Совершение любых операций, связанных с международной деятельностью, является сложным процессом. Не составляют исключение грузовые перевозки, осуществляемые различными способами, каждый из которых имеет свои особенности в документальном оформлении.

Регулирующие законы

Общий порядок взаимоотношений при транзите товаров и других ценностей между разными государствами определён в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).

Вторая часть кодекса отражает принципы правовых взаимоотношений по поводу международных перевозок:

  1. Статья 784 ГК РФ. Определяет общие положения по транспортировке грузов. Согласно кодексу, любая доставка товаров должна производиться на базисе документально оформленной договорённости. В данном случае критерии выполнения перевозки строятся на основе положений нормативных актов и законов, которые контролируют и предопределяют особенности взаимоотношений при каждом из способов предоставления услуг по транспортировке материальных ценностей. 
  2. Статья 785 ГК РФ. Указывает на то, что факт доставки и перемещения груза обосновывается транспортной накладной. 
  3. Статья 788 ГК РФ. Определяет, что при прямых совместных транспортировках перевозчики разных видов средств перемещения строят взаимоотношения на основании договорённости между ними. Основополагающие нормы для заключения соглашения отражены в Законе «О прямых смешанных перевозках». Суть такого способа транспортировки состоит в том, что доставка материальных ценностей происходит различными видами транспорта по одному пакету сопутствующей документации. 
  4. Статья 793 ГК РФ.Отражает тот факт, что нарушение положений соглашения влечёт за собой ответственность для любого из участников взаимоотношений. Меры ответственности налагаются за нарушение не только законодательных аспектов, но и положений договора. 
  5. Статья 797 ГК РФ. Излагает общие положения относительно подачи и составления претензий либо исков. 

Мировым документом, определяющим порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте), является Конвенция о договоре международной перевозки грузов.

Эта официальная бумага описывает:

  • как составить письменную договорённость о транспортировке груза;
  • какой документацией необходимо оформлять услугу и объект транспортировки;
  • какую ответственность могут нести участники соглашения (для стран, подписавших конвенцию).

В пределах каждого из способов перевозки разработана соответствующая нормативно-правовая база:

  1. Морская. Реализуется на базисе Кодекса торгового мореплавания РФ. 
  2. Авиационная. Основополагающими актом является Воздушный кодекс РФ. 
  3. Железнодорожная. Основной источник данных – Устав железнодорожного транспорта РФ. Он устанавливает права и обязательства всех участников деловых отношений. 
  4. Автомобильная. В этом случае регулирующими документами станут:
    • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ №272 от 15.04.2011 г.);
    • Постановление Правительства РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» (Постановление Правительства РФ №272 от 15.04.2011 г.);
    • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» (№ 730 от 16.10.2001 г.);
    • «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный Закон № 259, 08.11.2017). 

Приказом Министерства транспорта РФ (№ 23 от 11.02.2008 г.) утверждён список документов, которые должны находиться у экспедитора во время транспортировки, а в «Правилах транспортно-экспедиторской деятельности» (Постановление Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.) представлены нормативные аспекты по выполнению услуг транспортировки и заключения соглашения со стороны грузоперевозчика.

Осуществляя доставку ценностей, отношения участников сделки могут регулировать и иные нормативно-правовые акты, перечислены лишь те документы, которые влияют на составление договора или контракта.

На каком языке должен составляться

Официальное соглашение о международной перевозке грузов может составляться либо на одном языке, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке, либо на разных языках (на языке участников).

Язык соглашения определяется в соответствии с согласием участников. Например, если компания Финляндии заключает договор с Российской организацией, сотрудники которой владеют английским языком, то при согласии обоих участников договор может быть заключён на английском языке. При возникновении ситуации несогласия – на русском и финском.

Контракты или договорные соглашения, которые заключаются при участии международных организаций, должны составляться на их официальных языках каждого из юридических лиц.

Виды документа

Официально оформленные соглашения на перемещение грузов между странами дифференцируются не только по способам перевозки, но и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа.

Выделяют следующие типы соглашений:

  1. Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение должно быть составлено в письменном виде между двумя участниками: получателем груза и грузоотправителем, помимо этого он может подтверждаться такими видами документов как коносамент, чартер и подобными. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.  Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза. Согласно статье 418 (пункт 1) Кодекса торгового Мореплавания, такое соглашение бывает под двумя названиями:
    • «договор тайм-чартера»;
    • «договор бербоут-чартера». 
  2. Договор воздушной перевозки груза. При указанном методе транспортировки договорное соглашение заключается с авиаперевозчиком. Это соглашение есть авианакладная. Транспортные услуги могут осуществляться чартером (статья 104, Воздушный кодекс РФ).
    Образец договора можно посмотреть здесь. 
  3. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. Здесь не требуется составления отдельного договора, достаточно накладной. При этом работниками железной дороги принимается обязательство оформить таможенную документацию. 
  4. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и организация, предоставляющая транспортные услуги, составляют договорное соглашение, предметом которого становится предоставление услуги по доставке груза из одной страны в другую. Международные перевозки грузов автомобильным транспортом в части заключения индивидуального договора могут оформляться по следующему примеру:
    Скачать шаблон договора на перевозку грузов автомобильным транспортом в формате Word. 

Форма и содержание

Накладную, оформляемую с целью перемещения товаров между странами, отождествляют с письменным соглашением на перевозку груза.

В товарной накладной не указываются:

  • особенности сделки в области обязанностей и прав;
  • пути урегулирования споров;
  • ответственность участников соглашения;
  • другие аспекты, присущие традиционным договорам.

Поэтому отдельное составление письменного договорного соглашения будет рациональным решением. Форма договора международной транспортировки грузов основана на типовой форме письменной договорённости между юридическими лицами.

Такое соглашение – самостоятельный документ, который свидетельствует об обязательстве грузоперевозчика доставить в сохранности материальные ценности определённым способом в указанные сроки.

В договоре также оговариваются:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе.

Для большего удобства соглашение можно составить одновременно на двух языках, разделив страницу соглашения по вертикали. По одной стороне текст будет, например, на русском языке, а по другой – на немецком.

В рассматриваемом письменном соглашении могут быть выделены следующие разделы:

  • вводная часть с данными сторон (наименование участников сделки, определение перевозчика и заказчика, дата и место составления соглашения);
  • предмет договора (указывается цель заключения соглашения (что обязаны сделать заказчик и исполнитель),приводится краткое уточнение нюансов);
  • обязанности и права;
  • условия перевозки, где оговариваются обязанности каждого из участников соглашения, порядок предоставления и получения услуги, дополнительные документы, которые будут использоваться при транспортировке, уточняется подробная информация о товаре (или иных ценностях) и условиях транспортировки;
  • порядок расчётов (описываются способы оплаты и сроки, уточняется, какие именно услуги оплачивает заказчик, может быть указана фиксированная сумма);
  • ответственность сторон;
  • форс-мажор, где описывается порядок действий при возникновении непредвиденных обстоятельств (что происходит со сроками, что делать с грузом, есть ли необходимость уведомлять другого участника соглашения и т.д.);
  • рассмотрение противоречий, судов. Здесь определён порядок подачи исков и рассмотрения дел в суде;
  • длительность действия договора;
  • дополнительные положения;
  • реквизиты, подписи (юридический адрес, расчётные счета, печать, коды и иные реквизиты).

Для такой формы соглашения существенными условиями договора перевозки грузов становятся:

  • предмет соглашения;
  • условия поставки;
  • сроки;
  • оплата;
  • данные участников.

Остальные положения письменной договорённости считаются основными условиями.

Обязательства сторон

Чаще всего, при составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком обязательства формируются у каждого из них:

  1. В основном заказчик обязуется составить необходимую документацию и накладную до отправки ценностей, а также своевременно оплатить услуги.
  2. Лицо, осуществляющее транспортировку, обязано доставить объект договора целым и невредимым с соблюдением оговоренных сроков (если не возник форс-мажор). При этом заказчик должен осуществить перевозку на тех условиях, которые прописаны в документально оформленной договорённости.

Ответственность перевозчика

Самой важный аспект в этой части договора – имущественная ответственность исполнителя. То есть лицо, осуществляющее транспортировку ценностей, отвечает за невредимость перевозимых материальных ценностей.

Если во время доставки груз окажется повреждённым или утерянным, то ответственное лицо обязано будет возместить потери в размере его стоимости. Грузоперевозчик также отвечает за соблюдение оговорённых сроков.

Чем оформляется договор международной перевозки грузов

В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде.

В качестве договора могут быть:

  1. Накладная. Она составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Конкретной формы накладной для международных перемещений не установлено, однако она обязательно должна содержать:
    • дату и номер;
    • реквизиты сторон;
    • наименование, количество и вес груза;
    • условия доставки;
    • данные о перевозчике;
    • подписи и печати сторон.

    Такой документ всегда должен сопровождать перевозимые ценности.

  2. Коносамент. Эту бумагу составляет перевозчик, в нём указываются данные об объекте и особенностях перевозки.
  3. Чартер. Чартер может быть при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть. Чартер составляется перевозчиком.

Изменение и прекращение сделки

Расторгнуть договор может любая из сторон. Для этого другого участника договора необходимо письменно уведомить. Срок уведомления и порядок расторжения договора указывается в самом соглашении.

При этом чаще всего прописывается, что перед расторжением договора нужно выполнить те обязательства, которые возникли на этот момент. Если отказывается от соглашения только одна сторона, то этот участник обязан возместить убытки.

Изменить договор можно путём заключения дополнительного соглашения к договору. Если в качестве договора выступает накладная, то изменить её может только та сторона, которая её выписала, при условии согласия другой стороны.

Таким образом, существуют различные виды договоров на международную перевозку груза, каждый из которых имеет свои особенности и регулируется отдельными нормами законодательства.