Активным пассажиропотокам в России способствует не только обширность территории. Экономическая активность, расширение деловых связей компаний и отдельных жителей способствуют активным перемещениям по стране.

В связи с этим, чтобы успешно развивать пассажирские перевозки требуется полный анализ рынка, выявление современных тенденций.

Классификация по видам транспорта

Используемый пассажирами вид транспорта зависит от целого ряда факторов: цены услуги, скорости перевозки, безопасности, комфорта.Весь транспорт удобно разбить на некоторые категории.

Автомобильный

В этой категории выделяется автобусный и таксомоторный парк. Если малообъемный парк такси для перевозки пассажиров задействован в основном на небольших расстояниях, то автобусы не трудно выделить в отдельную подкатегорию, представленную в таблице.

Таблица 1. Виды автобусных пассажирских перевозок.

Класс перевозок Приблизительная дальность, км Примечания
Городские и пригородные 5-100 Самая массовая и доступная категория
Междугородные рейсы До нескольких сотен километров Одним из основных требований является маршрут в пределах одного дня
Международные перевозки От нескольких сотен километров до 2-3 ты-сяч Регулярные маршруты популярны благодаря сравнительно невысокой стоимости
Специальные В зависимости от назначения Известны такие подвиды как служебные, туристические, коммерческие, заказные или экскурсионные

Железнодорожный

Преимущественное использование перевозок по железной дороге отмечается на расстояния свыше 200 км. В то же время наиболее массовыми по числу пассажиров остаются локальные рейсы – пригородные, городские электрички.

Морской и речной транспорт. Массовые перевозки характерны для территорий с развитой сетью рек и озер, с выходом к морям и океанам. Расстояния могут сильно отличаться.

Воздушный

Преимущественно используется для перелетов на дальние расстояния, однако в некоторых регионах является безальтернативным транспортом.

В отдельную категорию выделяют городской транспорт:

  • такси;
  • метро;
  • электрический транспорт.

Особенностью городского транспорта является все растущая потребность ввиду интенсивного движения по городским улицам и сравнительно низкие затраты по сравнению с индивидуальными транспортными средствами.

Анализ

Развитие бизнеса или простое улучшение перевозок пассажиров любым видом транспорта невозможно без детального изучения массовости в использовании отдельных видах транспорта, сети маршрутов и других факторов.

К примеру, тенденция по загруженности транспорта не меняется значительно из года в год, даже с учетом некоторых колебаний числа пассажиро-километров. Приблизительные сведения представлены в таблице.

Таблица 2. Динамика пассажирооборота при использовании общественного транспорта в 2016 году, млрд. пасс.-км

 Январь  Февраль  Март  Апрель Май  Июнь
 ~ 31  ~ 28  ~ 31  ~ 32  ~ 36  ~ 43
 Июль  Август  Сентябрь  Октябрь  Ноябрь Декабрь
 ~ 51  ~51,5  ~44  ~ 39  ~ 35  ~ 34,5

Показатели объемов перевозки демонстрируют значительные колебания в течение года, но, обычно, не значительно изменяются из года в год. Общественный транспорт минимально востребован в феврале, где в доле перевозок минимальное количество поездок для отдыха.

Характерной особенностью в объемах совершения поездок официальный сайт Министерства транспорта выделяет два вида – авиасообщение и долю железнодорожных поездок. Это логично, с учетом протяженности маршрутов на этом виде транспорта, что отражено в таблице.

Таблица 3. Пассажирский оборот по видам транспорта в 2016 году, млрд. пасс.-км.

 Вид транспорта
 Воздушный  215,3
 Водный (внутр.)  0,525
 Авто  116,6
 Троллейбусный  5,5
 Метро  44,1
 Трамваи  4,6
Железнодорожный  124,7

Несмотря на лидерство по перевозкам в дальнем сообщении самолетного сообщения, рынок в некоторых регионах для железной дороги и авто транспорта позволяет увеличить удельную долю.

При анализе использования различных видов транспорта обращает на себя внимание, что объем выполненных пассажиро-километров не совпадает по числу пассажиров, воспользовавшихся определенным видом транспорта. Лидеры в порядке убывания размещены в следующей таблице.

Таблица 4. Численность перевезенных пассажиров по видам транспорта, млн. чел.

 Вид транспорта
 Автомобильный ~ 11072
 Метро  ~ 3312
 Троллейбусы  ~ 1483
 Трамваи  ~ 1397
 Железнодорожный  ~ 1040
 Авиа  ~ 88,6
 Водный (внутр.)  ~ 26

Анализ таблицы позволяет не только определить направления развития общественного транспорта, но и определить конкурентные направления в развитии частного бизнеса.

Для формирования полной картины транспортных перевозок следует рассмотреть некоторые нюансы по отдельным видам транспорта.

Пассажирские жд перевозки в России

Рассмотрение пассажирских перевозок следует рассматривать с ознакомления основных нормативных документов в этой сфере. Основные документы приведены в таблице.

Таблица 5. Руководящие нормативные документы в организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

 Наименование и номер документа  Уровень документа  Дата опубликования
«Устав железнодорожного транспорта», №18 Федеральный закон 10 января 2003 г.
 «О железнодорожном транспорте», № 17 Федеральный закон 10 января 2003 г.
 «Об утверждении Правил по перевозкам на ж/д транспорте…», № 111  Постановление Правительства 02 марта 2005 г.

Особенностью использования и развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации является территориальная удаленность отдельных регионов. Это приводит к необходимости развития региональных сетей, изучение пассажиропотока. В реестре пассажирских перевозчиков насчитывается несколько десятков крупных компаний.

В большинстве своем частные компании оказывают услуги по перевозке грузов. Однако и пассажирские перевозки создают хорошую конкуренцию монополисту ОАО «РЖД». Среди крупных компаний выделяется ОАО «АК «Железные дороги Якутии».

Такой подход позволяет организовать удобную логистику пассажиропотоков, когда железнодорожный вокзал не является пристанищем на долгие часы для людей при необходимости пересадки. А для некоторых регионов железная дорога является приоритетным видом транспорта.

Удельная доля в среднем по стране составляет около 27%, а для отдельных округов превышает 40%. Большую роль играет железная дорога для самых разных регионов.

Кроме того, присутствие железнодорожных перевозок наблюдается в 80 из 85 регионов:

  1. Сибирский федеральный округ. Железнодорожное сообщение имеется в 12 их 16 регионов. Среди значимых отрезков сети выделяются:
    • Западно-Сибирская дорога;
    • Восточно-Сибирская дорога;
    • Транссибирская магистраль;
    • Забайкальская дорога;
    • Красноярская дорога.

    Протяженность каждой из сетей составляет от 3,3 тыс. км до 6,0 тыс. км.

  2. Центральный федеральный округ. Сеть железных дорог имеет радиальную структуру, и в развернутом виде превышает протяженность 13 тыс. км, при эксплуатационной длине почти 9 тыс. км. 
  3. Северная железная дорога. Эксплуатируется в условиях тяжелых климатических условий, и имеет протяженность 8,5 тыс. км. 
  4. Северо-Кавказская железная дорога охватывает 11 регионов страны, имеет один из самых интенсивных ритмов движения. Эксплуатационная протяженность – более 6,3 тыс. км. 
  5. Южно-Уральский, Свердловский, Приволжский, Куйбышевский участки играют важную роль в перевозке пассажиров, и связывают центральную часть с Сибирью. Суммарная протяженность этих транспортных систем – более 26 тыс. км. 

В ближайшие 10-12 лет протяженность путей железной дороги России должная увеличиться с 124 тыс. км до 145-150 тыс. км.

Популярные направления и загруженность

Объем пассажирских перевозок в годовом исчислении превышает 1,2 млрд. Но нагрузка на поезда всех форм и транспортные узлы не регулярна по сезону.

Среди постоянно востребованных направлений выделяются:

  1. Сообщение Москва-Санкт-Петербург. Ежедневное сообщение предполагает до 20 пар (туда-обратно) рейсов, с учетом транзитных маршрутов. Суммарный пассажиропоток вокзалов и станций столицы составляет около 4,3 млн. пассажиров.
  2. Узел Екатеринбурга. В качестве транзитного узла «Восточная столица» обслуживает до 480 тыс. пассажиров в месяц.
  3. Южные курорты. Еще одно из наиболее востребованных направлений. Только в Сочи ежемесячно обслуживается свыше 435 тыс. пассажиров.

Не стоит забывать, что тысячи пассажиров используют пригородное железнодорожное сообщение в качестве транспорта «туда-обратно» для ежедневных поездок на работу в крупные мегаполисы. Особенно развит транспорт в столице, где вошел в эксплуатацию первый пилотный проект Московского центрального железнодорожного кольца на основе пригородных электропоездов.

Именно пригородные поезда испытывают загруженность, особенно в летний период, где к трудовым мигрантам добавляются дачники. Железнодорожные перевозки по всей России отличаются высокой загруженностью.

Вопрос цены и качества

Планируя оплачивать проезд, пассажиру следует проработать вопрос стоимости билетов. Для железнодорожного сообщения дифференцированные тарифы разработаны по всем направлениям и временным отрезкам. Повышающие коэффициенты, как правило, регулирует рынок.

Выделяются такие причины для повышения цен:

  1. Проезд в летний период. Цены в июне в среднем повышаются на значение 1,05.
  2. Сезон отпусков. При максимальной нагрузке действуют тарифы с коэффициентом от 1,15 до 1,20.

В то же время, понижающих коэффициентов введено больше. Среди самых заметных выделяются:

  1. Предпраздничные дни (или после праздников). Действует коэффициент 0,9.
  2. День Победы. Установлен льготный тариф 0,5.
  3. Период после отпусков. Например, в октябре на весь месяц установлен тариф 0,9.

Железнодорожные перевозчики устанавливают и другие коэффициенты. Например:

  • при ранней покупке билета на верхнюю полку, стоимость квитка снижается на 20%
  • при малом заполнении вагонов на отдельные направления скидка достигает 45%.

Поездки по железной дороге позволяют выбрать уровень комфорта с учетом требований пассажиров. Даже в типовых поездах доступны места в купейных вагонах класса СВ или «Люкс». В последнем случае предполагается наличие индивидуального санузла и душа.

В скоростных поездах между Санкт-Петербургом и Москвой, и на некоторых других линиях, типа «Сапсан», «Стриж» доступны как места для туристов с приемлемым уровнем комфорта, так и места категории «Бизнес». В зависимости от выбираемых условий стоимость проезда может значительно отличаться.

Особенности деятельности

Автомобильный транспорт выделяется своей гибкостью, что выражается в легкости трансформации графика движения, изменения маршрутов.

В сегменте таких перевозок выделяют следующие виды:

  • пригородные и городские;
  • междугородные;
  • между странами;
  • специальные – туристические, коммерческие, служебные.

В сфере автомобильных перевозок порядок их осуществления регулируют следующие законы:

  1. Федеральный закон №259 от 8 ноября 2007 года: «Устав автомобильного транспорта…» (неполное название). 
  2. Постановление Правительства № 112 от 14 февраля 2009 года: «Об утверждении правил перевозки пассажиров…» (неполное название). 

При автобусных доставках

Автобусные перевозки распространены и представлены большим количеством транспорта.

Отдельные виды имеют свои особенности:

  1. Городские перевозки. В населенных пунктах до 250 тысяч жителей автобусы преобладают.
  2. Пригородные и местные. В основном обеспечиваются малыми автобусами – до 20 мест, и также являются нередко единственным видом транспорта.
  3. Междугородные поездки. Дальность рейсов в некоторых случаях достигает до 1 тыс. км. Популярные направления обеспечены регулярным сообщением.
  4. Международные поездки. Наряду с действующими транснациональными компаниями на рынке присутствуют востребованные рейсы отечественных частных компаний и автобусных парков.

Микроавтобусами

Поездка в микроавтобусе несет меньше комфорта при переездах на далекие расстояния. В то же время так называемые «маршрутки» более гибки в выборе маршрута и графика, способны предложить дополнительные удобства, например, забрать «от подъезда».

Наиболее частое применение этого вида транспорта получило в пригородных перевозках и по направлениям близкого зарубежья, например, в Беларусь. Востребована и аренда такого транспорта для корпоративных поездок – трансфер из аэропорта, семейные торжества.

Легковым автотранспортом

Служба такси получила второе дыхание при выходе ряда удобных мобильных приложений для заказа услуги. В то же время, поездки на далекие расстояния не так востребованы. А вот современные ресурсы по поиску попутчиков позволяют недорого добраться в любой город.

Сервис позволяет заранее подобрать машину в нужном направлении, а заодно провести интересно время в пути с веселым попутчиком. В дороге удобно совершать остановки в любом месте, сделать фото на фоне интересного пейзажа или памятника истории.

Водным

Пассажирский морской транспорт представляет собой неплохую альтернативу воздушному транспорту на Дальнем Востоке, в северо-западной части России – особенно, Калининградская область, между Крымом и восточным побережьем Черного моря.

Речные перевозки востребованы в основном на крупных реках – Волга.

В этом сегменте выделяются следующие направления:

  1. Речные круизы. Прогулки на катерах и скоростных судах востребованы как по Волге, так и по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
  2. Пассажирские перевозки. В некоторых регионах поездка по реке или озеру является единственной возможностью попасть в отдаленный населенный пункт.

Речной транспорт является убыточным с учетом высокого потребления топлива, низкой скорости передвижения. Подвижной состав изношен, и отрасль без частной инициативы развиваться не будет.

Авиационным

Перевозкам пассажиров на самолетах отводят большую роль в развитии страны. К примеру, все крупные населенные пункты Сибири связаны воздушным транспортом СФО. Только в Иркутской области ежегодно перевозится более 400 тыс. пассажиров. В 2017 году введен в строй новый аэропорт.

Характерно и расположение в отдельных областях большого числа аэропортов:

  1. Томский регион – 33 аэровокзала.
  2. Алтайский край – при 2 аэропортах, есть 25 взлетно-посадочных полос с твердым покрытием.
  3. Новосибирская область – 12 аэропортов.

Среди основных нормативных документов по регулировке перевозки пассажиров воздушными судами выделяются:

  1. Федеральный закон (№ 60 от 19.03.1997 г.) – «Воздушный Кодекс».
  2. Приказ Министерства транспорта (№ 82 от 28.06.2007 г.). 

Воздушный транспорт обеспечивает связь с самыми отдаленными регионами, как Камчатский край, Сахалинская область, Таймырский АО и другие.

Развитие структуры и направлений

Понимая роль транспортного сообщения для самой большой страны в мире, правительство и местные власти прилагают усилия по развитию транспортных сетей.

Разработаны федеральные программы по развитию целых отраслей транспорта. Только по железнодорожному сообщению стратегия развития составлена до 2030 года.

Среди основных примечательных изменений в разных сферах на транспорте выделяются:

  1. Железная дорога. Строительство скоростной дороги Москва-Казань.
  2. Автомобильные перевозки. Строительство Керченского моста.
  3. Авиа перелеты. Субсидирование цен на билеты для жителей отдаленных регионов, замена устаревших воздушных судов. К примеру, вместо АН-2 разработан перспективный самолет ТВС-2ДТС.

Среди наиболее проблемных составляющих пассажирских перевозок называют неудовлетворительное состояние дорог, а в центральном регионе – еще и чрезмерно интенсивное движение. Предстоит определиться и с речным судоходством.