Согласно статистическим данным, за прошедший год почти 69% всех грузов, перевезённых из Казахстана в Россию были доставлены железнодорожным сообщением.

Это объясняется большим удобством для грузоотправителей, связанным с рядом преимуществ, присущих данному виду сообщения.

Популярные маршруты и направления

Железнодорожный транспорт в Казахстане является одним из наиболее востребованных методов транспортировки грузов и пассажиров. Большое количество разветвлённых маршрутов, оставшихся в стране со времён существования СССР позволяет добраться на поезде практически в любую точку государства.

Повышенная востребованность такого сообщения дополнительно обуславливается:

  • огромными степными равнинами
  • плохим качеством автомобильных дорог
  • транзитным пассажирским и грузовым потоком.

Грузовые потоки проходят из ряда стран:

  1. Узбекистан.
  2. Туркменистан.
  3. Таджикистан.
  4. Китай.

Исходя из этого можно обозначить несколько популярных направлений, проходящих через Казахстан транзитом:

  1. Таджикистан – Москва, проходящие через такие казахские города:
    • Кызылорда;
    • Аральск;
    • Актобе.
  2. Душанбе – Москва, проходящий через Узбекистан и юго-восточную часть страны:
    • Кульсары;
    • Атырау.
  3. Бишкек — Москва, заходящий в Шымкент, далее Кызылорду и по маршруту Ташкентского поезда в Россию. 
  4. Прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ашхабадом нет, однако поезда следующие по этому направлению в любом случая заходят в Казахстан. 
  5. Грузы, следующие из Китая могут направляться северным путём через Дальний Восток или Монголию, попадая оттуда в Сибирь, либо напрямую, мимо озера Балхаш, Астану и попадая в Транссибирскую Магистраль в Петропавловске. 

Документы для таможенного оформления

Россия и Казахстан являются членами ЕАЭС, что позволяет говорить об упразднении излишних бюрократических процедур при прохождении границ между государствами. С 01.01.2018 г. в отношении данной ситуации действует новый законодательный акт, подписанный 11.04.2017 г. в Москве.

Называется он Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Он содержит ключевые моменты правил перевозки из России в Казахстан и в обратном направлении.

Из его содержания становится очевидным, что единая таможенная территория таможенного союза распространяется по внешним границам государств, участниц ЕАЭС:

  1. Армении.
  2. России.
  3. Казахстана.
  4. Белоруссии.
  5. Киргизии.

Ключевыми условиями, каждого члена ЕАЭС являются следующие задачи:

  1. Создание единой таможенной зоны распространяющейся в пределах границ стран участниц.
  2. Использование режимов, не допускающих тарифного и нетарифного ограничения при взаимных экономических отношениях, за исключением случаев, оговоренных отдельно им утверждённых на законодательном уровне.
  3. Полное упразднение таможенного контроля на внутренних границах.
  4. Применение однотипного механизма регулирования экономических и торговых взаимоотношений, отталкивающихся на универсальные рыночные принципы хозяйственности экономического законодательства.

Таким образом, пределы таможенной территории являются такими, как это отображено на представленной карте:

Исходя из этого, грузы, перемещаемые в пределах внутренней территории, могут перемещаться без дополнительного оформления с наличием стандартных бумаг, требующихся для перевозки внутри страны:

  1. Товарно-транспортная накладная по форме CMR (единственное отличие). 
  2. Счёт фактура. 
  3. Сертификаты и прочие бумаги, подтверждающие происхождение и легализацию товаров. 

Список компаний

Как упоминалось ранее, данное направление является достаточно востребованным, что позволяет говорить о большом списке логистических предприятий, представляющих спектр аналогичных услуг.

Такие предприятия присутствуют, как на российской, так и на казахской стороне поэтому далее, представлены некоторые из наиболее успешных в каждой из стран:

  1. Первая транспортно-логистическая компания Казахстана «Transline», является лидером сегмента местного рынка. Опыт в международных грузоперевозках наработанный на протяжении 16 лет позволяет утверждать о грамотной организации и многоуровневом контроле за качеством перемещения товаров.
  2. «Российские Железные Дороги» является крупнейшим перевозчиком с российской стороны. Впечатляющая репутация и огромный спектр дополнительных услуг, включающих в себя следующее:
    • транспортно-логистическую помощь;
    • терминально-складское хранение;
    • доставка сборных контейнерных грузов;
    • перевозка негабаритных и тяжеловесных товаров;
    • предоставление подвижного состава (тягача или отдельного вагона) и прочее.

    Всё это отличает «РЖД» от других конкурентов.

  3. Своеобразный аналог «РЖД» в Казахстане является АО «КТЖ – Грузовые перевозки», в структуре которого присутствует сеть налаженных путей сообщения, локомотивных депо и складских помещений, предназначенных для предоставления качественной комплексной услуги населению.
  4. «Aviv-Trans» — динамично развивающаяся компания, специализирующаяся на всех видах транспортных сообщений, включая и железнодорожное. Транспортная логистика предприятия распространяется далеко за пределы России поэтому перевозка груза В Казахстан и обратно расценивается для её специалистов, как вполне стандартная ситуация.
  5. Транспортная компания «NurTrans Kazakhstan», функционирует с 2010 г. Однако, за небольшой промежуток своего существования зарекомендовала себя как предприятие, специализирующееся на международные масштабы, способное предоставить своим клиентам широкие спектр услуг и многообразные тарифные ставки.
  6. ТК «Авангард Лоджистикс» предприятие, располагающееся в Санкт-Петербурге и в большей степени специализирующееся на железнодорожных перевозках негабаритных грузов по территории России, Стран участниц ЕАЭС и других государств СНГ. 

Сроки доставки

Правила исчисления сроков доставки груза по договору или заявке между сторонами, утверждены Приказом МПС № 27 от 18.06.2003 г..

Согласно п. 2 документа, отсчёт начинается с 00:00 дня, последующего за документально подтверждённым в железнодорожной накладной и дорожной ведомости. Время рассчитывается исходя из дальности расстояния между пунктом от правки и точкой назначения.

Всего здесь содержится несколько пунктов, предусматривающих различные ситуации:

  1. Таблица 1. Перевозка со стандартной скоростью состава повагонного, контейнерного и мелкого груза.

    Отправки повагонно Отправки контейнерами и мелкие доставки
    Расстояние доставки, км Норматив суточного проезда, км Расстояние доставки, км Норматив суточного проезда, км
    до 199  110 до 599  75
    от 200 до 599  160 от 600 до 999  100
    от 600 до 999  240 от 1000 до 1999  140
    от 1000 до 1999  310 от 2000 до 2999  180
    от 2000 до 2999  330 от 3000 до 4999  230
    от 3000 до 4999  380 от 5000 до 6999  270
    от 5000 до 6999  400 от 7000 и выше  300
    от 7000 и выше  420  —  —
  2. Таблица 2. Транспортировка скорыми поездами.

    Расстояние доставки, км Норматив суточного проезда по видам отправок, км
    повагонные многотоннажные, рефрижераторные  контейнеры, кроме перевозимых на сцепах из платформ без рассоединения сцепа в пути универсальные контейнеры и мелкие доставки многотоннажные, рефрижераторные контейнеы на сцепах из платформ без рассоединения сцепа в пути
    до 199  140  110  90  140
    от 200 до 599  210  160  120  210
    от 600 до 999  310  250  180  310
    от 1000 до 1999  400  320  250  400
    от 2000 до 2999  430  340  270  430
    от 3000 до 4999  480  380  300  480

Если рассматривать реальные вещи, то перевозка груза из Москвы в Астану может занимать несколько дней.

Количество суток определяется исходя из классификации транспортировки:

  1. Сборная – 6 – 9 суток.
  2. Цельновагонная – 3 – 4 суток.

В среднем железнодорожный состав проходит маршрут между столицами государств за 2 – 2, 5 дня. Остальное время перевозчику требуется для подготовки необходимой сопроводительной документации, погрузки и иных действий, необходимых в зависимости от каждой отдельно взятой ситуации.

Как отследить онлайн

Современные технологии позволяют грузоотправителю и получателю всегда быть в курсе местонахождения отправленного товара.

Большинство крупных логистических предприятий предоставляют своим клиентам такую возможность на безвозмездной основе, то есть бесплатно. Однако, до сих пор существуют такие, которые взимают за это дополнительную плату.

Итак, онлайн сопровождение перемещения груза может происходить по 2 сценариям, идентичным между собой:

  1. Первый заключается в использовании специального трек-кода, выдаваемого в момент заключения договора.
  2. Второй, подразумевает ввод номера накладной на груз.

Процесс выполняется достаточно просто и аналогичен во всех компаниях, использующих данный вид услуги. Заключается он в следующем:

  1. Зайти на сайт перевозчика, с которым заключен договор (в данном случае из списка была взята случайная компания) и найти в пункте меню опцию «Сервис», «Дополнительные опции» или что-то похожее. 
  2. В открывшемся меню выбрать «Отследить статус груза», «Отслеживание груза» или что-то похожее. 
  3. Далее система предлагает ввести номер заявки, квитанции или груза. В других случаях пожет понадобиться ввод вышеупомянутого трек-кода. 
  4. После того как в открывшееся окно будет введён уникальный код, на экран выводится информация о всех перемещениях запрашиваемого товара и планируемое время прибытия в пункт назначения. 

Данная процедура идентична на всех сервисах поэтому воспользоваться ей достаточно просто.

Цены жд перевозки из Казахстана в Россию

Большинство казахстанских логистических предприятий и российских, имеющих в стране собственные филиалы, предлагают своим клиентам полный спектр услуг.

В него включается следующее:

  1. Преждевременное согласование деталей, необходимых для реализации доставки.
  2. Организация сделки, включающая заключение договора между сторонами.
  3. Процедура страхования груза в любой выбранной по усмотрению клиента компании.
  4. Доставка груза.
  5. Если этого требует ситуация, доставка до точного адреса с использованием мультимодальных сфер услуг.
  6. Выдача грузополучателю.

Каждая из представленных стадий договора может быть удалена по соглашению сторон или заменена другой. Поэтому говорить о конкретных расценках на услуги перевозчиков не стоит.

Однако, с целью примерного ознакомления можно воспользоваться сведениями взятыми с сайта одного из перевозчиков, касающимися непосредственно этапа транспортировки, без добавления иных работ.

Таблица 3. Стоимость доставки груза из Казахстана в Москву.

Пункт отправления, Казахстан 1,5 т 3 т 5 т 10 т 20 т
Астана 59 361 79 251 101 729 119 329 139 318
Алматы 96 376 120 481 146 726 181 567 209 361
Шымкент 75 231 99 276 119 859 146 594 170 124
Караганда 69 358 89 359 107 218 133 421 156 210
Павлодар 75 869 96 138 110 850 140 571 163 238
Атырау 40 215 53 326 63 218 75 237 87 217
Актобе 41 569 52 695 61 783 75 021 88 968
Кустанай 47 568 61 589 75 821 96 210 107 258
Кызылорда 69 586 79 025 90 325 107 566 120 781
Петропавловск 55 741 63 233 75 219 99 699 109 351
Кокшетау 58 694 76 556 86 970 113 025 129 328
Уральск 35 023 39 999 45 659 55 850 64 328

Таблица 4. Стоимость доставки груза из Казахстана в Санкт-Петербург.

Пункт отправления, Казахстан 1,5 т 3 т 5 т 10 т 20 т
Астана 79 365 100 362 129 568 157 023 175 279
Алматы 109 658 140 267 169 249 199 239 151 011
Шымкент 96 568 120 328 146 578 183 241 205 200
Караганда 86 001 109 364 141 226 159 320 186 698
Павлодар 86 910 120 752 138 238 156 243 158 309
Атырау 55 869 69 327 86 039 108 235 117 241
Актобе 56 369 72 581 89 320 109 391 121 088
Кустанай 65 896 79 330 95 267 109 553 146 557
Кызылорда 87 569 109 368 135 522 156 690 182 036
Петропавловск 66 983 79 336 99 863 106 596 118 019
Кокшетау 78 036 87 027 111 446 128 560 133 421
Уральск 45 230 55 880 69 336 89 298 99 836

Таблица 5. Стоимость доставки груза из Казахстана в Краснодар.

Пункт отправления, Казахстан 1,5 т 3 т 5 т 10 т 20 т
Астана 65 986 96 236 107 455 116 002 128 695
Алматы 85 663 102 225 126 356 145 278 159 266
Шымкент 72 569 79 632 96 023 102 362 110 658
Караганда 75 963 89 628 99 855 106 337 118 002
Павлодар 75 556 94 236 109 665 117 334 130 568
Атырау 36 563 29 869 31 891 43 112 48 007
Актобе 390586 57 396 68 215 72 961 79 663
Кустанай 59 633 76 352 95 227 108 224 121 040
Кызылорда 60 235 78 554 92 226 103 045 125 334
Петропавловск 58 932 75 884 91 223 102 556 124 544
Кокшетау 62 114 75 330 89 335 100 054 112 399
Уральск 29 886 35 066 43 365 52 215 61 978

Таблица 6. Стоимость доставки груза из Казахстана в Новосибирск.

Пункт отправления, Казахстан 1,5 т 3 т 5 т 10 т 20 т
Астана 21 557 28 961 33 562 40 009 45 884
Алматы 35 662 45 124 54 856 65 235 76 532
Шымкент 45 214 59 659 71 032 85 691 95 485
Караганда 22 584 25 521 36 058 45 264 51 301
Павлодар 10 235 14 598 18 419 22 562 23 691
Атырау 58 697 78 019 88 583 97 421 109 560
Актобе 42 568 57 586 65 598 77 001 89 698
Кустанай 25 458 29 691 35 632 45 820 52 091
Кызылорда 39 631 45 810 56 397 66 583 78 693
Петропавловск 17 568 19 867 24 536 27 819 31 223
Кокшетау 23 352 26 577 31 587 31 098 38 448
Уральск 52 364 64 873 75 083 86 597 98 254

Следует учитывать, что представленные сведения это расценки одного перевозчика. Стоимость услуг в других компаниях может отличаться в ту или иную сторону.

Преимущества и недостатки

Как любой другой вид транспортного сообщения, железнодорожное имеет свои достоинства и недостатки. Однако, в пользу него говорит процентное соотношение преимуществ, список которых достаточно весомый.

Минус здесь только один: невозможность использования услуги от двери до двери.

В этом случае придётся прибегать к использованию мультимодальных перевозок: услуг курьера или автомобильного транспорта.

Это в свою очередь требует большего приложение усилий и времени, особенно если товар является крупногабаритным и тяжеловесным. Стоимость транспортировки соответственно тоже возрастёт.

Их достоинств услуг железнодорожного транспорта для доставки грузов из Казахстана в Россию и в обратном направлении можно выделить следующие, являющиеся наиболее значимыми:

  1. Скорость перемещения.
  2. Безопасность в сравнении с автомобильным, где груз может пострадать в результате ДТП, совершённого третьими лицами.
  3. Приемлемые тарифные ставки.
  4. Возможности перемещение грузов разной классификации и вида.
  5. Строгое расписание, согласно которому снижается вероятность задержки в пути и прибытия в пункт назначения.

Выгодное географическое расположение Казахстана между странами Юго-Восточной Азии и Россией, а так же Евросоюзом делает государство одним из немногих возможных вариантов транзитной территории, через которую проходят пути сообщения и экономические отношения между 2 континентами.

Даже в том случае, если Европа примет решение строить Новый Шёлковый Путь в обход РФ, Республику Назарбаева он затрагивает в любом случае.

Торговые экономические отношения двух стран с каждым годом набирают обороты, аналогичная ситуация касается и товаром, проходящих по казахстанским железнодорожным путям транзитом. Именно этим и объясняется востребованность таких перевозок и их постоянный рост.