Специфические особенности перевозок пассажиров морским транспортом заключаются в усиленных мерах соблюдения техники безопасности и обеспечении пассажиров всем необходимым в течение всего рейса.

Это объясняется длительностью маршрутов (за исключением паромов и прибрежных увеселительных прогулок) и отсутствием возможности покинуть «транспортное средство» до прибытия в порт назначения. Поэтому к морским транспортировкам применяются требования не характерные другим видам транспортного сообщения.

Правовое регулирование

Морские пассажирские перевозки являются одним из самых древних видов транспортировки граждан из одного места в другое. Данное направление зародилось много лет назад, что со временем позволило разработать ряд правил, соблюдение которых является основным критерием международных отношений.

В частности между перевозчиком и пассажиром заключается договор, предписывающий условия и обязательства сторон в отношении друг друга. Соглашение подписывается при обоюдном согласии и носит возмездный или консенсуальный характер.

Морское судоходство условно можно разделить на 2 категории:

  1. Трамповое, нерегулярное, судно осуществляет незапланированные рейсы в различных направлениях.
  2. Линейное, регулярное. В этом случае рейсы выполняются только по строго разработанным маршрутам с соблюдением установленного графика. Данный вид мореходства является наиболее востребованным, что позволяет говорить о его правовом регулировании международными документами.

Что касается правового контроля за перевозкой пассажиров и провозом багажа, перечень документации выступающей в роли основного регулятора, может выглядеть в виде ряда международных Конвенций (представленных чуть ниже) и Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 с последними корректировками внесёнными в него 29.12.2017г.

Правила

Как сказано ранее, в 2020 г. основным регулятором морского судоходства для российского флота и суден, заходящих в отечественные порты, является «Кодекс Торгового Мореплавания».

Данный документ характеризует основные условия коммерческого мореходства, направленного на осуществление, как перевозки груза, так и транспортировки людей.

В частности, здесь представлены статьи, содержащие следующую информацию:

  1. Расшифровка особенности термина «торговое мореплавание», связанного с использованием судов.
  2. Применение правил, прописанных в данном документе.
  3. Условия использования судов и лайнеров, находящихся под государственным флагом России в коммерческих целях.
  4. Специфика государственного управления, организации и надзора за структурой.
  5. Осуществление плавания в пределах Северного морского пути.
  6. Требования к судну, судовладельцу, экипажу, портам, лоцману.
  7. Выполнение государственного портового контроля.
  8. Условия перевозки на морской линии (сообщении между портами).
  9. Договор морской перевозки пассажира, фрахтования на ограниченное время с экипажем или без него.

Представленные условия далеко не весь перечень требований и условий к осуществлению морского судоходства. Ознакомиться с полным списком, состоящем из 430 статей можно в редакции действующего Кодекса.

Внутренние рейсы

Как упоминалось ранее, условия взаимоотношений перевозчика и пассажира прописаны в «Кодексе торгового мореплавания РФ», гл. IX ст. 177 – 197 и Приказе Минтранса РФ № 190 от 17.06.2015г.

Ознакомиться с основными сведениями, касающимися внутренних морских перевозок пассажиров можно далее:

  1. После заключения договора, перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения. Последний, в свою очередь, оплачивает стоимость услуг и предоставляет билет, который является подтверждением заключённого соглашения, в момент погрузки на судно.
  2. Один билет позволяет зайти на судно только одному пассажиру.
  3. Билет должен отображать все необходимые сведения:
    • время и дату отправления;
    • условия и нормы провоза багажа и обслуживания на судне;
    • тарифные ставки;
    • правила перемещения на корабле;
    • сведения о компании перевозчике (контактные адреса и телефоны, сайт ИП);
    • пограничные и таможенные требования к пассажирам и багажу (при необходимости).
  4. Для льготных категорий граждан предоставляются индивидуальные тарифы со сниженной стоимостью.
  5. Количество багажа на одного человека определяется посредством взвешивания. Её величина не должна превышать 10 кг.
  6. Потеря, утрата или кража билета у пассажира решается перевозчиком, путём урегулирования инцидента и посадки пассажира на борт.
  7. При выявлении грубых существенных нарушений порядка, капитан имеет полномочия изолировать нарушителя от других лиц. 
  8. Правила перевозки несовершеннолетних детей требуют, чтобы они путешествовали только в сопровождении взрослых, имеющих законные основания на их сопровождение (родители, опекуны, усыновители или другие лица).
  9. Инвалиды перевозятся в креслах колясках с сопровождающим. При отсутствии специально оборудованных мест для их установки, перевозчик имеет право отказать в продаже билета исходя из соображений их безопасности. 
  10. Перевозка собак-поводырей слепых граждан осуществляется бесплатно при предоставлении документов, подтверждающих её назначение.

ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки»

Общество с ограниченной ответственностью «Морские скоростные пассажирские перевозки» (ООО «МСПП») зарегистрировано в г. Туапсе осенью 2017г. Несмотря на небольшую историю, оно является дочерней компанией Рыбинского судостроительного завода «Вымпел», расположенного в Ярославской области.

В перспективе функционала организации планируется направление деятельности связанной с развлекательной транспортировкой отдыхающих граждан из Краснодарского края в Крым и обратно. Для этого будет задействовано судно на подводных крыльях «Комета 120М», представленное на фото.

Первый маршрут, запущенный в 2020 г. свяжет Севастополь и Ялту. Далее, в зависимости от востребованности, планируется произвести расширение рейсов путём увеличения хозяйства.

В планах компании является освоение всего южного побережья, касающегося Чёрного и Азовского морей. При этом судно выбранное для этих целей является современным прототипом советских «Ракет», «Метеоров» и «Комет» считающихся одними из основных перевозчиков на речном транспорте бывшего СССР.

Международные

Регулирование пассажирских морских перевозок межгосударственного сообщения, осуществляется в соответствии с международными конвенциями, содержащими в себе ряд разнообразных нормативов и условий, включённых в общий состав.

В первую очередь следует определить их основное направление, связанное с ключевыми темами:

  1. Международные пассажирские перевозки осуществляются при строго ограниченном пределе ответственности перевозчика, несущего ответственность за некачественное исполнение условий договора с пассажиром.
  2. Порядок разрешения спорных вопросов между сторонами происходит в виде претензий, имеющих сокращённый срок исковой давности.

Пользование установленными морскими путями для перевозки пассажиров российскими судами, допускается при строгом соблюдении международных норм и законодательных документов.

Их условно можно разделить на 3 категории:

  1. Вышеупомянутые нормативы национального законодательства, прописанные в «Кодексе торгового мореплавания РФ».
  2. Международные соглашения, содержащие материально-правовые моменты касающиеся торгового мореплавания. 
  3. Международные обычаи, утвердившиеся в определённых профессиональных кругах мореплавателей в виде сформировавшихся традиций, получивших юридический характер.

Основной проблемой международного судоходства в Европе заключается неоднозначность действующих правил. Несмотря на то, что единая система разработана и подписана много лет назад, принята она не во всех странах.

Это создаёт ряд проблем в определении прав и обязанностей сторон, заключающих сделку, которые наиболее очевидны в государствах, где они ратифицированы.

Проблемы созданы искусственным путём ввиду того, что руководство некоторых стран ставит требования национального законодательства выше международных Конвенций.

Мотивация непризнания условий объясняется тем, что условия документов частично не соответствуют национальному интересу государства.

Лицензия

Оформление лицензии на право осуществления услуг перевозки пассажиров морским транспортом является основным законодательным документом, допускающим легально заниматься данным видом деятельности.

Обойтись без неё не сможет ни один частный предприниматель, планирующий построение бизнеса на развлекательном извозе по морской акватории или осуществлении дальних рейсов с заходом в порты.

Основные критерии, характеризующие условия получения и предназначения документа, прописаны в ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 193 ОТ 06.03.2012Г. «Положение о лицензировании перевозок пассажиров морским транспортом».

Процесс оформления лицензии:

  • подается утверждённый перечень документации в Управление государственного морского и речного надзора по конкретному региону;
  • с финансовой точки зрения следует учитывать, что налогообложение РФ предусматривает оплату пошлины в размере 7 500 руб;
  • должен быть человек, ответственный за безопасность и имеющий документальное подтверждение полученного образования в виде «лицензии на обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях. Имеющий стаж работы не менее 3 лет на должности капитана, старшего помощника или старшего механика» (п. 4б данного Положения);
  • при его отсутствии, придётся обучать кого-то из команды, на что потребуется 15 000 – 20 000 руб. и 2 недели на прохождение подготовительных курсов.

Выявленная перевозка людей без лицензии может быть расценена как «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта» (УК РФ № 263).

В результате чего в отношении должностного лица или собственника судна будут приняты меры, соответствующие сложившейся ситуации.

В данном случае минимальный размер наказания является следующим:

 Мера наказания  Размер наказания
 Штраф  от 100 000 до 300 000 руб.
 Ограничение свободы  до 4 лет
 Принудительные работы  до 2 лет с лишением права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью
 Арест  до 6 месяцев
 Лишение свободы  до 2 лет

Данные меры наказания предусмотрены для части 1 настоящей статьи, совершение деяния по ч. 2 влечёт более суровые санкции в отношении нарушителя. Однако, может быть инкриминировано не уголовное дело, а административное правонарушение по ст.14.1 КоАП РФ, которое предусматривает гораздо меньшие штрафные меры.

Вероятность конфискации имущества, при сегодняшней стоимости судоходных машин будет считать данное наказание гораздо большей потерей.

Как сказано ранее, морские перевозки пассажиров занимают существенную роль в данном спектре. Согласно официальной статистики, общая протяжённость водных путей расположенных внутри государственных границ превышает 115 000 км.

При этом количество перевезённых граждан здесь гораздо ниже по сравнению с судами речной акватории. Это объясняется относительной сложностью процесса, о которой упоминалось ранее, и отсутствием в статистических данных сведений о международных перевозках.