Среди использующихся транспортных средств по перевозке грузов особое внимание следует уделить морским. В количественном исчислении они наиболее популярны, как и в весовом определении.

Морской транспорт завоевал популярность благодаря:

  • небольшим затратам на электроэнергию для многокилометровых перевозок, что не сильно влияет на конечную стоимость перевозимого груза по сравнению с авиаперевозками;
  • возможности провоза разных видов содержимого, включая ОГ, негабаритные;
  • минимум временных затрат на погрузку и разгрузку, так как в процессе используется современная техника.

К минусу следует отнести только длительность, что отрицательно действует на скоропортящиеся продукты питания.

Статистика

Сравнивая морские перевозки в последние годы, следует сказать о:

  • в 2016 году объем составил 24.4 млн. тонн, что обеспечило рост показателя на 34.2 %. Для коммерческого транспорта цифра равна 42.8 млрд. т-км, что больше предыдущего периода на 7,6 %;
  • в 2017 году значение объема перевоза грузов равно 25, 8 млн. тонн (увеличение на 5,0 %), для грузооборота увеличение на 3 %, что равняется 44,1 млрд. т-км.

На данные показатели повлиял:

  • спрос на данную услугу в мире, работы по Крыму, Северному морскому пути;
  • увеличение объемов грузоперевозок ввиду освоения нефтегазовых месторождений (Арктика), обеспечением Крыма, ростом внешней торговли при перевалке угля, контейнеров, грузов наливного типа.

В ближайшем будущем ожидается:

  1. Увеличение показателей перевозок с использованием морского флота, так как происходит реализация судостроения, судоходства, постройкой новых морских ТС, которые будут регистрироваться в международном реестре судов РФ.
  2. В 2020 году ожидается прирост объема перевозок до значения 27,2 млн. тонн (больше 2016 года на 10,7 %), а по грузообороту до 45,7 млрд. т-км (больше на 6,6 %, чем в 2016 году).
  3. С учетом темпов ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2020 г. до 27,2 млн. тонн (10,7% к уровню 2016 г.), а грузооборот — до 45,7 млрд. т-км (6,6% к уровню 2016 г.).

Транспортировка генеральных грузов

Генеральными называют разные по характеристикам грузы, которые для транспортировки:

  • упаковываются в бочки, ящики, пакеты, контейнеры;
  • могут не упаковываться.

В большинстве случаев такой товар оформляется партией с предоставлением грузовых мест. Чтобы обеспечить перевозку без порчи, учитываются «Правила перевозки ГГ морем» РД 31.11.21 – 16.96, где указаны требования к самому грузу и его размещению, закреплению.

Виды генеральных грузов:

  • техника: автомобильная или спец категория;
  • контейнеры;
  • металлическая продукция: проволока, трубы;
  • лесоматериал;
  • сыпучие: цемент, песок;
  • бочки, корзины.

Делят их и по размеру, массе. Генеральные грузы в отличие от тех, навалочных грузов, которые перевозятся наливом, отличаются необходимостью выполнения предварительной подготовки для отправки.

Это и более расширенный список документов, таможенное оформление, обработка, следующие работы:

  • страхование;
  • размещение по правилам, крепеж;
  • доставка в пункт назначения.

Сдается или принимается товар возле борта судна. Прием (выдачу) производит сотрудник компании-перевозчика, который все проверяет, считает, подписывает тальманские расписки.

Выдача происходит без взвешивания согласно грузоместу. Из США в Россию для физических лиц это наиболее выгодный способ получения посылки при оформлении ее комплекте сборного груза.

Информация о фрахте

Как и на любой вид груза на перевозимый морем наносится маркировка. Для понимания его совместимости пишут:

  • «О» — опасный;
  • «Г» — грязный;
  • «Р» — режимный;
  • «К» — коррозийный;
  • «В» — влажный;
  • «З» — влияет на запах (впитывает или выделяет);
  • «Т» — выделяющий тепло;
  • «С» — санитарно-карантинный.

Следует учитывать основные транспортные характеристики генерального груза, для предотвращения:

  • изменения положения;
  • возгорания, взрыва, излучения;
  • выделения запахов, пыли, влаги, тепла;
  • порчи по причине коррозии, бактерий.

Для предотвращения перечисленных факторов требуется обеспечение циркуляции воздуха, температурного режима, штабелированием ограничивать высоту.

При выборе упаковки и тары следует отдать предпочтение той, которая будет:

  • сохранять форму;
  • соответствовать стандартам;
  • не будет создавать проблем при погрузке.

Поэтому при подготовке следует пользоваться специальным справочником по таре. Если упаковка не предполагается, тогда используется связывание, петли, проушины для застопки, рамы, гаки.

Одним из обозначений, наносимых на грузы или упаковку, является маркировка. Она содержит рисунки, буквенные и цифровые обозначения в соответствии с ГОСТ 14192-77.

Виды маркировки:

  1. Отправительская. В ней пишется информация об отправителе и получателе, месте отправления и следования.
  2. Специальная. Наносится при необходимости более аккуратного и внимательного обращения.
  3. Товарная. Значатся данные о содержимом груза, производителе.
  4. Транспортная. Требуется для определения порта, который выполнил отправку.

Также маркировка может быть разной в зависимости от содержания (основные, дополнительные, информационные). Для опасных грузов требуются не только надписи, но и наклейки, устойчивые к истиранию.

Общие требования к грузу заключаются в обеспечении:

  • сохранения прочности судна;
  • требуемой посадки, остойчивости;
  • рациональном использовании грузовместимости судна;
  • обзора с капитанской рубки;
  • устойчивости при качке.

Документы

Пакет документов на груз должен обеспечить наличие:

  1. Информации о перевозимом товаре.
  2. Рекомендации по креплению.
  3. Дополнительной информации, касающейся содержимого.

Вся информация должна подтверждаться документами, оформленными правильно и достоверно. При этом важно все предоставить не перед отправкой, а заранее, отправив по электронной почте для ознакомления. Заполняет, оформляет, подписывает все грузоотправитель.

Перед началом погрузки администраторы перевозчика (порта и судна) подписывают разрешение на погрузку. Перед отправлением в порт передается Акт приема работ, связанных с крепежом или Сертификат о безопасной укладке.

Основными требованиями для груза являются:

  • отсутствие повреждений упаковки;
  • наличие пломб, контрольных лент;
  • отсутствие протечек;
  • подходящая тара;
  • читабельная маркировка;
  • отсутствие сторонних запахов;
  • защита от намокания.

Основной перечень документов:

  1. Коносамент – главная бумага, подтверждающая право собственности на груз. 
  2. Морская накладная. Требуется для подтверждения принятия на судно. 
  3. Доковая расписка. Является дополнительным документом, выдаваемым при приеме груза на борт. Выдается отправителю. 
  4. Деливери-ордер – это расписка перевозчика, подтверждающая заключение договора между двумя сторонами. Если получателей несколько, а коносамент один, выручает этот документ, так как его можно дублировать. 

Плюсом к основному набору идут дополнительные документы:

  • штурманская расписка о том, что был принят груз;
  • квитанция о приеме складом;
  • причальная расписка о попадании на причал.

Перечисленный список не относится к товарораспределительному, хотя в некоторых случаях штурманская расписка может заменить коносамент (заранее следует договориться). Лицензия на перевозку должна быть у перевозчика.

Передвижение морских суден регулируют не только российское законодательство, но и Роттердамские морские правила, разработанные Нью-Йорской конвенцией ЮНИСТРАЛ (ООН) и устанавливающие определенные требования к перевозке. Следует сказать, что не все страны подписали его, среди них и Россия.

Чего нельзя сказать о Гамбургских правилах или Конвенции ООН 1978 года, что относятся к 3 по счету при установлении правового регулирования правил морских перевозок в международных направлениях.

Цены на морские перевозки грузов

Тарифы в морских перевозках определяются как фрахт. Это стандарт, принятый за 1 кг или 1 м3 при транспортировке на определенное расстояние. Каждая компания имеет право устанавливать свою стоимость, опираясь на виды услуг и факторы, влияющие на увеличение себестоимости услуги.

В зависимости от сезона цены меняются, но это нужно указывать в оговоре при его составлении и перед подписанием.

Рассчитывая сумму к оплате, принимается к сведению:

  • параметры груза;
  • сезон;
  • расстояние пути;
  • категорию багажа по международной классификации;
  • вид рейса: международный, по стране, межконтинентальный;
  • использование дополнительных услуг, привлечение несамоходных морских суден для погрузки и разгрузки.

Дополнительно оплачивается:

  • страховка;
  • оценка стоимости;
  • упаковка;
  • хранение;
  • буксировка;
  • использование спецтехники для погрузки негабаритной техники, других вспомогательных устройств.

Приведем пример цен на контейнерные перевозки.

Таблица. Стоимость контейнерных перевозок морскими транспортными средствами.

 Компания-перевозчик  Цена, руб / вес, т
 3  5  20
 Рустил-логистик  50 000  73 500  145 000
 Ассоциация компания ДМА  51 000  75 000  155 000
 VedLogistic  45 000  70 000  153 500
 Райнотранс  53 000  74 000  150 000
 ДЛС-Руссия  48 000  72 000 140 000
 Abc Logistic  45 000  68 000  135 000
 Лакор  45 500  65 000  130 000

Тарифы на транспортировку сборных грузов:

Популярны не только рейсы между портами своей страны, но и международные. Главные порты, выполняющие многокилометровые рейсы, находятся в  Владивостоке, Чите, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Новороссийске.

Популярны маршруты через Балтийское море, Черное из Китая, в США, на Дальний Восток, В Африку, Европу. Таким образом, груз доставляется не только по России, но и в любую точку мира, что и влияет на популярность данного вида транспорта с учетом стоимости.

Сроки предъявления претензии и ее рассмотрения

Не всегда доставка может удовлетворить заказчика услуги. В таком случае можно обратиться с претензией к исполнителю согласно ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ № 81 от 30.04.1999 г. с ред. от 29.12.2017 г.

Срок ее рассмотрения зависит от особенностей заключенного договора. При этом:

  1. Исполнитель услуги обязан рассмотреть претензию, что основана на обязательствах по договору в течение 30 суток со дня ее получения. Результат может быть, как положительным, так и отрицательным.
  2. С того дня, когда перевозчику предъявлена претензия, время искового срока давности останавливается до момента ответа или окончания выделенного времени на него.

То есть, если перевозчик определит, что срок по подаче претензии уже прошел, тогда он имеет законное право отклонить ее удовлетворение в пользу заказчика. Как правило, устанавливаемый срок подачи претензии по перевозке водными видами транспорта пассажиров, груза или багажа ограничивается 6 месяцами.

Отказать могут и в том случае, если к претензии не прикреплены документы, подтверждающие факт нарушения (срок 2 недели). При этом, если перевозчик не отвечает на прошение, она считается принятой к рассмотрению.

Морские перевозки, как и любые другие, имеют много особенностей, отличающих их от перевозок автомобилями, РЖД, самолетами. Значительны различия и в разрешительных документах, бумагах по оформлению и упаковке. Перед отправкой следует заранее подавать заявку и уточнять особенности для конкретного вида груза.