Экспортные поставки из Китайской республики растут. Если за 2006 год поток грузов оценивался в 33 млрд. долларов, то за последующие 8 лет прирост превысил 100%.

Острое инфраструктурное ограничение, с которым связаны доставки товаров из Китая по железной дороге и автотранспортом сохраняют актуальность морского пути.

Схемы маршрутов

Традиционно, доставка морем сохраняет свою популярность благодаря невысокой стоимости доставки. Во всем мире международные морские перевозки грузов выделяются по невысоким удельным затратам на услугу.

На всем протяжении восточного китайского побережья расположены десятки портов, откуда возможна отправка товаров морем.

Всего насчитывается более 30 крупных портов и еще более 100 точек имеют ограничение по обслуживанию грузовых судов.

Среди наиболее известных мест отправки изделий выделяется Шанхайский порт с развитой инфраструктурой. Большой грузопоток идет также через Гонконг, Гуанчжоу, Циндао.

Среди возможных направлений для доставки партий товаров на территорию России выделяются:

  • порт Владивостока;
  • черноморские базы и Крым;
  • порты Балтийского моря – Санкт-Петербург, Усть-Луга, Котка (Финляндия).

С учетом географического расположения выделяются и некоторые особенности этих направлений.

Дальневосточный маршрут на примере Шанхай-Владивосток

Маршрут лучше подходит в случае организации грузовых перевозок по принципу мультимодальности. С Владивостока удобно организовать железнодорожную доставку контейнеров в любую точку России, будь то Новосибирск или регионы центральной части страны. 

Другие особенности актуального направления представлены в таблице.

Таблица 1. Особенности морской доставки грузов в порт Владивостока:

Время в пути (без учета времени нахождения в порту)  Стоимость доставки Длительность ЖД перевозки до Москвы
контейнер 20 футов контейнер 40 футов
От 7 до 10 дней 750-790 USD 1250-1550 USD до 10 дней

Через Суэцкий канал из Китая в Новороссийск

По статистике через Суэцкий канал проходит до 75 % грузов южного торгового пути. Срок движения контейнеров по маршруту для доставки в Новороссийск – около 3 недель. 

Стоимость для единичного места возрастает пропорционально расстоянию:

  • 20-футовый контейнер – 1600-1700 USD;
  • 40-футовый резервуар – 2600-2700 USD.

Порты в Балтийском море

Длительность перевозки «далеким» маршрутом составляет 35-40 дней. Стоимость доставки до финского порта Котка дешевле, но в последующем сумма уравнивается за счет растаможки партии. 

Северный морской путь только прорабатывается в морских торговых перевозках, и видится перспективным экономным решением для России.

Документы для прохождения таможни

Пакет документов для морской грузовой доставки определяется действующими международными соглашениями.

Среди таких документов выделяются:

  1. Конвенция ООН о морских перевозках (Гамбург, 1978 г.). 
  2. Кодекс торгового мореплавания (от 30.04.1999 г., статус Федерального закона, № 81, с изменениями и дополнениями). 
  3. Постановление Правительства России № 554 (от 08.09.2006 г.), определяющее транспортно-экспедиционную деятельность. 

Документальное оформление следует доверить опытным специалистам специализированных компаний.

При организации работы, необходимо не только заключить договор морской перевозки грузов, но и подготовить следующие документы:

  1. Морская накладная. Документ отличается от традиционного коносамента, и имеет функции подтверждения заключения договора и факта принятия партии товара на борт. 
  2. Инвойс. Документ является счет-фактурой, и содержит необходимые документы о продавце и покупателе и всю информацию о заказе (стоимость, происхождение, описание). 
  3. Упаковочный лист. Содержит информацию о каждом багажном месте в контейнере. 
  4. Дорожная ведомость. Служит для оставления отметок обо всех перемещениях товара в пути.
  5. Документы на груз – сертификаты, лицензии и другие.

При перевозке контейнера морем, все документы должны быть на руках в оригинальном виде. Отмеченные документы относятся к сопроводительным документам на товар.

Однако для полного проведения и оформления груза потребуются и другие документы, как:

  1. Юридические документы (пакет) для регистрации в таможенных органах на право проведения ВЭД (внешне-экономической деятельности).
  2. Платежный документ SWIFT для подтверждения оплаты за товар.
  3. Справка о валютных операциях (требуется при размере заказа более 50 тысяч USD).
  4. Копия паспорта сделки.
  5. Экспортная декларация.

Следует учитывать, что характер товара прямо влияет на список документов. Это относится к опасным грузам, животного и растительного происхождения, некоторым другим.

Компании

Маршрут доставки товара по воде – один из наиболее проверенных. Поэтому морские перевозки грузов преимущественно осуществляют устоявшиеся компании. Наиболее заметные на рынке фирмы представлены в таблице.

Таблица 2. Предоставление услуг по доставке грузов из Китая морем.

Компания Контейнерные перевозки Сборные перевозки Таможенное оформление Отследить груз
WENS
wens global
 Да  Да  Да  На сайте
WeyCargo
waycargo ru/
 Да  Да  Да Нет сведений
CHIN_RU
chin-ru com/
 Да  Да  Да  Нет сведений

Продолжение таблицы  2. Предоставление услуг по доставке грузов из Китая морем.

Компания  Адрес Тел./ e-mail
WENS
wens global
г. Москва, Пресненская наб. 12,
БЦ «Башня Федерация Восток»,
этаж 18, оф. С03
8 (495) 268-09-55
e-mail: msk@wens.global
WeyCargo
waycargo ru/
 г. Москва, Волго-градский пр-т, д. 26 +7 (499) 899-61-88
info@waycargo.ru
CHIN_RU
chin-ru com/
г. Москва, Костомаровский пер., д. 3/12, офис 207 +7(495)502-93-71
mail@chin-ru.com

При указании сроков доставки, компании указывают ориентировочные даты, которые корректируются с учетом ряда составляющих:

  • погодных условий;
  • праздничных дней;
  • сезона повышенного спроса;
  • времени года.

Стоимость перевозки грузов из Китая

При указании стоимости доставки контейнера следует учитывать, что тарифы в основном уже сложились. Разработаны даже специализированные сервисы-калькуляторы, которые помогут сориентироваться при выборе порта назначения до транспортировки.

Возможные повышения тарифов связаны, в основном, с оказанием дополнительных услуг – логистических, страхования, сопровождения грузов, таможенного оформления. Для сравнения средних цен по отдельным маршрутам тарифы сведены в общую таблицу.

Таблица 3. Тарифы на морские перевозки грузов из Китая в Россию.

Пункт отправления Пункт прибытия Тариф 20`ST, USD Тариф 40`DC/40`HC, USD
 Шанхай  Котка  1250  1850
 Шанхай  Санкт-Петербург  1970  2920
 Шанхай  Владивосток  1100  1400
 Гонконг  Новороссийск  3300  4700
 Гонконг   Усть-Луга  1900  2900
 Циндао  Санкт-Петербург  2200  3500
 Циндао  Калининград  1900 2700

Стоимость доставки во Владивосток обычно указывается с учетом последующей транспортировки по железной дороге до пределов МКАД в России.

Предъявление претензий при нарушении правил транспортировки

Случаи утраты товара при осуществлении морских грузовых перевозок исчисляются долями процента. Сухогрузы не так сильно восприимчивы штормам, а пиратство сегодня не представляет большой угрозы.

В случае неполучения заказчиком материальных ценностей, следует определить характер претензии.

На первом этапе стороны должны попытаться урегулировать споры в досудебном порядке.

Статья 797 Гражданского Кодекса России указывает, что порядок досудебных разбирательств определяет устав, к примеру, морских перевозок. При перевозках по морю претензии направляются к перевозчику, осуществлявшему транспортировку.

Однако, в случае, если перевозка относилась к мультимодальной форме – претензия направляется к перевозчику, выполнявшему доставку последним (статья 403 Кодекса торгового мореплавания России).

Предъявление претензий обосновано в следующих случаях:

  1. Утрата груза. Основанием является подтверждение передачи груза на борт — получение накладной.
  2. Недостача или повреждение товара.
  3. Совершение платежей сверх оговоренного размера.
  4. Осуществление доставки сверх оговариваемых сроков доставки.

Если мультимодальную перевозку по морю дополняют авиаперевозки, транспортировка по железной дороге или автотранспортом, следует рассмотреть и соответствующие статьи профильных Кодексов.

При подаче исков в случае необходимости обращения в суд, следует не забывать о понятии исковой давности.

Для водного транспорта определены следующие случаи исчисления срока давности:

  • возмещения ущерба при полной или частичной утрате груза – по истечении 30 дней после истечения срока выдачи груза;
  • при частичной утрате грузом свойств – со дня выдачи груза;
  • несоблюдение установленных сроков доставки – с момента выдачи груза.

Все претензии могут быть обоснованы только в случае проведения приемного контроля в соответствии с действующими инструкциями. При осмотре все замечания заносятся в накладную, после чего составляется коммерческий акт.

В случае страхования груза, обязательно стоит поставить в известность и представителя страховой компании. Для подачи претензии готовят копии всех сопроводительных документов, представленных ранее.

Преимущества и недостатки

Морские перевозки, несмотря на активное развитие, имеют свою специфику. К примеру, такой вид транспорта не подойдет для транспортировки многих видов продовольственной продукции ввиду ее малых сроков хранения.

В целом, при выборе способа отправления товара, следует рассмотреть все достоинства и недостатки, которыми обладают морские контейнерные доставки.

К достоинствам относят:

  1. Низкая стоимость. Морской транспорт относят к бюджетному виду транспорта, который не только экономит статью расходов, но и позволяет конкурировать при ведении бизнеса на рынке с другими компаниями.
  2. Безопасность. Наряду с малой вероятностью крушений, на судах обеспечена безопасность и защита от хищения и других спекуляций.
  3. Пунктуальность. Факторов, которые способны повлиять на сроки доставки немного, а вероятность их воздействия минимальна.
  4. Большие объемы. Уместно утверждать, что морем удастся перевезти любые объемы грузов бес потери сроков доставки.

Следует учитывать, что морское законодательство на международном уровне является наиболее проработанным и устоявшимся. Поэтому риски при перемещении грузов незначительны, а возмещение затрат не превратится в неконтролируемый процесс.

Вместе с тем, перевозка морем имеет и некоторые слабые позиции:

  • сроки доставки – проигрыш всем другим видам транспорта;
  • ограничение по перевозке – загрузка в контейнеры;
  • удаленность портов от конечной точки – следует использовать другие виды транспорта.

Таким образом, если по совокупности сильных и слабых сторон морских перевозок грузов из Китая, такой способ удовлетворяет потребностям компании, следует проработать подходящий вариант. Отлаженный процесс будет только помогать вашему бизнесу, а надежность и невысокие затраты будут приятным бонусом.