подтверждающих положительную репутацию и иные документы характеризующие участника конкурса с лучшей стороны.

Следует понимать, что сроки подачи заявки определены в стартовой документации. Документы, поданные по истечению указанного срока к обработке не принимаются.

Тендер перевозка опасных грузов в танк-контейнерах

Специфика закупок и продаж опасных наливных грузов, наблюдающаяся в современной промышленности, требует периодического проведения тендеров, направленных на поиск перевозчиков, готовых взяться за решение данного вопроса.

Основным отличием проведения таких аукционов есть применение особых требований к перевозчикам, водителям и их транспортным средствам.

В зависимости от вида используемого сообщения в отношении претендентов могут применяться различные законодательные акты, характеризующие условия осуществления таких поездок:

  1. Для автомобильного – Постановление Правительства № 272 от 15.04.2011 (ред. от 16.03.2018 г.), в гл.I п. 3 которого приводится ссылка, что данное направление регулируется в соответствии с требованием, установленным приложениями «А» и «В» Европейского Соглашения от 30.09.1957 г. (ДОПОГ).
  2. Для железнодорожного – Правилами перевозок опасных грузов с изменениями от 19.05.2017 г.
  3. Для морского – Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ) от 03.05.1989 г.
  4. Для воздушного – Приказом Минтранса № 141 от 05.09.2008 г.
  5. В отношении речного транспорта, требования предъявляются в соответствии с условиями из документов, приведённых на изображении:

Преимущества и недостатки

Достоинства и недостатки тендеров следует раскрывать после ещё одной, заключительной, классификации.

В этом случае необходимо разделить их на 2 категории:

 

  1. Государственные.
  2. Частные, коммерческие, корпоративные.

Специфика участия несколько отличается друг от друга, потому на примере разбора плюсов и минусов каждого и следует продолжать дальнейшее раскрытие темы.

Государственный заказ:

  • подразумевает выполнение услуг, оплата за которые будет осуществляться из средств федерального бюджета страны или отдельных субъектов РФ;
  • для участия в таких предложениях следует тщательно отнестись к подготовке документации, так как малейшее отклонение от установленных в Федеральном Законе № 44 правил приведёт к получению отказа;
  • есть вариант обжаловать решение в Федеральной Антимонопольной Службе (ФАС) и всё-таки попасть на проведение аукциона;
  • со стороны государства в данной ситуации вопросов не возникает, так как оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы торги прошли с максимальной прозрачностью.

Можно назвать ещё 2 ключевых достоинства госзаказов:

  1. Победа в таком тендере принесет логистической компании хорошую репутацию. Даже в том случае, если финансовая выгода от сделки не будет иметь отличительных в большую сторону качеств, предприятие сможет предстать перед конкурентами как серьёзный игрок, имеющий положительную и проверенную репутацию.
  2. Работа на государство даёт повышенную гарантию в безопасности сделки и можно быть абсолютно уверенным, что после исполнения обязательств, заказчик не откажется выполнять свои.

Если сравнивать госзаказ с коммерческим, в последнем может проявляться так называемая «слабость» в отношении некоторых документов. Организатор может изменить перечень необходимых бумаг, и убрать из него то, что по его мнению считается не обязательным.

Транспортники, принимающие участие в тендерах на грузоперевозки, получают от этого много пользы. Даже в том случае, если они оказались в числе проигравшей стороны, в ходе проведения конкурса можно почерпнуть для себя много полезной информации от конкурентов.

Это станет частичкой того, что рано или поздно будет создана положительная репутация, а название компании станет узнаваемым в данном сегменте. Поэтому даже осознавая, что шансов на выигрыш практически нет, участвовать в тендере всё равно нужно.