Большая площадь РФ позволяет говорить о том, что железнодорожное сообщение является наиболее оптимальным вариантом перемещения грузов из одной точки в другую.

Аналогичная ситуация касается и перемещение негабаритных грузов, тем более, что грузоподъёмность жд составов во многом превосходит тяжеловесные тралы.

Какие размеры считаются сверхнормативными

Допустимым габаритом грузов для перевозок на железнодорожных платформах является такой, который ни одной своей частью, включая тару, упаковку и элементы фиксации не выходит за пределы вагона.

Измерения в данной ситуации производятся при нахождении на прямом участке пути в строго горизонтальной поверхности при расположении осей подвижного состава и рельс в одной параллели.

Под статус негабаритного груза попадает тот, характеристики которого превышают утверждённые показатели, равные следующим величинам:

  1. Вес брутто – более 60 т.
  2. Высота – 5,3 м.
  3. Длина – 14 м.
  4. Ширина – 3,25 м.

Данные величины определены исходя из размеров жд платформы, на которой он будет перевозиться. Отклонение допускается в переделах установленных рамок, так как любое превышение может привести к аварийной ситуации.

Ее возникновение не исключается при прохождении тоннелей, мостов и эстакад с проёмами, спроектированными в соответствии со стандартными размерами подвижного состава.

Статус негабаритного груз получает, если он размещён в подвижном составе, расположенном на прямом участке пути с превышением пределов габаритов погрузки.

Проверка вписывания груза при перевозке жд вагонами осуществляется исходя из того, что он расположен на платформе со средней высотой нижней части пола над поверхностью рельсов равной 1,3 м:

Следует учитывать, что все измерения производятся с использованием величины УГР (уровня головки рельса), исходя от которой и построено дальнейшее раскрытие темы.

Всего, существуют 3 основные зональности влияющие на классификацию негабаритного груза:

  1. Нижняя негабаритность со следующими показателями:
    • высота 0,48 – 1,4 м. с расстоянием от осей 1,6 – 1,7 м. включительно.
    • высота 1,23 – 1,4 м. с расстоянием от осей 1,71 – 2,24 м.
  2. Боковая негабаритность с высотой от 1,4 – 4 м.
  3. Верхняя негабаритность с высотой от 4,0 – 5,3 м.

С целью получения точных результатов пропускной способности верхней негабаритности, применимой на двухпутных линиях, в дополнение используется условное обозначение ещё одной зоны, называемой зональностью в отношении совместных боковых и верхних отклонений с высотой от 4,0 до 4,603 м с расстоянием осей равном 1,625 м.

Если рассматривать степень выхождения размеров габаритов за рамки допустимых, то следует учитывать следующие:

  1. Отклонение по нижнему критерию – 6 степеней.
  2. Отклонение по боковому – 6 степеней.
  3. Отклонение по верхнему – 3 степени.

Классификация по индексу несоответствия определяется по таблице, представленной далее.

Таблица 1. Индекс негабаритных грузов.

 Номер знака  Классификация, применение Определение степени
 1  —  Н
 2  Нижнее отклонение  От 1 до 6
 3  Боковое отклонение  От 1 до 6
 4  Верхнее отклонение  От 1 до 3
 5  Вертикальная сверхнегабаритность  8, отсутствие статуса указывается знаком «0»

В качестве примера можно разобрать ситуацию, когда груз оценивается индексом Н 4628 со смешанной негабаритностью:

  1. Н – стандартная классификация отклонений от заданных параметров.
  2. 4 – четвёртая степень отклонения в нижней плоскости.
  3. 6 – шестая степень отклонения в боковой плоскости.
  4. 2 – вторая степень отклонений в верхней плоскости.
  5. 8 – принадлежность груза к статусу «сверхнегабаритных».

Особенности доставки

Перевозка тяжеловесных и негабаритных грузов железнодорожным подвижным составом осуществляется с соблюдением ряда отличительных особенностей, присущих данному виду транспортировки.

В первую очередь следует отметить практически повсеместное использование следующих объектов и механизмов:

  1. Четырехосный вагон.
  2. Открытая платформа, либо вагон отличающийся повышенной грузоподъёмностью.
  3. Погрузочный крановой транспортер.

Точный тип определяется в момент построения маршрута и определения классификации степени негабаритности груза, которые выполняются расчётными специалистами транспортной компании перевозчика.

Ещё одной отличительной особенностью является обязательное условие того, что в момент заключения договора перевозки, заказчик должен предоставить перевозчику точный чертёж груза и приложить его описание, а так же технические характеристики.

Это позволит преждевременно оценить масштабность предстоящей задачи и возможность её выполнения. В исключительных случаях может возникнуть необходимость выезда представителя компании логиста для самостоятельной оценки объекта.

После заключения между сторонами договора, происходят следующие действия:

  1. Подготовка сопроводительных бумаг.
  2. Разработка маршрута.
  3. Определение оптимального размещения груза в вагоне (на платформе).
  4. Подбор элементов фиксации.

В ряде случаев, например при перевозке нефтегазового оборудования в виде объёмных технически сложных механизмов, может понадобиться частичный разбор или снятие деталей выступающих сверх установленных габаритов.

Данное действие осуществляется по согласованию с уполномоченными специалистами компании отправителя или перевозчика, которые после демонтажа, прикладывают техническое описание выполненных работ и снятых элементов.

Правила перевозки негабаритных грузов железнодорожным транспортом

Инструкция по перевозке негабарита жд сообщением сдержится в ряде пунктов Устава железнодорожного транспорта (ФЗ № 18 от 10.01.2003 г.). Здесь содержатся ключевые моменты, исполнение которых является обязательным при выборе такого метода транспортировки.

Из всего текста законодательного акта можно выделить несколько основных:

  1. Негабаритный груз может перевозиться подвижным составом только в том случае, если на это получено разрешение МПС (Министерства Путей Сообщения).
  2. При транспортировке в открытом полувагоне или на платформе не допускается размещение груза, который может прийти в негодность под воздействием атмосферных и климатических воздействий.
  3. Род, вид и классификация используемого подвижного состава определяется перевозчиком ввиду технических, химических и других характеристик транспортируемого груза.
  4. Распределение и фиксация происходит в соответствии с техническими свойствами при условии оптимального и безопасного размещения.

Сопроводительный пакет документов

Что касается документации необходимой при перевозке, здесь ситуация может несколько отличаться в зависимости от направления движения:

  1. Внутрироссийского.
  2. Международного.

Для России

Полный перечень бумаг, которые должны оформляться при доставке груза железнодорожными путями указан на официальном сайте РЖД РФ: doc.rzd. Составлен он с указанием на основной законодательный документ: Приказ МПС № 39 от 18.06.2003 г. Здесь же содержится утверждённый порядок их заполнения.

Перечень может несколько отличаться в зависимости от классификации и свойств перевозимого груза поэтому ниже приведён полный список:

  1. Дорожная ведомость. 
  2. Корешок дорожной ведомости. 
  3. Квитанция о приёме груза. 
  4. Железнодорожная накладная. 
  5. Пересылочная накладная. 
  6. Документы на груз, удостоверяющие следующее:
    • право собственности;
    • сертификацию и разрешение на использование на территории РФ;
    • иные документы.

За границу

В отношении перевозки негабарита за рубеж основным законодательным документом выступает Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС 01.11.1951) с последними изменениями внесёнными 01.07.2014 г. Перечень допускаемых к транспортировке грузов содержится в ст. 5 вышеупомянутого договора.

Там же указываются и максимальные габаритные параметры, которые могут отличаться в зависимости отдельно взятой страны. Так например, товары, направляющиеся во Вьетнам должны быть не более 12 м. длиной.

Любое превышение установленной величины требует получения дополнительного согласования с руководством железнодорожных путей, по которым будет происходить маршрут.

Помимо этого, международное железнодорожное сообщение регулируется ещё 2 соглашениями:

  1. Международной конвенцией по перевозке грузов по жд дорогам.
  2. Соглашением о международных жд перевозках.

Что касается сопроводительных бумаг, перечень здесь несколько отличается от того что используется при внутрироссийских доставках:

  1. Таможенная декларация на груз. 
  2. Сертификаты, иные технические и прочие документы, удостоверяющие происхождение товара. 
  3. Международная накладная CMR. 
  4. Счёт фактура. 
  5. Контракт на закупку, прайс-листы.

Обеспечение безопасности

Меры безопасности при такой транспортировке осуществляются в соответствии со степенями негабаритности о которых говорилось ранее.

Здесь применяются следующие условия:

  1. Грузы, относящиеся к 1 и 2 степеням в нижних и верхних плоскостях и 3 в боковой транспортируются без дополнительных мер безопасности.
  2. Вагоны на которых расположены товары, относящиеся к большим степеням перемещаются с более пристальным вниманием. В большинстве случаев их пропускают по 1-путному участку средней величиной междупутий не меньше 4,8м. исключающие высокие платформы. В данной ситуации используются особые условия безопасности:
    • контроль за передвижением осуществляется при постоянном контакте с ДНЦ (железнодорожный радиотелефонный диспетчер);
    • вагоны не ставятся в длинносоставные подвижные составы;
    • машинисты получают особые инструкции и предупреждения о манере движения;
    • пропуск поезда с грузом 4 – 6 степени боковой и нижней негабаритности, составы на соседних путях должны быть отведены от предельного столбика не меньше чем на 10 м;
    • поезда 4 – 5 степени должны прикрываться не менее чем 1 вагоном с головы и хвоста подвижного состава;
    • сверхнегабаритные относящиеся к 6 степени при прохождении через искусственные и природные зауженные участки пути выполняются только в присутствии ответственного работника с данного отрезка в должности не ниже мастера. В данном случае обязательным является использование контрольной рамы, располагающейся в передней части состава и помогающей выполнить процесс измерения безопасного промежутка.

Как видно на изображении, некоторые тоннели и иные искусственные сооружения практически лишены запаса в габаритах.

Поэтому малейшее отклонение от единых параметров может стать причиной серьёзной аварии, потери груза и наложению штрафных санкций на перевозчика и других ответственных лиц. 

Цены

К определению стоимости перевозки негабарита относится не только процесс перемещения груза из одной точки в другую, но и ряд дополнительных действий, которые исполнитель обязуется выполнить в соответствии с заключённым соглашением.

К ним относятся манипуляции о которых частично упоминалось ранее:

  1. Разработка схемы маршрута вместе с железнодорожным управлением данного участки пути.
  2. Оплата станционных сборов и оформление сопроводительной документации.

В качестве примера можно воспользоваться коммерческим предложением одной из транспортных компаний, разместивших свои тарифные условия на своём сайте. Представлены они в виде таблицы, приведённой далее.

Таблица 2. Стоимость доставки негабарита из Москвы в наиболее востребованные направления.

Станция назначения Полувагон, руб. Открытая платформа, руб.
 Актау  398 520  420 124
 Алматы  354 264  389 268
 Челябинск  256 147  286 123
 Новосибирск  369 256  472 631
 Бишкек  457 523  495 482
 Душанбе  701 254  751 287
 Ташкент  423 487  486 254
 Владивосток  569 251  641 231
 Семипалатинск  245 693  275 319

Следует учитывать, что в таблице приведены расценки по минимальному отклонению габаритных параметров, находящихся в первой степени, каждой из плоскостей.

Последующее отклонение от утверждённых параметров определяются в соответствии с тарифной политикой компании перевозчика и будут означать увеличение стоимости.

Преимущества и недостатки данного вида транспортировки

Если сравнивать перевозку промышленного оборудования, спецтехники или иного негабаритного груза железнодорожным сообщением с автомобильными дорогами, можно отметить ряд достоинств, выгодно характеризующих такой метод доставки:

  1. Состав отправится в точно указанное в расписании время и будет следовать по ранее утверждённому и известному маршруту вне зависимости от времени суток, погодных и климатических условий (за исключением катаклизмов и форс-мажорных обстоятельств).
  2. Стоимость доставки намного ниже по сравнению с использованием автомобиля.
  3. Подвижной жд состав может одновременно перевозить груз, достигающий 500 т.
  4. Прибытие в пункт назначения практически всегда происходит в указанное в расписании время. Задержки в пути минимальны и согласно практике не превышают 1 часа.
  5. В пути груз подвергается меньшему риску и количеству проверок, чем на автомобильных дорогах общего пользования.
  6. При отправлении требуется не так много сопроводительной документации.

Однако, помимо преимуществ, данный вид доставки имеет недостатки, которые в некоторой ситуации могут превзойти все названые ранее достоинства. Прежде всего здесь нужно отметить факт того, что чаще всего появляется необходимость использования мультимодального метода доставки до конечного пункта.

То есть после того, как груз придёт на станцию назначения, его придётся перегружать на автомобиль и везти до точки назначения. Хотя документальное оформление железнодорожных перевозок в соотношении с автомобильным сообщением, отличается меньшим пакетом сопроводительной документации.

Здесь встречается ряд существенных условий, которые могут играть определяющую роль в использовании данного направления. В частности это наличие подземных тоннелей, эстакад и иных искусственных и природных сооружений, встречающихся на пути.