На российских дорогах ДТП происходят ежедневно вне зависимости от типа транспортного средства, водительского опыта. Случаи на трассе бывают разными и оборачиваются негативными последствиями для водителей, пассажиров. Травмы получают и пешеходы разных возрастных групп.

Для привлечения к ответственности виновных, определения порядка возмещения ущерба, требуется грамотно установить событие происшествия. Этим занимаются выездная группа ГИБДД. Однако и водителям полезно знать необходимую информацию.

Даст ее предлагаемый материал. Располагая актуальными знаниями, заинтересованное лицо сможет быстрее отстоять свои права. Начнем с самых азов.

Определение ДТП по ПДД

Что такое ДТП? Законодательно понятие дорожно-транспортного происшествия приведено в п. 1.1 нынешней редакции Правил дорожного движения. Если пересказать приведенное определение доступным языком, то получится следующая конструкция.

ДТП  – это событие, которое произошло во время движения транспортного средства по дороге. Результатом его стало повреждение собственного или другого транспорта, гибель или ранение людей, наличие вреда чужому имуществу.

Условия, при которых инцидент считается ДТП:

  • транспорт находился на дороге в процессе движения;
  • наличие ущерба имуществу, включая и элементы дорожной инфраструктуры;
  • гибель или повреждение здоровья людей.

Из приведенного списка можно сделать несколько основных выводов.
Обязателен фактор движения автомобиля. Когда на стоящую машину падает дерево, иной предмет, это ни при каких условиях не будет считаться ДТП.

Второй главной составляющей происшествия  – наличие ущерба. Без него также вести дальнейший разговор не имеет смысла. К примеру, когда машина задела светофор, но обошлось без повреждений, ДТП не будет.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортное происшествие обладает совокупностью признаков. И отсутствие хотя бы одного из них ставит под сомнение само существование дорожной аварии. Как следствие, это затрудняется возмещение ущерба.

Приведенные ниже критерии вытекают из самого определения понятия ДТП и подробно указывают на факторы, способствовавших событию. Пока законодатель не дает четких критериев происшествия, а оперирует лишь определением данного понятия.

Квалификация события в качестве ДТП накладывает на его участников ряд обязанностей. Их игнорирование чревато административным или даже уголовным преследованием. Поэтому имеет смысл разобрать каждый признак в деталях.

Территориальный признак

Само понятие ДТП подразумевает, что это событие происходит на дороге. Правила дорожного движения ее определяют как участок, пригодный для передвижения транспорта. В первую очередь сюда входят проезжая часть или трамвайные пути. Законодательство также считает дорогой обочины и тротуары.

Этот признак говорит о том, что местом происшествия является любой участок дороги независимо от его размеров. Допустим, столкнулись два автомобиля и оба вылетели за пределы дороги. Местом столкновения является дорожное полотно, следовательно, территориальный признак в данном случае присутствует.

Вопрос с территорией имеет значение и для привлечения к ответственности виновника. Ведь в ПДД устанавливают разные требования к передвижению в городе и за его пределами. Кроме того, некоторые нарушения, допущенные в Москве или Санкт-Петербурге, наказываются строже, чем в других городах.

Субъектный признак

Определяющим является управление транспортным средством. Хотя бы одна из машин – участниц ДТП должна пребывать в состоянии движения. При этом скорость имеет значение на последствие столкновения.

Вот несколько жизненных иллюстраций сказанному.

Пешеход, переходя дорогу, задевает другого гражданина и он упал, несмотря на то, что оба находились на проезжей части, это нельзя назвать происшествием, так как ни один из участников инцидента не был за рулем.

Другое дело, когда человек попадает под колеса. Тут уже все серьезно и без присутствия ГИБДД не обойтись. Наверняка потребуется вмешательство медицинской бригады.

Признак последствий

Результаты аварии разнообразны, начиная от небольшой царапины на кузове, и заканчивая смертью человека. Однако последствия могут быть и относительно безопасными.

Так, ДТП может закончиться заносом машины на дороге, который приведет к ее развороту поперек сплошной линии, при этом автомобиль и все вокруг останется целым.

Предполагается, что авария всегда оканчивается негативным результатом. Разговор идет о материальном ущербе технике, вреда здоровью человека или даже о летальном исходе.

Последний часто скоропостижно наступает у водителей вследствие инсульта или острой сердечной недостаточности. Это также является фактором, провоцирующим ДТП.

Признак динамики

Для признания факта дорожно-транспортным происшествием необходимо, чтобы как минимум одно транспортное средство перемещалось в пространстве. Так, когда проезжающий автомобиль повредил стоящий, это событие является ДТП.

Сказанное касается и падения на машину разнообразных посторонних предметов. Здесь налицо классический факт причинения вреда. Он возмещается по правилам ОСАГО и гражданского законодательства.

Нанесение вреда стоящему по соседству автомобилю посредством открывания дверей не относится к ДТП. Поэтому компенсация за вмятину или царапину выплачивается через суд или по джентльменскому соглашению сторон.

Субъективная сторона

Здесь имеется внутреннее психологическое отношение водителя к совершенному им проступку. Естественно львиная доля аварий случается неожиданно. Им способствует множество обстоятельств.

Однако происходит и так, что ДТП является плодом злого умысла. Из детективных романов, фильмов легко вспомнить случаи, когда машина сбивала человека преднамеренно. Естественно, и наказание в этом случае будет разным.

Так, если тяжкие увечья или смерть причинены неумышленно, уголовная ответственность наступает по ст. 264 УК РФ. Иначе гражданину придется отвечать по совершенно другим нормам уголовного закона  – умышленное убийство (ст. 115 УК РФ).

Причины совершения аварий

При расследовании ДТП первоочередное внимание уделяется выяснению причин. От полноты установления истины зависит многое. В первую очередь события, которые привели к столкновению, влияют на тип и меру ответственности виновника.

Причины происшествия важны для страховой компании при решении вопроса о выплате возмещения. Совсем не исключено, что в предоставлении компенсации вообще может быть отказано.

Основные причины ДТП проще всего показать в виде следующего списка. Он наиболее точно отражает существующую на сегодня картину.

Распространенные причины ДТП:

  1. Нарушение правил дорожного движения: превышение скорости, игнорирование перекрестков, проезд на красный свет или выезд на встречную полосу.
  2. Состояние водителя. Речь идет не только об алкогольном опьянении, но и о болезнях или переутомлении.
  3. Дорожная обстановка. Гололед, туман, мокрая или скользкая трасса – все это не способствует уменьшению числа аварий.
  4. Состояние транспорта, пренебрежение регулярным техосмотром.

Спровоцировать происшествие могут и неправильно установленные дорожные знаки. Сказанное касается также в полной мере и дорожной разметки.

Участники дорожно-транспортного происшествия

Они делятся на несколько групп. В первую входят водители всех транспортных средств на традиционной или электрической тяге.

Когда авария произошла с участием нескольких машин, каждый из сидевших за рулем будет иметь набор прав и обязанностей в связи с ДТП. Более того, установлению подлежит степень вины всех водителей.

Участниками происшествия являются также пассажиры. Причем речь идет не только о лицах, находившихся в общественном транспорте, но и людях в машине. При столкновениях они получают увечья разной степени серьезности.

Жизнь показывает, что нередко именно пассажиры становятся прямыми виновниками инцидента. Допустим, человек отвлекает водителя от дороги своими разговорами, что становится причиной ДТП.

Есть и такие граждане, которые стремятся взять управление транспортом в свои руки. Особенно это часто бывает тогда, когда пассажир, сидящий на переднем кресле, не рассчитал с алкоголем.

В происшествии зачастую травмируются пешеходы. Они перебегают дорогу в неположенном месте, либо же становятся жертвами лихачей на зебре. Кстати, наравне с человеком субъектом ДТП могут быть и животные. Наезд на них тоже влечет юридические последствия.

Классификация, виды ДТП

Все происходящие на дороге происшествия имеют классификацию. Она носит условный характер, поскольку не закреплена ни в одном законодательном акте. Тем не менее, градация имеет важное практическое значение.

К примеру, страховым компаниям важно определить степень вины участника, поскольку суд может вынести решение как в одну, так и другую сторону. И классификация позволяет учитывать риски.

Есть и прикладное значение. На основании статистических данных по каждому виду ДТП вносятся коррективы в порядок движения на проблемных участках. Да и производители повышают безопасность своих новых моделей.

Цели классификации происшествий:

  • выяснение причин ДТП;
  • установление степени вины участника;
  • ограничение порога компенсации материального ущерба;
  • правильное применение административной или уголовной ответственности.

На основе классификаций ДТП разрабатываются поправки к правилам дорожного движения. Помимо МВД, в обсуждениях принимают участие различные независимые экспертные группы.

Теперь пришло время подробно рассмотреть имеющиеся на сегодня классы дорожно-транспортных происшествий.

Столкновение

Нетрудно догадаться, что авария представляет собой контакт между двумя и более движущимися автомобилями. Столкновение может быть лобовым, задним, боковым и касательным.

Лобовой удар как правило, самый опасный, поскольку автомобили бьются во время движения во встречном направлении и последствия оборачиваются тяжелыми травмами или летальным исходом жертв ДТП.

Заднее столкновение происходит на загруженных дорогах и может привести к причинению материального ущерба сразу нескольким машинам. Как  правило виноват, тот, кто въехал в зад автомобиля.

Боковое и касательное столкновения с точки зрения физики во многом схожи. Они являются следствием потери концентрации водителем на нерегулируемом перекрестке или кольцевом участке. Причиной также становится превышение скорости, несоблюдение бокового интервала.

Опрокидывание

Чрезвычайно опасное ДТП, так как автомобиль способен перевернуться несколько раз в любом направлении, задев другие машины. Есть риск возгорания и взрыва бензобака.

Опрокидыванию автомобиля способствуют:

  • высокая скорость;
  • экстренное торможение;
  • занос;
  • боковой удар при ДТП;
  • резкий поворот.

Перегруз, также становится причиной катастрофы, поскольку происходит смещение центра тяжести в автомобиле и теряется львиная доля устойчивости. Кроме того, уменьшается сила трения колес с дорогой.

Опрокидывание свойственно не только легковым автомобилям. Грузовики, спецтехника также могут перевернуться, причем неожиданно.

Наезд на стоящее транспортное средство

Для многих городов достаточно типичной является картина, когда автомобили не могут разминуться на парковке. Особенно этим грешат начинающие водители. На первый план при данной форме ДТП выходит ущерб технике.

Если в стоящей машине были люди, могут пострадать и они. Тяжесть последствий зависит от места расположения потерпевших в салоне, а также от скорости, с которой двигался нарушитель.

У стоящего автомобиля может быть прицеп или же полуприцеп. Наезд на эту часть транспорта тоже относится к дорожным происшествиям. Соответственно, появляется обязанность по возмещению ущерба.

Наезд на препятствие

По пути следования машина может столкнуться с деревом, осветительным столбом, любым другим неподвижным предметом. И это событие тоже включено в разряд ДТП.

Основных причин несколько. Первой является элементарная человеческая невнимательность. Однако встречаются и объективные факторы.

К ним относятся необходимость объезда препятствия или предотвращения аварии. Так, многие водители сознательно идут на столкновение в ситуации, когда неожиданно отказали тормоза.

Свою роль могут сыграть плохая видимость или темное время суток. Ведь при сильном тумане разглядеть что-либо впереди очень тяжело.

Наезд на пешехода

Это ситуация, при которой транспорт сбил пешехода на проезжей части или тротуаре. Так уж повелось, что действует презумпция правоты пешехода, поэтому водители находятся в заведомо проигрышном положении.

И некоторые аферисты этим пользуются в корыстных целях. Когда человек сам «ныряет» под колеса, виноват все равно будет сидящий за рулем. Ведь он управляет источником повышенной опасности и отвечает за него в дополнительном объеме.

Переходящий дорогу человек рискует пострадать не только от автомобиля. Зачастую людей травмируют перевозимые предметы, грузы. Неудивительно, что рассматриваемый тип ДТП чреват административной или уголовной ответственностью.

Наезд на велосипедиста

Люди на велосипедах считаются полноценными участниками дорожного движения. И ДТП с велосипедистом, не являются редкостью. Самым частым инцидентом с его участием является, езда по дороге и пересечение пешеходного перехода не по правилам.

Много хлопот водителям доставляют велосипедисты в нетрезвом состоянии. Это и понятно, поскольку поведение такого человека на проезжей части абсолютно непредсказуемо.

Когда же велосипедист сбит, водителя может ждать не только административная, но и уголовная ответственность.

Максимальный размер административного наказания за данный вид нарушения по ч. 2 ст. 12.24 КоАП является лишение водительских прав сроком до 2 лет, либо штраф в размере 25 тысяч рублей. Эти санкции действуют при наличии среднего вреда здоровью.

Наезд на гужевой транспорт

Данный вид происшествия на практике означает столкновение транспортного средства с гужевыми повозками, которые двигаются с помощью животных. Есть и обратный вариант – контакт такой телеги с автомобилем.

Большинство таких инцидентов происходят в сельской местности. Однако модно заказывать кареты на свадьбу, прочие торжественные мероприятия. При игнорировании правил дорожного движения вероятность происшествия возрастает в разы.

В рассматриваемую разновидность ДТП входит не только столкновение с повозкой. Когда автомобиль наносит ущерб животным, это также является поводом для последующих разбирательств.

Падение пассажира

По статистике 40% данных происшествий характерно для общественного транспорта. Это происходит тогда, когда водители автобусов, маршруток резко тормозят или начинают движение, не закончив посадку или высадку пассажиров. Как следствие, человек оказывается на проезжей части.

Падение пассажира в автобусе, в каком бы транспорте оно ни происходило, результат внезапного изменения скоростного режима или направления движения.

Если данное чп  происходит при посадке или высадке пассажира на транспортное средство, которое еще не отправилось в путь, или при движении, эпизод относится к дорожно-транспортному происшествию.

Наиболее опасными считаются падения автомобилей с мостов, путепроводов. Ведь фактор высоты существенно увеличивает вероятность ДТП со смертельным исходом.

Тройное ДТП

Распространены ситуации, результатом которых является столкновение сразу нескольких транспортных средств или наезд на группу пешеходов.

При данном типе происшествия, особое внимание уделяется процедуре возмещения причиненного ущерба каждой стороне. Сразу несколько страховых компаний будут решать между собой вопрос по выплатам ОСАГО.

Предварительно наверняка последуют судебные разбирательства, где определяется мера вины каждого из участников группового ДТП. Следующим этапом станет урегулирование разногласий со страховыми компаниями. На это тоже уйдет время.

Тройные ДТП и более, являются частым явлением зимой на скользкой дороге. С целью минимизации рисков важно соблюдать безопасную дистанцию, пользоваться поворотными огнями и внимательно следить за дорогой.

Бесконтактное ДТП

Аварийные ситуации могут случиться и без физического контакта с автомобилем или пешеходом. Тем не менее, потерпевшей стороне при этом все равно будет нанесен ущерб.

Вот типичная ситуация: автомобиль выезжает на встречную полосу, а второй водитель для предотвращения столкновения выворачивает руль в сторону, вылетает с трассы и врезается в препятствие.

Когда впереди идущий автомобиль роняет груз на транспорт, следовавший за ним, то это также относится к данному типу аварий. Здесь проверяется правильность крепления груза и выявляются условия, способствовавшие его падению.

Может статься так, что идущий впереди транспорт цепляет дерево, столб, дорожный знак, иные объекты и это приводит к их падению на другие машины. Это также является бесконтактным ДТП. Подтвердить факт способна съемка с видеорегистратора.

Иной вид ДТП

Нетрудно догадаться, что сюда входят те инциденты, которые не были охвачены предыдущими подпунктами. В качестве примера можно привести следующую ситуацию.

С впереди движущегося транспорта, отваливается колесо или груз вследствие слабого крепления. В результате ущерб наносится как другим машинам, так и пешеходам.

Зачастую следствием происшествия являются ямы на дорогах. Попадание в них оборачивается различными повреждениями для автомобиля. И они тоже входят в категорию дорожных происшествий.

Наконец, к рассматриваемой группе относятся столкновения с дикими животными. Ведь юридически, да и с точки зрения логики их нельзя считать пешеходами. Но ответственность все равно не исключена, штраф за сбитого лося составляет крупную сумму.

Страхование

Можно сказать, что водитель и страховка “неотделимы”. Другое дело, что она бывает обязательной и добровольной. В частности, полис ОСАГО обязан иметь каждый, садящийся за руль.

Теперь есть возможность его оформить как в бумажном, так или электронном виде. Именно за счет автогражданки покрывается вред, причиненный имуществу, здоровью третьих лиц вследствие аварии. На моральные страдания договор страхования не распространяется.

Когда речь заходит об увечьях, максимальный порог возмещения составляет полмиллиона рублей. Это сумма выплачивается родственникам погибших, а также гражданам, ставшим инвалидами первой группы. Для детей при назначении выплат в 500 тысяч категория инвалидности не учитывается.

В случае с ущербом транспорту максимальная величина выплаты составляет 400 000 рублей. Приоритет перед финансовой компенсацией имеет натуральное возмещение – ремонт автомобиля по ОСАГО.

Однако есть и несколько случаев, когда все же можно рассчитывать на деньги. В их число входит и такой характер повреждений, при которых машина не подлежит восстановлению.

КАСКО при ДТП  – вид страховки, оформляемый на добровольных началах. Ее предметом являются и неприятности, которые могут произойти с транспортным средством. Так, часто страхуют машину от угона или порчи со стороны вандалов, а также тотальной гибели.

В перечень страховых случаев входят:

  • ущерб автомобилю, причиненный лично водителем;
  • падение посторонних предметов;
  • повреждение стекла и краски автомобиля.

Если сгорел автомобиль деньги также выплатят.

Водитель имеет полное право на две страховки одновременно. Однако в после ДТП нельзя получить возмещение сразу по ОСАГО и КАСКО. В противном случае это считается разновидностью мошенничества, которое уголовно наказуемо.

Ответственность

Она может быть материальной, административной или уголовной. Значительную роль в определении вида наказания играют состояние водителя и наступившие в итоге последствия. Часто ситуацию усугубляет оставление места ДТП, в нарушение правил дорожного движения.

Во многих случаях финансовая ответственность применяется в совокупности с административной или уголовной.

Имущественная составляющая подразумевает возмещение ущерба, нанесенного транспорту или здоровью человека. Значительная часть денег в порядке компенсации выплачивается по ОСАГО. При недостаточности средств, а также в случае с моральным вредом, предъявляют иск к виновнику дорожного происшествия.

Но существует одна особенность. Автомобиль рассматривается как источник повышенной опасности.

Поэтому в соответствии со ст. 1079 ГК РФ гражданско-правовую ответственность в форме возмещения вреда несет собственник. То есть, если в ДТП виноват автомобиль, принадлежащий предприятию, компенсацию пострадавшим будет выплачивать именно организация.

Виды административных наказаний за ДТП:

  • штраф;
  • лишение прав;
  • арест.

В случае серьезной аварии в отношении водителя задействуют сразу несколько статей, входящих в Главу 12 КоАП РФ. Отдельно используются нормы за нарушение ПДД.

Кроме того, когда имел еще место легкий или средний вред здоровью потерпевшего, санкции к автолюбителю применяются по соответствующей части ст. 12.24 КоАП.

Что же касается уголовного преследования, основной для водителя является ст. 264 УК РФ. Она используется при тяжких телесных повреждениях или наступившем летальном исходе. При этом если в отношении находившегося за рулем идет административное производство, оно подлежит закрытию.

Отягчающие ответственность обстоятельства:

  • нахождение под влиянием алкоголя, наркотиков или недозволенных препаратов;
  • оставление территории происшествия;
  • гибель двух и более людей.

Кстати в УК есть ст. 264.1, наказывающая нетрезвых водителей для которых еще не истек срок давности за прошлую аналогичную провинность. При этом наличие или отсутствие ДТП значения не имеет.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.