Контейнер – это многоразовая тара, которая используется для транспортировки или хранения груза. Они могут быть изготовлены из различных материалов и приведены к индивидуальным формам.

Благодаря большой вместимости и разнообразию форм, контейнерные перевозки железнодорожным транспортом распространены по всему миру. Отправка контейнеров железнодорожными путями – альтернатива использованию автопоездов.

Типы оборудования

Контейнеры делятся на типы по общим характеристикам:

  1. Типы используемого транспорта:
    • универсальные;
    • железнодорожные;
    • сухопутные;
    • морские.
  2. Типы погрузки:
    • универсальные;
    • открытые;
    • наливные;
    • задние;
    • задние-передние;
    • верхние;
    • боковые.
  3. Типы груза:
    • наливные;
    • насыпные;
    • сухие;
    • специальные;
    • рефрижераторы.

Также возможно деление и на некоторые иные разновидности, что зависит от специфики грузов и режимов грузоперевозок.

Маркировка контейнеров и их виды:

  • DC – сухогрузный контейнер;
  • DV – сухогрузный фургон;
  • GP – для общего назначения;
  • ST – стандартный;
  • HС или HQ – увеличенной вместимости;
  • RF – рефрижератор;
  • RQ или RF HC или RF HQ – рефрижератор повышенной вместимости;
  • HT – крыша жесткая, съемная;
  • HT – увеличенной грузоподъемности;
  • UP – повышенной прочности;
  • OT – открытый верх;
  • TC – танк-контейнер;
  • PW – с увеличенной внутренней шириной;
  • AFAM или AFAM+ — с системой контроля обмена свежего воздуха;
  • MAGNUM reefer – рефрижератор, поддерживающий температуру от -35 до +30 градусов;
  • Super Freezer reefer – рефрижератор, поддерживающий температуру до -60 градусов;
  • Sortie reefer – рефрижератор, используемый как сортировочная станция;
  • Stuffie reefer – рефрижератор с люком в крыше;
  • PL – флетреки, не имеют стенок и направляющих.

Что транспортируют

Железнодорожные перевозки разделяют грузы по видам. Виды перевозимого груза:

  • насыпные – большое количество однородных частиц, засыпанных в контейнер. Главным условием является герметичность емкости. Примеры: зерно, щебень;
  • навалочные – сыпучие и неоднородные частицы, которые позволяют загружаться в контейнер без счета и отдельной тары. Примеры: уголь, дрова;
  • наливные – жидкости, перевозимые в цистернах и их подвидах. Разделяются по основным качествам: вязкость, температура застывания, агрессивность и так далее;
  • опасные – легко воспламеняемые вещества и материалы, которые могут нанести вред окружающей среде, к опасным грузам также относится отработанное ядерное топливо;
  • легкогорючие – материалы, которые могут легко воспламениться, перевоз такого груза должен производиться только в герметичных вагонах и контейнерах. Например: вата, сера;
  • смерзающиеся – все материалы, которые при отрицательных температурах примерзают к другим поверхностям и остальному грузу. Для перевоза таких материалов часто используют влагопоглощающие вещества. Примеры смерзающихся грузов: кокс, песок, руда;
  • тяжеловесные – груз, который превышает допустимые нормы по весу при погрузке и креплении. Для их перевоза используются транспортеры, которые могут поднять до 500 тонн;
  • скоропортящиеся – продукты, которые необходимо защищать от воздействия внешней среды для сохранения их качества. Такой груз сначала помещается в специальную тару, сохраняющую продукты;
  • подконтрольные Госветнадзору – продукты животного происхождения, включая шерсть, шкуры, корма для животных;
  • подкарантинные – грузы, которые могут быть заражены, например: зерновой кофе, семена, древесина.

Также существуют отдельные товары и вещи, например, транспортные средства. Перевозка автомобиля жд транспортом существляется с использованием 20-ти футового контейнера, куда помещается один объект.

При необходимости может быть использован и 40-ка футовый контейнер. Главное условие при перевозе транспортного средства таким способом – удовлетворение габаритам контейнера.

Правила доставки

Для регулирования перевозки контейнеров железнодорожным транспортом был издан ФЗ №18 от 10.01.2003.

Согласно статьям № 9 и № 11 Устава, определяется порядок и условия перевозок контейнеров внутри страны, а также за ее пределами:

  1. Для каждого вида груза определены специальные типы контейнеров.
  2. Если производится перевозка опасных грузов в подходящих для этого контейнерах, то их перемещение производится в соответствии с «Правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам» от 05.04.1996 года. 
  3. Контейнеры делятся по максимальной массе на три категории в тоннах:
    • малотоннажные (до 2,5);
    • среднетоннажные (от 2,5 тонн до 10);
    • крупнотоннажные (от 10).
  4. При разделении контейнеров по конструкции и параметрам существует две группы:
    • универсальные;
    • не универсальные.
  5. Если контейнер совпадает с установленными параметрами универсальности при делении по максимальной массе брутто, то выдается соответствующий сертификат.
  6. Контейнер должен иметь две таблички: КБК и КТК. КБК покажет основную информацию о контейнере, в том числе и его максимальную массу брутто. КТК покажет, что контейнер соответствует требованиям, установленным Таможенной конвенцией.
  7. Все специализированные контейнеры оборудуются табличкой с информацией: наименование владельца, название изготовителя и иные надписи, которые должны быть указаны на контейнере. Если же соответствующих маркировок не будет, то контейнер не будет принят на транспортировку.
  8. Если специализированный вагон соответствует требованиям к универсальным контейнерам, то он может перевозиться на железных станциях общего и не общего пользования.
  9. Груженые и порожние, соответствующие параметрам универсальных контейнеров, перевозятся контейнерными отправками. В противном случае перевоз происходит повагонными или мелкими отправками.
  10. Масса груза должна быть меньше, чем максимальная масса брутто минус масса пустого контейнера.
  11. На груженые и порожние контейнеры оформляется накладная.
  12. Если на несколько контейнеров, отправляемых одним рейсом, оформляется одна накладная, то правила их перевозки определяются в соответствии с правилами перевозки универсальных контейнеров.
  13. Накладная, заполняемая в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов, оформляется с указанием:
    • количества контейнеров;
    • вида упаковки;
    • общей массы брутто всех контейнеров;
    • способа определения массы;
    • данных каждого контейнера.
  14. Если же на отправляемый контейнер оформляется отдельная накладная, то она должна соответствовать правилам заполнения документов и правилам перевозки груза ж/д транспортном мелкими отправками.
  15. Правила перевозок ж/д транспортом грузов в универсальном контейнере применяются при приеме, перевозе и выдаче контейнера, только если он соответствует условиям принятия тары универсальной. Если же контейнер не признан универсальным, то процедуры осуществляются на основе правил выдачи и приема груза ж/д транспортом. 
  16. Специализированные контейнеры, признанные универсальными, до выдачи принимающей стороне проверяются при помощи технического осмотра. Результатом процедуры является отметка в приемо-сдаточном акте.
  17. Специальный контейнер может быть установлен на подвижном составе только в случае соответствия техническим условиям.
  18. Опломбирование груженых и порожних контейнеров происходит при помощи запорно-пломбировочного устройства в соответствии с правилами пломбирования.

Контейнерные жд перевозки по России и за границу

Перевозки груза контейнерами по железной дороге существенно дешевле, чем стоимость при использовании альтернативных транспортных средств.

При расчете стоимости услуги необходимо учитывать:

  • дальность пути, при направлении Москва – Владивосток стоимость будет намного выше, чем при доставке груза в любой город, находящийся на европейской части России;
  • количество контейнеров;
  • сложность транспортировки;
  • тип груза;
  • объем груза;
  • вес груза;
  • необходимость декларации (требуется при проезде через таможенную границу);
  • государственную пошлину.

В стоимость могут быть включены и иные дополнительные услуги:

  • хранение груза на складе;
  • погрузка товара и его разгрузка;
  • составление документации при пересечении границы;
  • сопровождение контейнеров.

Несмотря на расстояние, направление Владивосток – Москва не является самым дорогостоящим при транспортировке груза по России.

Стоимость контейнерных железнодорожных перевозок по России из Москвы (один контейнер на 2500 кг объемом 30 м3):

 Направление  Компания  Сайт  Цена (в рублях)
 Пермь  «Азимут» azimut-nsk ru  156 300
  RAIL GROUP rail-group ru  40 260
Комсомольск-на-Амуре  «Азимут» azimut-nsk ru  315 600
 «Карго» сargotk ru  87 000
 Анапа  RAIL GROUP rail-group ru  58 650
 Благовещенск  Logistic Express logistic-express ru  100 500
 Екатеринбург  RAIL GROUP rail-group ru  54 510
 Иркутск  «Азимут» azimut-nsk ru  270 300
 Находка  «Деловые линии» dellin ru 311 635
 Омск  «Азимут» azimut-nsk ru  156 300
 Санкт-Петербург  RAIL GROUP rail-group ru  22 080
 Ховрино (Московская область)  «Деловые линии» dellin ru  39 010

Разница в стоимости в один и тот же пункт назначения у разных компаний возникает из-за различий в тарифах. Они устанавливаются в зависимости от типа перевозимого товара и полноты предоставляемых услуг, например, страхование, разгрузка и так далее.

Так «Трансконтейнер» позволяет перевозить самые различные грузы (от древесины до продукции химической промышленности), устанавливая индивидуальные тарифы на каждый перевозимых объектов.

Также транспортные компании готовы предоставлять возможность международной доставки. Особо частыми являются направления в Китай, Польшу, Чехию и Финляндию.

При необходимости может быть разработан проект «под ключ» для создания индивидуального маршрута. В таком случае стоимость будет определяться в индивидуальном порядке.

Преимущества

Перевозка жд вагонами различного груза – это один из лучших вариантов транспортировки. Благодаря наличию самых разнообразных контейнеров, может осуществляться перевозка продуктов питания, материалов, ископаемых и так далее.

При использовании большого количества ресурсов, грузоотправитель может сэкономить на общей стоимости доставки больших партий груза.

Преимущества перевозок груза железнодорожным транспортом с использованием контейнеров:

  1. Сохранность груза. Во время транспортировки вся ответственность за сохранность груза ложится на фирму, организовавшую перевоз контейнеров. Если груз будет доставлен с повреждениями, то согласно пункту 2 статьи № 796 ГК РФ перевозчик должен возместить потерянную стоимость груза. Для большей уверенности заказчик может поместить свой груз в крытый опломбированный вагон, который предоставляет максимальную безопасность и защиту от кражи. 
  2. Стоимость перевозки. При сравнении цен на железнодорожный транспорт с автомобилями, намного дешевле первый вариант. Кроме этого при транспортировке груза на далекие расстояния можно точно рассчитать время прибытия.
  3. Высокая грузоподъемность. Один локомотив способен везти за собой несколько десятков контейнеров и вагонов.
  4. Транспортировка груза происходит независимо от погодных условий. Туман, град, снегопад и другие погодные явления не смогут помешать поезду преодолеть намеченный путь и доставить груз в установленный срок.

Но кроме преимуществ, железнодорожные перевозки имеют минус: возможность перемещаться только по проведенным ж/д путям. Отправка товаров и материалов жд транспортом – выгодное предприятие.

В некоторых случаях отправители пользуются мультимодальными транспортировками, которые подразумевают несколько видов транспорта для доставки, но при этом процедура проводится по единому договору.