Из-за своей массивности грузовики, попадающие в аварию, причиняют намного больший ущерб, чем это случается с легковыми автомобилями.

Есть вполне объяснимые причины, почему грузовики тоже становятся участниками автодорожных происшествий. Зачастую владельцами грузовиков являются не сами водители, а их работодатели.

По закону именно владельцы своих автотранспортных средств любой категории и модификации несут ответственность за ДТП.

В некоторых случаях грузовые машины, фуры и тягачи вообще не подлежат ремонту, годятся только на продажу некоторых годных остатков.

Возможные причины аварии

Малейшая ошибка в управлении автотранспортным грузовым средством и может случиться непоправимое – авария на дороге с грузовиков, которые сметут все на своем пути.

Причин возникновения ДТП с грузовиками может быть много, они все разные, но специалисты все-таки выявили ряд закономерных факторов, приводящих к ужасающим последствиям.

Выделим самые распространенные причины ДТП, в которых участниками оказались фуры, тягачи, либо грузовые машины:

  1. Усталость водителя, плотные рабочие графики, неверное спланированный маршрут и рабочее время.
  2. Малый опыт вождения тяжелой машины.
  3. Торопливость работодателей, заказчиков при скорейшей доставке груза выказывает психологическое давление, которое уменьшает бдительность шофера.
  4. Неисправности грузовой автотехники, которые могут дать о себе знать прямо на ходу, посреди дороги.
  5. Нагрузка на ось машины превышает тот уровень, который предписывается производителем.
  6. Несбалансированная загрузка машины, которая влечет неизбежный переворот машины на определенных скоростях, что допускаются во время рейса.
  7. Ошибки крепления груза, который может быть разгерметизирован в пути, что приведет также к искажению траектории движения нагруженного грузовика.
  8. Изношенные протекторы шин на колесах, что создает минимум силы трения между колесом и покрытием дороги и увеличивает скольжение машины по инерции.
  9. Плохое состояние дорожного полотна служит частым препятствием к нормальной езде.
  10. Дополнительные помехи – проведение дорожных работ, кривые повороты, мешающие рекламные щиты, непонятные дорожные знаки и прочее.
  11. Помеха в виде пешехода, мотоциклиста, велосипедиста.
  12. Помеха другими машинами, водителями.
  13. Сложные погодные условия – туман, гололед и прочее.

Если человек, управляющий фурой, не спал почти сутки, острота его зрения и внимательность притупляются с каждым часом времени без сна.

Поэтому бдительность угасает, и водитель может не заметить какую-то легковушку, дорожный знак, либо еще какую-либо помеху. Вовремя не затормозишь, грузовик перевернется.

Тем более что тормозной путь у груженого тягача или фуры намного длиннее легкового автомобиля.

Отказ тормозов, другие неполадки, психологическое давление работодателя с целью, чтобы поскорее доставлен был груз, ужасные дороги на пути и прочие моменты – всё это может помешать нормальной езде водителей на грузовиках. В неполадках часто обвиняют именно производителей машин.

Обратите внимание! Производители учитывают перегрузы тяжелых машин, но не частые. Поэтому платформы изготавливаются из таких материалов, которые могут выдержать несколько превышений норм загруженности по массе перевозимого.

Ломаются платформы такие постепенно, не сразу – силовая рама проломится, трещины в покрытии и т.д. Потому-то и случаются неожиданные их поломки посреди рейса, приводящие в аварии.

Что делать водителю сразу после происшествия

Как только водитель грузовика попал в жуткую аварийную ситуацию, остался жив и сильно не поранен, то ему нужно сразу предпринимать соответствующие меры первой необходимости и помощи другим пострадавшим.

У каждого такого водителя должна быть при себе специальная памятка, в которой говорится, что делать при ДТП во время хода грузового транспорта.

Неважно насколько шофер отлично зазубрил все пункты этой памятки, в состоянии стресса и дезориентации ему будет сразу тяжело сосредоточиться на воспоминаниях.

После столкновения требуется сделать следующее:

  1. Включаются аварийные сигнальные огни фар.
  2. Устанавливается дорожный портативный знак, указывающий на аварийную остановку.
  3. Сразу присмотреться, есть ли пострадавшие, раненные, погибшие люди после столкновения.
  4. Повреждения машин сначала определяются и оцениваются визуально.
  5. После оценки ситуации и обстановки в целом все детали и самое место происшествия следует сфотографировать, либо снять на видеокамеру.
  6. Контактные данные по возможности следует записать от всех участников, а также очевидцев, если они есть.
  7. Потом уже звонить в свою страховую компанию и сообщать об аварии.

Обратите внимание! По нормам ПДД, а также требованиям других законодательных актам, в том числе и тех, что касаются автострахования, автодорожный переносной знак «Аварийная остановка» должен быть в багажнике или ином месте внутри каждой машины. Это касается также и грузовиков, тягачей или фур.

Если обнаруживаются пострадавшие необходимо тот час же приступить к мерам первой помощи, потом обязательно вызывать медпомощь.

Первая необходимая помощь от водителя может быть следующей:

  • когда пассажиры или другой водитель без сознания, не надо вытаскивать их из салона, если нет опасности возгорания топливного бака, а также, менять положение тела;
  • зажигание автотранспорта необходимо выключить как можно скорее;
  • отсоединение обеих клемм аккумулятора – обязательная процедура, чтобы избежать взрыва и пожара;
  • запрокинутую голову пострадавшего лучше зафиксировать в приподнятом состоянии;
  • у тех жертв, которые оказались в сознании, нужно спросить, что именно повреждено у них, могут ли они самостоятельно передвигаться;
  • самый лучший вариант – это аккуратно повернуть пострадавшего на бок, если он в сознании.

В случаях тяжелых травм и сложного состояния телесных повреждений можно взять любую попутку, чтобы отвезти в ближайшую больницу пострадавших людей.

Визуальная оценка ситуации и ущерба необходима для того, чтобы понимать, как дальше действовать:

  1. В том случае, если ущерб несерьезен, можно обойтись оформление аварии по Европротоколу.
  2. Когда же ущерб внушительный, оценивается в сумму более 50 000 рублей, тогда, безусловно, придется вызывать сотрудников ГИБДД, независимого экспертного оценщика и, возможно, автоюриста.

Полицейских вызывают по номеру 112. Они нужны для установления виновного в случившемся, а также для оформления схемы аварии, протоколов, постановлений о нарушении административного характера, а также для того, чтобы выдали справку сторонам-участникам о ДТП.

Такая справка, материалы фото-, видеосъемки, файлы регистратора, схема аварии, а также копия протокола о нарушении – всё это пойдет в приложение к заявлению о получении страховки.

Страховые компенсации выплачиваются потерпевшему как возмещение ущерба причиненного виновников аварии.

Фотосъемкой важно зафиксировать следующие элементы последствий происшествия:

  • общее место аварии;
  • если есть вывеска с адресом улицы, то пригодится и она;
  • государственные номера машин-участниц;
  • места повреждений машин;
  • разбросанные детали от техники;
  • взаимное расположение машин;
  • наличие дорожного знака, светофора, столба и прочих объектов, играющих роль в причинах столкновения, имеющих отношение к аварии.

Обратите внимание1 Передвигать транспортные средства, а также подбирать или сдвигать детали, отлетевшие после удара, строго запрещено!

Кто несет ответственность за ДТП с грузовиками водитель или работодатель

Есть ответственных два лица при столкновении машин, один из которых – это грузовик. Первое – собственник техники, второе – тот, кто ею управлял.

Она регулируется статьей Гражданского Кодекса РФ № 1079, которая так и называется – «Ответственность за вред, ущерб, что был причинен деятельностью, признанной создающей опасность повышенной степени для окружающих».

Основные положения и требования такой статьи заключаются в следующем:

  1. Владельцам имущества, послужившего источником повышенной опасности, причинившего вред, обязательно нужно возместить созданный ущерб в полном объеме.
  2. Обязанность платить ущерб возложена на лицо любой формы собственности опасного имущества – в случае, когда владельцем является юридическое лицо, а также в случае, когда – физическое лицо.
  3. Виновниками-плательщиками также признаются и временные владельцы, которые имеют законные права – хозяйствования, аренды, управление по доверенности.
  4. Если владелец докажет, что грузовик уже ему не принадлежит, тогда он не несет никакой ответственности.
  5. В случае противоправного завладения грузовиком какими-то лицами, ответственность за аварию понесут обе стороны – настоящий и фальшивый владельцы.
  6. Когда у грузовика несколько владельцев, то ответственность они несут все – солидарно.

Обратите внимание! Через суд владельца грузовика могут частично (либо полностью) освободить от обязанности платить ущерб, но для этого должны быть уважительные причины и достаточно веские основания, указанные в п. 2,3 ст. 1083 ГК РФ, подтвержденные хорошей доказательной документальной базой.

Несмотря на то, что законом однозначно определено, что виновник первый несет ответственность за причинение ущерба после аварии, тем не менее, судебные органы зачастую выносят решения и другого содержания.

Судьями могут быть определены лица, которые обязаны оплатить возмещение ущерба, не имеющие отношение к собственническим правам по автотранспорту.

Так, в некоторых судебных Определениях встречаются виновники-водители тягача, фуры, которые обязаны были оплатить в полном объеме либо частично ущерб, причиненный из-за столкновения.

А некоторые судебные решения определяют разделение ответственности между владельцем-работодателем и водителем-виновником, управлявшим на время ДТП грузовиком.

Стоит ли продавать авто после происшествия или ремонтировать

Некоторые ситуации, в которых состояние битого грузового автотранспорта такое, что ремонтировать нет смысла, его продажа будет намного выгоднее.

Оплатить ремонт можно, конечно же, суммами страховки, но машина после аварии и ремонта уже будет вести себя совсем по-другому. Она будет чаще ломаться, у нее снизятся эксплуатационные характеристики.

Для некоторых перекупщиков даже выгоднее купить грузовик после ДТП, использовать его детали, чтобы создать модифицированный другой грузовик, чем покупать новый.

Вот два основных ориентира, которые помогут принять решение – продавать или ремонтировать грузовой автотранспорт:

  1. Эксперты полагают, что в случае, когда величина стоимости ремонтно-восстановительных работ составит 75% от стоимости самого грузовика, тогда нет никакого смысла его ремонтировать – лучше продать.
  2. В то же время, специалисты обращают внимание – если детали грузовика дешевые на рынке, сама модель машины не популярна, тогда будет выгоднее ее отремонтировать, нежели продавать.

На самый крайний случай, побитый грузовик сдают в пункт металлоприема. Бывают такие ситуации, когда такой способ максимально сохранить выгоду и избавиться от поврежденного грузовика, представляется единственно возможным.

Как осуществляется продажа

Процедуру продажи автотранспортного грузового средства, побывавшего в ДТП, проделывают двумя основными действиями классического алгоритма:

  1. Специалисты компании, которая скупает битые машины, оценивают грузовик.
  2. В случае, когда цена устраивает владельца машины, на место происшествия приедет эвакуатор и заберет ее.

Если же стоимость битого грузовика его владельца не устраивает, тогда он может поискать другую компанию, либо же самостоятельно попытаться продать машину через объявления, размещенные в интернете на популярных сайтах – «Авито», «Скупка битых авто», «автовыкуп98», «БИТАВТО» и других.

Еще есть способ – воспользоваться услугами независимого экспертного оценщика, который установит продажную цену и выдаст об этом документ.

С этой справкой проще будет торговаться с покупателями, также она важна для подтверждения легальности грузовика, того, что он не в угоне.

Грузовой автотранспорт относится к средству передвижения повышенной опасности даже более чем легковые автомобили. Это связано с ухудшением маневренности тяжелых машин, крупных габаритов, а также, частой перегруженности грузом.

Благодаря внимательности водителей, их профессиональной подготовке, правильно спланированному их рабочему времени, графику, маршруту и безопасной нормативной загрузке грузом, удастся при каждом рейсе избежать опасного столкновения грузовика с другими машинами.

Важно также быть бдительными и смотреть на ситуацию на дороге, чтобы успеть вовремя среагировать и начать тормозить.