У каждого водителя должен быть полис ОСАГО, за счет которого компенсируется ущерб вследствие ДТП. Существуют разные механизмы осуществления выплат в зависимости от того, как оформляется инцидент.

Так, его участники при определенных условиях вправе не вызывать на место ГИБДД, а заполнить документы для своих страховых компаний самостоятельно. Эту схему еще называют европротоколом.

В рамках него максимальная сумма возмещения меньше, чем при традиционном варианте. Поэтому зачастую полученных от страховщика денег не хватает на то, чтобы покрыть затраты на ремонт машины. Как поступать в таком случае рассказал Верховный Суд.

ДТП, европротокол и возмещение по ОСАГО

В январе 2021 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого получил повреждения автомобиль Skoda Rapid под управлением гражданки К. Виновником аварии признан Н.

Водители не вызывали ГИБДД, а оформили все по европротоколу. После этого К. подала заявление о выплате и бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. Вначале было выдано направление на ремонт. Поскольку он произведен не был, К. получила компенсацию в сумме 100 тысяч руб., что соответствует максимальному лимиту.

Однако экспертиза показала, что рыночная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа составляет 175 300 руб. А также имело место утрата товарной стоимости в размере 11 075.

Поэтому К. подала иск к Н. В нем она просила взыскать с ответчика недостающий ущерб в 86 375 руб., а также затраты на экспертизу в сумме 8 000 руб.

Как проходили разбирательства

Ломоносовский районный суд Архангельска своим решением от 27.04.2021 г. по делу № 2-1001/2021 требования удовлетворил в полном объеме. В мотивировочной части было указано, что полученного К. страхового возмещения оказалось недостаточно для полного возмещения вреда.

При этом выплата по европротоколу прекращает только обязательства страховой компании, а не правоотношения, связанные с компенсацией ущерба. Поэтому истец имел право обратиться к непосредственному виновнику ДТП с требованиями о взыскании недостающей суммы.

Архангельский городской суд и Третий кассационный суд общей юрисдикции такую позицию полностью поддержали (определения от 12.08.2021 г. и 08.12.2021 г.). Тогда Н. направил кассационную жалобу в Верховный Суд. Определением от 26.07.2022 г. по делу №1-КГ22-7-КЗ она оставлена без удовлетворения.

Аргументы от высшей судебной инстанции

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, которому причинены убытки, вправе настаивать на их компенсации в полном объеме. Данная норма корреспондирует со ст. 1072 Кодекса.

В ней сказано, что если лицо, ответственность которого застрахована, причиняет вред, он обязан выплатить разницу между полученным страховым возмещением и фактической суммой ущерба. То же самое прописано и в п.35 постановления Пленума Верховного Суда № 58 от 26.12.2017 г. Аналогичная формулировка содержится и в п. 23 ст. 12 Закона об ОСАГО.

Дополнительно ВС РФ сослался и на постановление Конституционного суда от 31.05.2005 г. № 6-П. Из его текста следует, что требования к страховой компании о выплате возмещения и о компенсации нанесенного вреда при ДТП не зависят друг от друга.

Поэтому Закон об ОСАГО не ограничивает потерпевшего в претензиях непосредственно к виновнику аварии. Более того, п. 3.7 Правил ОСАГО, утвержденных положением Центробанка РФ № 431-П от 19.09.2014 г. указывает на то, что при недостаточности страховой выплаты при европротоколе остаток ущерба покрывается за счет виновника происшествия. На него сослался Верховный Суд и в решении от 05.05.2015 г. по делу № АКПИ15-296.

Вывод

Если ДТП оформляется в рамках европротокола, то в случае недостаточности страховой выплаты, разница в нанесенном ущербе транспорту взыскивается с виновника аварии. Важно только ее подтвердить заключением независимой экспертизы. По рассмотренному выше делу были учтены не только все затраты на восстановительный ремонт, но и утрата товарной стоимости. Дополнительно были взысканы расходы на проведение экспертизы.

Вкратце стоит напомнить, что собой представляет схема ДТП с европротоколом. Он применяется в том случае, если столкнулись 2 автомобиля без пострадавших людей. У каждого из водителей при этом должен быть действующий полис ОСАГО. Еще одно условие – отсутствие спора по виновнику аварии.

Стандартная сумма страховых выплат составляет 100 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге она может составлять 400 тысяч. Однако для этого автомобиль должен быть оснащен системой видеонаблюдением и спутниковой системой Эра-ГЛОНАСС. Еще один отличительный момент – пострадавшая сторона обращается за возмещением в свою страховую компанию.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.