Возрождение транснационального коридора «Шелковый путь» под именем «Один пояс – один путь» связано с увеличением доли перемещаемых товаров по суше.

На сегодняшний день формируется логистика, маршруты, ценовая политика и другие сопутствующие факторы доставки грузов по железной дороге из Китая.

Основные маршруты и направления

Общая протяженность железной дороги в Китае составляет свыше 200 тыс. км. В то же время, особенностью местной железной дороги является слабая связь с сопредельными странами. К примеру, естественной границей с Россией являются многочисленные горные хребты.

В то же время, привлекательные тарифы за перевозку – в среднем 5,5 тыс. долларов за 40 футовый контейнер – позволяют оценить потенциал грузовых перевозок в 500 тысяч таких единиц к 2020 году. Это означает 3-кратное увеличение контейнерных жд перевозок, и одновременное развитие транспортной инфраструктуры.

Среди основных транзитных коридоров, непосредственно обеспечивающих перевозки из Китая, выделяются:

  1. Центральный Евразийский коридор (Урумчи-Достык-Астана-Екатеринбург). Считается наиболее коротким и перспективным направлением. Однако на территории Казахстана отсутствуют значительные резервы пропускной способности. В перспективе планируется строительство вторых путей, обходных дорог минуя крупные узлы, развитие автоматизации управления движением. 
  2. Северный Евразийский коридор. Ответвление Чита-Маньчжурия через Забайкальск является наиболее загруженным, и в настоящее время проводится реконструкция станции Забайкальск для увеличения пропускной способности. Еще одним перспективным направлением является ветка через Улан-Удэ, Улан-Батор к Пекину, которая также реконструируется. Ветка Транссиба до Владивостока позволяет связывать Шанхай с железной дорогой через море. 
  3. Трансазиатский коридор. Связывает Урумчи через Достык или Хоргас с Алматы. Имеет ограниченную пропускную способность, что связано с необходимостью реконструкции узла в Алматы. Имеет перспективное значение в доставки грузов в страны Каспийского бассейна и Турцию, а также для организации трафика по маршруту Оренбург-Самара-Москва. 

С развитием названных пунктов пропуска регулярность отправок будет возрастать. Однако уже тогда возрастает вопрос пропускной способности европейских железных дорог.

Примечательно, что Китай сам инвестирует средства в развитие тех узких мест транснациональных коридоров, которые выявлены с учетом возросшей интенсивности грузопотока. При уточнении маршрутов в ВЭД иногда используют не названия маршрутов, а только указание пограничных переходов.

Тогда звучат отчасти знакомые пары:

  • Алашанькоу – Достык;
  • Маньчжурия – Забайкальск;
  • Суэйфэнхэ – Уссурийск;
  • Чуньчунь – Камышовая.

Первый переход преимущественно используется для доставки грузов в европейскую часть России и далее. А северо-восточные переходы нацелены на использование транссибирской магистрали.

Список компаний

Изучать список компаний при планировании международных перевозок по железной дороге стоит с учетом одного обстоятельства. Сеть железных дорог и организация перевозок внутри Китая – очень отлаженный механизм.

На первом этапе товары из промышленных районов доставляются преимущественно на север страны. В эту отлаженную цепочку встроиться не получится. Значит, следует использовать все ее преимущества.

При рассмотрении компаний следует рассматривать не только отечественных перевозчиков, но и китайские фирмы. Как правило, их работа только дополняет друг друга и ускоряет перевозки.

Наиболее заметные организации доставки грузов в Россию представлены в таблице.

Компании по осуществлению доставки грузов из Китая по железной дороге:

 Компания России  Виды услуг  Компания Китая  Виды услуг
 TJA LOGISTICS, Владивосток  Мультимодальные  Realco Transportation Group, Тайвань  Доставка, логистика, экспедиция
 Rail Group, Москва  Мультимодальные  China Raiway Material Company  Железнодорожные перевозки
 САТЭКО, Самара  Мультимодальные, логистика  Euroad International Logistics Co, Ltd, Чунцин  Доставка, логистика, экспедиция
 1Kargo, Екатеринбург  «Быстрый поезд»  Chongqing Meilian International Warehouse & Transport Co, Ltd, Чунцин  Доставка, логистика, экспедиция, склады

Стоит рассматривать и другие, более мелкие компании, которые заняты на принципах мультимодальности и сбора товаров на собственных логистических складах, и способны обеспечить доставку груза. Сроки и риски таких услуг согласовываются отдельно.

Сроки транспортировки

Вопрос длительности доставки грузов волнует потенциального клиента порой даже больше, чем стоимость услуги. Если расходы на транспортировки закладывают в цену товара, то скорость поставки прямо сказывается на оборачиваемости средств.

При выборе способа доставки грузов следует учитывать и зависимость скорости доставки от затрат.

Здесь обычно используют следующие пропорции (для 20-футового контейнера) в зависимости от видов транспорта:

  1. Авиаперевозки из Китая (к примеру, из Гуанчжоу): 6-8 дней и 18-20 тыс. долларов
  2. Железная дорога: 20-30 дней и 10-14 тыс. долларов. В перспективе – 12-20 и 6-8 тыс. долларов соответственно.
  3. Транспортировка морем: 24-36 дней и 2-6 тыс. долларов.

Время доставки всегда следует уточнить, заключая договор на жд доставку.

Но в отношении железной дороги полную гарантию ни кто не даст, поскольку возможно воздействие самых разных факторов:

  1. Времени на ожидания формирования состава. При заказе относительно небольшой партии следует согласиться на сборный груз.
  2. Время на прохождение таможенных переходов. Не самая большая потеря времени: таможенный досмотр – до 4 часов, замена тележек под вагонами – от 2 до 6 часов.
  3. Оперативность подачи порожних контейнеров в Китай. По статистике число порожних контейнеров нередко составляет 40-50 % от числа ввезенных в страну. При указании компанией сведений об оперативности подачи пустых контейнеров под загрузку – это будет конкурентным преимуществом.
  4. Пропускная способность дорог. При проведении модернизации инфраструктуры Казахстана сроки доставки будут снижаться.

На сегодняшний день, чтобы привезти груз из Китая с растаможкой, в зависимости от маршрута, потребуется следующее количество дней.

Примерны сроки доставки грузов их Китая по железной дороге:

 Маршрут доставки  Сроки
 Китай – Восточная Сибирь (через Забайкальск)  От 10 дней
 Китай – Урал  От 14 дней
 Китай – Центральная Россия  От 17 дней

Увеличение товарного потока не будет сказываться на длительности «поездки» товара, поскольку параллельно растет и пропускная способность перевалочных пунктов.

Документы для таможенного оформления

Сбор документов лучше доверить перевозчику, поскольку при незнании юридических аспектов и с учетом бюрократических процедур, самостоятельное оформление легко затянуть.

К тому же, перевозчики имеют отлаженные схемы работы, а в случае неожиданных обстоятельств смогут по проверенному алгоритму решить возникающие вопросы.

В целом, набор сопроводительных документов остается стандартным:

  1. Накладная на товар. Указываются не только количественные и другие характеристики, но и сведения по прохождению всего маршрута от продавца к покупателю. Накладная европейского образца немного отличается от документа СМГС (для стран СНГ). 
  2. Транзитная декларация. В документ входит не только информация о продавце и покупателе, но и о транспортной компании, а также стоимость товара. На практике документ получил название Инвойс (Invoice). 
  3. Документы на страхование груза, с четким прописыванием условий возмещения ущерба.

Дополнительно потребуются сопроводительные документы, как передаточные ведомости, разрешительные документы на ввоз и вывоз груза, спецификации. Поэтому при заключении контракта следует предусмотреть ответственность перевозчика за верное документальное сопровождение груза.

При необходимости уточнения документов, следует учитывать, что перевозки по Евразии регламентируются двумя основными документами:

  • конвенция COTIF (КОТИФ) – для железнодорожных перевозок;
  • СМГС – соглашение о международных перевозках по железной дороге. 

Следует учитывать, что грузовые перевозки из КНР требуют предварительного согласования со странами-транзитерами. Это может быть связано с необходимостью проведения карантинной или ветеринарной инспекционной проверки.

Разрешительным документом в этом случае служит телеграмма-согласование на перевозку.

Как отследить доставку

Узкоспециализированные компании зачастую предлагают диспетчерское сопровождение заказа. Это позволяет оперативно получать информацию о прохождении таможни, возможных задержках, и оперативно передавать клиенту.

На сегодняшний день привычных способов отслеживания транспортировки, как для автотранспорта – через GPS, перевозчики не предлагают.

Специалисты утверждают, что единственной системой, предоставляющей достоверную информацию по движению и нахождению груза, является ресурс электронных накладных АС ЭТРАН ОАО РЖД. Система позволяет подключиться внешнему пользователю.

Среди узких сервисов по предоставлению информации по отслеживанию вагонов выделяется компания «СТМ» из Санкт-Петербурга». Правда, они не раскрывают свои возможности получения информации.

Цена на ЖД перевозки из Китая в Россию

Стоимость на транспортировку груза формируется с учетом характера и объемов партии. Нередко из Китая перевозят насыпные или штучные грузы, и тогда тарифы формируются исходя из массы груза. Для мультимодальных перевозок характерно указание стоимости за единицу объема.

Принятые цены приведены в таблице:

 Легкий куб (менее 220 кг), м3  Стоимость, у. е., за единицу объема, за доставку
 до 20  200
 25-70  190
 70-100  180
 Тяжелый куб (более 220 кг), тонн  Стоимость, у. е., за 1 кг, за доставку
 0,5-5  1
 5-14  0,9
 14-20  0,8

Для тяжелых грузов, как неформатных, тарификация используется по индивидуальному тарифу. Любая транспортная компания в короткие сроки произведет необходимый расчет стоимости.

Преимущества перед другими видами транспорта

Среди основных ощутимых преимуществ транспортировки любых грузов из Поднебесной выделяются:

  • сбалансированное соотношение сроков и стоимости доставки;
  • безопасность и надежность сохранности товара;
  • возможность отправки любых партий грузов и их габаритов;
  • регулярность перевозок, небольшая зависимость от сезонности;
  • сохранение преимуществ по отношению к другим способам – мультимодальность, сборные грузы, возможность отслеживания.

С учетом развития рынка железнодорожных перевозок, эту нишу стремятся занять надежные компании с развитой сетью логистических центров, складских помещений, собственным парком контейнеровозов.

Примечательно, что используемый подвижной состав, включая электровозы и контейнеровозы – практически полностью обновлен. Это добавляет уверенности в серьезности тех перевозчиков, что пришли на рынок. А риск подвергнуть груз форс-мажорным обстоятельствам сводится к минимуму.

Во взаимной торговле Россия находится в десятке самых активных торговых партнеров с Китаем. Это означает дальнейшее развитие торговых отношений. А доля железной дороги в этих отношениях только будет увеличиваться.