Железнодорожные перевозки признаются одним из наиболее приемлемых вариантов доставки груза в соотношении цена-качество. В качестве дополнительного положительного качества можно привести ещё и максимальную безопасность сохранности имущества.

Последний фактор, с учётом значительных объёмов товаров, транспортируемых в настоящее время, является более весомым аргументом, чем цена услуги.

Виды

Определяя классификацию железнодорожных вагонов по виду, прежде всего следует разделить их на несколько показателей:

  1. Максимально допустимый к перевозке коэффициент грузоподъёмности.
  2. Количество осей:
    • четырёх – грузоподъёмностью 68 – 71т;
    • восьми – грузоподъёмностью 12 – 132т.
  3. Предназначение:
    • универсальный тип, использующийся для транспортировки большого перечня грузов;
    • специализированный, применяющийся для определённого перечня.

Среди основных показателей, определяющих предельные возможности вагона выделяются следующие критерии:

  1. Объём.
  2. Грузоподъёмность.
  3. Количество осей.
  4. Площадь.
  5. Предельная скорость.

Несмотря на широкую классификацию описанную выше, основные, характеризующие их типы выглядят следующим образом.

Крытые

Используются для перевозки штучных грузов, мелкого и среднего объёма.

Выделяется 2 разновидности:

  • универсальный, предназначенный для таро-штучного и тарно-упаковочного сыпучего груза. С применением специальных устройств могут использоваться для транспортировки людей;
  • специализированный используется для перевозки животных по РЖД, птиц, домашнего скота, небольших автомобилей и иных грузов.

Официальная маркировка определяется так как это показано в таблице, представленной далее:

Помимо этого, крытыми принято считать ещё ряд устройств, предназначающимися для транспортировки скоропортящихся продуктов.

В зависимости от дальности перевозок вагоны бывают следующими:

  • рефрижераторы, применяющиеся для груза с использованием специального оборудования, поддерживающего необходимую температуру, предел грузоподъёмности 40т;
  • термосы используются для продуктов, прошедших термическую обработку. Отличие от рефрижераторов заключается в отсутствии специализированных холодильных установок. Охлаждение осуществляется за счёт качественной теплоизоляции и собственных запасов тепловой энергии. Применение определяется исходя из дальности транспортировки, так как присутствует ряд определённых ограничений;
  • ледники – применяются непосредственно для замороженных грузов. Поддержание оптимальной температуры происходит путём использования и периодической замены хладагента.

Полувагон

Отличается отсутствием крыши, используется для транспортировки навалочных и насыпных грузов.

Как и рефрижератор разделяется на 2 вида:

  • универсальный, с характерным наличием люка в полу и дверей, для разгрузки;
  • специализированный, применяющийся непосредственно для насыпного груза, люк и двери отсутствуют.

Официальная классификация и размеры вагонов выглядят следующим образом:

Транспортёр

Предназначенный для транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов.

Существует несколько разновидностей платформ:

  • площадная с несущей главной балкой в нижней части которой находится погрузочная площадка. В зависимости от погрузочной длины и количества осей отличается по грузоподъёмности и габаритам;
  • колодцевая или колодцеобразная, используется для тяжёлых грузов круглой или квадратной формы. Нижняя часть ниши имеет фиксирующие балки которыми происходит сцепка с платформой;
  • сочленённая платформа используется для перевозки крупногабаритных грузов, размещённых в данном случае между двумя балками, соединёнными пружинами.

Цистерна

Различается общего назначения для перевозки нефтепродуктов или определённых групп наливного груза.

Саморазгружающийся думпкар

Своеобразный железнодорожный самосвал, способный наклонять кузов для выгрузки сыпучих грузов.

Хоппер

Используется для аналогичных целей, но процесс выгрузки происходит иным методом. В нижней части стенок имеется люк, через который при открытии и воздействии силы тяжести высыпается насыпной груз.

Вагон сетка

Используется для перевозки автомобилей, микроавтобусов, негабаритной спецтехники или иной колёсной техники. Встречаются крытые, как это представлено на изображении и открытые, без защитных перегородок.

Передача

Предоставление железнодорожных вагонов под транспортировку груза может происходить в следствие заключённого между грузоотправителем и перевозчиком договора.

Из-за специфики данного вида транспорта существует 2 варианта их подачи:

  1. Схема предназначенная под использование в техническом рейсе предполагает следование загруженного вагона от пункта погрузки до станции назначения. Данная методика используется для транспортировок не имеющих системный характер, разовых.
  2. Кольцевой рейс допускает возможность привлечения к перевозке платформ, находящихся в аренде, так как в этом варианте практикуются стабильные регулярные рейсы по одному маршруту. 

Как заказать

Заказать железнодорожный вагон можно 2 способами:

  1. Воспользоваться предложением РЖД и компаний входящих в его холдинг.
  2. Использовать предложения сторонних организаций.

В обоих случаях процедура состоит из нескольких шагов:

  1. Самостоятельно или с помощью специалистов логистической компании определить тип, классификацию вагона, требующегося для перевозки определённой категории груза.
  2. Заключить договор, регулирующий взаимоотношения сторон.
  3. Оплатить назначенную стоимость аренды или места исходя из характеристик груза.
  4. В условленное в вышеупомянутом договоре время осуществить погрузку.

Следует отметить, что стоимость разных компаний может отличаться, равно как и спектр оказываемых услуг.

Правила приёма порожних контейнеров

Правила приёма порожних вагонов для перевозки груза регулируются одноимённым Приказом Минтранса России № 374 от 07.12.2016г.

Данный документ содержит в себе ряд ключевых моментов, определяющих следующие условия:

  1. Подачу подвижных составов и контейнеров для загрузки:
    • времени предоставления под загрузку и условия уведомления об этом;
    • требования к техническому состоянию;
    • необходимость очистки кузова, ходовых частей и межвагонных соединений по окончании погрузки.
  2. Порядок размещения груза и его предоставления для выполнения работ:
    • осуществлять загрузку может любая компания или физическое лицо имеющее необходимые условия или спецтехнику для выполнения действий;
    • товары должны быть подготовлены к транспортировке. Если этого требует их техническое состояние – упакованы в специальную тару. Проверку их состояния вправе осуществлять представители компаний перевозчика и РЖД;
    • отдельные грузовые места должны содержать информацию об отправителе и получателе, а также наименовании груза;
    • маркировка, расположение и структура груза, состоящего из отдельных транспортных пакетов выполняется в соответствии с п. 2 – 13 Приказа МПС РФ № 23 от 17.06.2003 г. N 23_Об утверждении Правил перевозок жд транспортом…;
    • все выполненные работы должны обеспечить максимальную безопасность движения, эксплуатацию подвижного состава, возможность выполнения разгрузочных работ и сохранения целостности груза и упаковки.
  3. Специфику предъявления пустых вагонов в транспортировке:
    • порожняя платформа предоставляется по запросу-уведомлению, присланному заказчиком, но не позднее 4 часов до момента его предъявления;
    • в качестве запроса применяется бланк накладной, графа «Особые отметки»;
    • запрос, составленный ошибочно или с нарушением сроков направления возвращается;
    • порожний вагон предоставляется при наличии всех оформленных документов и произведения оплаты за его использование;
    • факт приёма/ сдачи пустого подвижного состава, контейнера, подтверждается соответствующей записью в памятке приёмосдатчика.
  4. Условия приёма груза, в порожних платформах:
    • приём груза перевозчиком происходит исходя из классификации вагона. В большинстве случаев это визуальная оценка целостности запорных механизмов, пломб и иных конструктивных элементов через которые может произойти утрата, потеря или порча груза;
    • сыпучие крупногабаритные, лесоматериалы могут быть проверены на достоверность указанной массы;
    • при погрузке опасных грузов проверяется наличие специальной отметки на внешних стенах вагона.

Цена ж/д вагона при заказе для перевозки груза

Стоимость перевозки железнодорожным транспортом является самым приемлемым вариантом исходя из финансовой точки зрения. Если сравнить расценки автоперевозок, то разница будет очевидной.

Единственная сложность заключается в том, в данном случае в большинстве необходима мультимодальная транспортировка. Это подразумевает использование нескольких видов транспортного сообщения для достижения искомого результата.

Ориентировочные цены по России можно взять из таблицы, в которой приведены несколько наиболее востребованных маршрутов с точкой отправления Москва. В качестве примера используется контейнерная перевозка штучных грузов не относящаяся к крупногабаритным, тяжеловесным конструкциям.

Следуя информации, размещённой на большинстве сайтов перевозчиков, транспортировка вышеуказанных элементов, драгоценностей и опасных грузов обходится на 20 – 30% дороже заявленных в таблице.

Таблица 1. Цена перевозки ж/д вагоном.

Пункт прибытия Время в пути, день Минимальная цена, руб. Более 3т От 1,5 до 3т От 0, 8 до 1,5т
Биробиджан 9 — 11  500  27,4  17,8 28,47
Геленджик 3 — 4  950  13,77  14 14,12
Екатеринбург 2 — 3  250  7,15  7,41 7,43
Казань 1 — 2  300  5,11  5,31 5,55
Краснодар 1 — 2  400  6,10  6,18 6,58
Новосибирск 4 — 5  250 12,32 12,54 12,65
Петропавловск-Камчатский 15 — 17 2 300 33,41 35,21 36,43
Сочи 3 — 4  500 8,12 8,42 8,69
Тольятти 2 — 3  350 6,44 6,54 6,76
Челябинск 2 — 3  250 6,78 6,98 7,25

Продолжение таблицы 1. Цена перевозки ж/д вагоном.

Пункт прибытия Время в пути, день Минимальная цена, руб. От 0,3 до 0, 8т От 0,1 до 0,3т До 0,1т
Биробиджан  9 — 11  500  28,91 29,4 29,94
Геленджик  3 — 4  950  14,31 14,65 14,44
Екатеринбург  2 — 3  250 7,54 7,79 8,12
Казань  1 — 2  300  5,83 5,91 6,01
Краснодар  1 — 2  400 6,64 6,83 7,2
Новосибирск  4 — 5  250 12,79 13,12 13,51
Петропавловск-Камчатский  15 — 17 2 300 37,62 37,98 38,56
Сочи  3 — 4  500  8,76  9,12  9,32
Тольятти  2 — 3  350  6,91  7,04  7,11
Челябинск  2 — 3  250  7,36  7,48  7,69

Следует подчеркнуть, что в расчёт тарифов закладывается возможное возвращение порожнего вагона обратно, из этого определяется конечная стоимость за каждый килограмм груза. Сведения о стоимости перевозки багажным вагоном строятся исходя из востребованности направления.

Например (как видно из приведённых сведений), средний коэффициент в Петропавловск – Камчатский на порядок выше чем иные города. Этому способствует техническая сложность маршрута и называемая ранее опасность «порожнего возвращения».

Использование всего вагона позволяет снизить стоимость транспортировки за счёт увеличения перевезённого груза.

В данном случае расчёт будет определяться исходя из специфики и конструктивных особенностей платформ. Средние расценки приводятся в следующие таблице.

Таблица 2. Средняя стоимость аренды ж/д вагонов.

 Тип вагона   Сутки аренды, руб.
 Контейнерный  1 700
 Рефрижераторный  1 500
 Цистерна для нефтепродуктов  1 900
 Думпкар  1 900
 Хоппер  2 650
 Крытый вагон  1 200

Представленные сведения характеризуют вполне приемлемые расценки, однако, к этому следует добавить дополнительные затраты включающие в себя следующее:

  1. Нагрузку на рельс, осуществляемую каждой осью вагона.
  2. Непосредственно саму доставку, так как в таблице приведены сведения только аренды, без транспортировки.

Даже с учётом дополнительных затрат, добавляющихся к стоимости транспортировки, стоимость ж/д перевозок оказывается гораздо дешевле автомобильных (при условии близкого расположения конечного пункта назначения от станции прибытия).

Сколько стоит аренда для доставки леса

Транспортировка лесоматериалов по железной дороге выполняется с использованием полувагонов и платформ. Это обеспечивает снижение энергозатрат при погрузо-разгрузочных работах, позволяет произвести визуальную оценку объёма груза и обеспечивает максимальную загрузку.

Стоимость аренды прицепных устройств ничем не отличается от идентичных предложений на другие типы вагонов. Исходя из этого можно сделать заключение, что в среднем она варьируется в диапазоне от 1 500 до 2 500 руб. в сутки.

Таблица 3. Цена перевозки лесоматериалов вагоном.

 Пункт назначения  Расстояние до Москвы, км Стоимость полувагона, платформы
 Владивосток  9 000  670 000
 Новосибирск  3 500  340 000
 Екатеринбург  1 824  270 000
 Чита  6 500  456 000
 Красноярск  4 000  415 000
 Петропавловск-Камчатский  6 773  710 000

В данную цену включены все основные затраты:

  1. Оформления заявки и перевозочной документации.
  2. Сборов за отправление груза и провозные платежи.
  3. Пользование платформой, полувагоном.
  4. Услуги терминала.

Документы и договор

Порядок подготовки и заполнения документов на перевозку регулируется на основании Приказа МПС № 39 от 18.06.2003 г., действующего по указанию ст. 25 Федерального Закона РФ № 18 от 10.01.2003г. «Устав ж/д транспорта».

Следуя тексту указанного Приказа следует, что основным в данной ситуации является транспортная железнодорожная накладная, состоящая из нескольких листов:

  1. Основной оригинальный текст, расположенный на первом листе, выдаётся перевозчиком получателю. 
  2. Второй называется дорожной ведомостью и составляется в количестве необходимом для каждой отдельно взятой ситуации. Его наличие в обязательном порядке должно быть у каждой стороны, участвующей в исполнении условий договора.  Третий лист – корешок ведомости, остаётся перевозчику. 
  3. Четвёртый, последний это квитанция о приёмке груза, хранится у отправителя. 

В обязательном порядке стороны должны иметь договор транспортировки ж/д транспортом, применяющийся, как для внутрироссийских, так и для международных перевозок.

Документ подписывается обеими сторонами и раскрывает следующие условия взаимоотношений:

  1. Характеризует предмет договора, то есть раскрывает предметы определяющие его предназначение.
  2. Подчёркивает права и обязанности каждой из сторон. Если говорить простым языком, перевозчик обязуется перевезти, а заказчик предоставить груз и оплатить установленную далее цену за услуги.
  3. Определяет стоимость выполненных работ, порядок и сроки осуществления расчёта.
  4. Затрагивает ответственность сторон и порядок разрешения споров при несоблюдении условий договора.
  5. Характеризует условия расторжения соглашения, и называет обстоятельства непреодолимой силы при которых условия договора не могут быть выполнены.
  6. В конце документа приводятся сроки действия документа и реквизиты сторон с указанием контактных телефонов.

Железнодорожное сообщение уверенно заняло всю роль в экономическом развитии любого государства. Теперь сложно представить себе взаимодействие сфер бизнеса без данного направления.

На сегодняшний момент объём перевозок с использованием подвижных составов забирает на себя более 70% всего товарооборота страны, что в очередной раз подтверждает его востребованность.