Если въехал в машину сзади кто виноват? Дорожно-транспортное происшествие – весьма неприятный случай на дороге. Обычно субъектов аварии двое – виновник, который совершил столкновение и пострадавший. Адвокатская практика указывает на то, что когда водитель въехал в зад автомобиля, не всегда есть его вина.
Чаще всего при ДТП не все граждане понимают нюансы возникшего события и всегда паникуют. Кроме того, соглашаются с выводами инспектора ГИБДД при разборе ДТП и определении виновника происшествия.
Статья призвана объяснить все правовые тонкости и специфику этого вида аварии, обозначить, какие могут быть причины ее возникновения, всегда ли является виноватым водитель, который въехал в задний бампер. Ознакомившись с материалом, читатель будет знать как вести на дороге и как избежать неприятностей.
Что говорит ПДД, если при ДТП догнал автомобиль
Накопленный опыт российских автоюристов, занимающихся рассмотрения ситуаций связанных с нарушениями ПДД, указывает, что не стоит делать поспешных решений (когда произошел подобный случай) и сразу признавать свою вину и погашать причиненный ущерб.
Для начала дадим определение ПДД – это нормативно-правовой документ призванный регулировать не только перемещение транспортных средств, но разрешать все спорные моменты, которые могут возникнуть при дорожном происшествии между водителями.
Для каждого конкретного случая в этом своде правил есть соответствующая формулировка, какие действия следует предпринять в той или иной нештатной ситуации.
Чтобы не столкнуться с впереди едущей машиной следует придерживаться требований и рекомендаций, которые прописаны в Правилах.
Информация к размышлению
Обратимся к разделу № 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» пункт 9.10: «…управляющий автомобилем человек должен соблюдать такую безопасную дистанцию по отношению к впереди едущему ТС, чтобы при экстренном торможении удалось избежать столкновения с ним. Это же относится и к боковому интервалу».
Суть этого постулата – когда едешь по дороге, расстояние до впереди идущего автомобиля, должно быть таким, что если он начнет тормозить, то у водителя сзади была возможность вовремя снизить скорость.
Остановить любой автотранспорт, мгновенно нажав на педаль невозможно. Это достижимо если он врежется в препятствие (дерево, стена). Поэтому соблюдение определенной ПДД дистанции при вождении – важнейший фактор безопасного движения, как в городе, так и за его пределами.
Пункт 1 раздела 10 Правил говорит, с какой скоростью можно ехать по дороге, “… двигаться транспортное средство должно в таком режиме, который установлен на данном участке, при этом обязательно учитываются погодные условия, загруженность трассы, технической состояние машины, видимость и масса и характер перевозимого груза”.
Выбранная скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянно контролировать складывающуюся вокруг обстановку, чтобы при возникновении риска совершения ДТП он мог ее снизить или прекратить движение, предотвратив столкновение.
Поэтому когда на загородном шоссе или перекрестке в городе одному из автомобилей въехали в зад и нужно определить кто виноват, прежде всего, необходимо внимательно изучить случившееся, исходя из норм, прописанных в Правилах, с учетом всех объективных и субъективных причин.
Случаи, когда водитель сзади не виноват
ДТП паровозик кто виноват? В жизни случаются ситуации, когда при столкновении, въехавший в задний бампер машины автолюбитель будет признан не виновным.
На это могут повлиять несколько факторов, но прежде всего, это действия водителя едущего впереди, которые должны быть учтены.
Обозначить, в каком случае при ДТП паровозик водитель сзади не виноват.
Можно выделить ситуации:
- Впереди идущий автомобиль резко прекратил движение в силу возникших непредвиденных обстоятельств (совершил наезд на препятствие или иное транспортное средство).
- Въехавшего в зад самого сначала ударили.
- Групповое столкновение.
Разберем каждый из обозначенных случаев более подробно, чтобы на практике не совершать ошибок. Первое что следует делать – это не паниковать и трезво все оценить.
Хорошо когда в салоне работала камера (видеорегистратор), которая может прояснить процесс разбирательства и ускорит выявление виновного.
Наезд на впереди идущий автомобиль
Это одна из самых часто встречающихся ситуаций, разберем ее подробно. В соответствии с п. 9.10 ПДД РФ водитель должен всегда придерживаться безопасной дистанции, чтобы в случае резкого торможения, удалось избежать аварии.
Что представляет собой это понятие и как его трактует специализированная научная литература и справочники?
Это расстояние между машинами, передвигающимися по дороге с примерно одинаковыми скоростями в одном направлении, которое позволяет водителю, движущемуся сзади, не осуществить столкновение с иным автомобилем в случае его резкой остановки.
При езде все будут пользоваться штатной системой торможения, которая не может (в силу множества факторов) мгновенно остановить транспорт.
Однако если впереди следующая иномарка или грузовик врезается в препятствие, ограждение, инфраструктурное сооружение, другого водителя, то он мгновенно останавливается и не может продолжать движение.
Двигающаяся сзади машина (управляющий ей человек) видит перед собой внезапно остановившийся транспорт, из-за возникшей аварии предпринимает маневр или снижает скорость, чтобы не допустить столкновения.
Однако чаще всего тормозная система не может ежесекундно среагировать и происходит удар в задний бампер. При этом, водитель не будет признан виновным, так как не смог по объективным причинам внезапно прекратить движение.
Данный факт указывает на отсутствие вины и в большинстве случаев не будет привлечения к административной ответственности.
Въехавшего в зад самого сначала ударили сзади
Чтобы понять эту ситуацию, необходимо рассмотреть ее на конкретном примере.
По трассе двигались три авто, в одном направлении. Первый из них, перед тем как совершить маневр притормаживает, второй, соблюдая безопасное расстояние, жмет на педаль тормоза, снижая скорость, чтобы избежать аварии.
В этот момент третий участник на своей машине неожиданно врезался в бампер «второго водителя». Посредством удара его автомобиль выносит вперед, и он бьется в первое транспортное средство.
Разбирая этот эпизод можно констатировать следующее: на лицо присутствует одно дорожно-транспортное происшествие виновником, которого является владелец третьей машины, так как не соблюдал дистанцию.
Раз второй участник ДТП соблюдал безопасную дистанцию в соответствии с ПДД, он не мог бы врезаться в первого, без воздействия на него удара виновника аварии.
Ведь именно он спровоцировал столкновение. Третий водитель не соблюдал требование действующих нормативных документов и совершил ДТП, которое стало причиной повреждения еще двух машин.
Если во въехавшего в зад ударили потом
Здесь не все однозначно трактуется, поэтому рассмотрим этот случай исходя из имеющейся юридической практики.
Первый водитель притормаживает, а второй не соблюдая дистанцию врезается в него. Следующий сзади автомобиль ударяет соответственно впереди идущего, так как находящееся транспортное средство перед ним резко прекратило движение.
Фактически на лицо групповое столкновение трех участников движения. Как разобраться в такой неординарной и сложной на первый взгляд ситуации?
На лицо вина второго водителя, так как он не соблюдал ПДД – не учел безопасный промежуток пути до впереди идущего автомобиля. Третий шофер не мог за 1-2 секунды остановиться, так как впереди произошла авария, и возникло неожиданное препятствие.
Тогда по итогу вина будет признана за вторым участником группового столкновения.
Однако виновен, может оказаться и третий участник ДТП. Степень его ответственности может возникнуть от ряда факторов, которые могут повлиять на итоговое решение.
К таким обстоятельствам относятся:
- каков промежуток времени между первым и вторым столкновением;
- была ли безопасная дистанция между последними двумя машинами;
- учтены погодные условия и скорость всех участников;
- отвлекался ли в процессе вождения третий автолюбитель;
- есть ли записи видеорегистраторов.
Проведение всех необходимых экспертиз на месте происшествия, досконально ответит на возникшие вопросы после совершения такого вида аварии. Учитывая все субъективные и объективные факторы можно точно восстановить картину ДТП.
Когда виноват впереди идущий автомобиль
Бывают нередко и такие происшествия на дорогах. Часто впереди идущий или стоящее ТС может спровоцировать серьезную аварию, нередко с очень тяжелыми последствиями.
Это может произойти в следующих случаях:
- Водитель двигался задним ходом и врезалось в едущий автомобиль.
- Произошел неправильный маневр машины (автоподстава).
- ТС находилось в неположенном месте на трассе, и плохо просматривалось из-за ограниченной видимости другими участникам движения.
Практически во всех перечисленных случаях виноватым будет впереди двигающийся автомобиль. Однако каждый из этих случаев рассмотрим более подробно, обратившись к действующему законодательству, регламентирующему данный вид правонарушений.
Передний двигался задом
Правила дорожного движения конкретно говорят, что такой маневр относится к категории сложных, и требует профессиональных навыков вождения и повышенной внимательности водителя.
Пункт 8.12 раздела № 8 ПДД указывает, что ехать задним ходом, при условии, что машина не создает помех для иных участников и не влияет на их движение и маневрирование.
Однако Правила дают формулировку, когда это запрещено. Так нельзя сдавать задом на перекрестках. Кроме того, такой маневр нельзя делать в местах, где запрещен разворот.
В соответствии с п. 8.11 ПДД РФ, это запрещается:
- На пешеходных переходах.
- На перекрестках и мостах.
- В тоннеле и автомагистрали.
- На железнодорожных переездах и на остановках.
- На эстакадах и путепроводах.
- Где видимость на дороге составляет меньше 100 метров.
Поэтому если автомобиль сдавал назад и ударил машину, виновником будет признан тот, кто нарушал правила дорожного движения.
Обратите внимание! При движении задом нужно контролировать ситуацию, быть предельно внимательным, двигаться с очень низкой скоростью, при необходимости включить аварийные огни или сигналить.
Автоподстава
Это не редкость на современной российской дороге. Поэтому находясь за рулем нужно быть предельно внимательным.
Лучшим спасением от неприятности будет запись видеорегистратора и вызов представителей ГИБДД. В таких ситуациях всегда есть основания подозревать преступный сговор злоумышленников, ведь на дороге орудует не одна банда мошенников.
В таких ситуациях, главное не теряться и не идти на их уговоры. А если они начинают «прессовать», необходимо вызывать полицию и писать заявление.
Типичным случаем аварии на дороге, является когда водитель резко подрезает автомобиль, и подставляет зад. Вследствие чего происходит столкновение. Здесь единственным спасением будет видеорегистратор и свидетели ДТП.
ТС стояло в неположенном месте
Имеется в виду, когда его припарковали там, где запрещено останавливаться, так как оно создает помехи другому транспорту. Это могут быть обочины узких дорог, трамвайные пути.
Например, большегрузный грузовик находится в зоне с ограниченной видимостью.
При совершении такого столкновении со стоящим транспортным средством зоне с ограниченной видимостью не редкость. Часто водитель в последний момент не усматривает перед собой препятствие.
Поэтому виновным будет признан тот, кто оставил на обочине свой внедорожник или автобус, который послужил причиной аварийной ситуации.
Может ли задний водитель не виноват, если передний тормозил без причины
Экстренное торможение это одно из разрешенных действий Правилами, призванных предотвратить возможное ДТП (п. 10.5 ПДД).
Однако запрещено совершать резкое торможение непреднамеренно на дороге, так как это может ввести в заблуждение или угрожать безопасности иных участников движения. Говоря простым языком – резко притормаживать можно только в экстренных случаях.
В рассматриваемой ситуации, если первый водитель тормозил без причины, он будет признан виновным, при условии доказанности нарушения с его стороны.
Второй участник ДТП, въехавший в его бампер, также будет привлечен к административной ответственности, так как не соблюдал безопасную дистанцию при движении.
Поэтому когда водитель врезался в бампер другой машины, применившей экстренное торможение, по причине предотвращения аварии, то виновником будет признан второй участник столкновения, который не соблюдает необходимое расстояние.
При этом первому водителю необходимо доказать то, что ДТП действительно могло случиться и он резко снизил скорость или остановился.
Что делать, если признают виновным
Такое нередко случается на российских дорогах. Сотрудники полиции могут халатно и однобоко подойти к исполнению своих служебных обязанностей и не до конца разобравшись, наложить штраф за несоблюдение дистанции на водителя, въехавшего в задний бампер впереди движущегося авто. Не все граждане понимают, что делать в этом случае.
Необходимо максимально подробно объяснить все, что произошло, привести факты и показания свидетелей.
Запись видеорегистратора, несомненно, поможет прояснить ситуацию. Если данные изложенные в протоколе не соответствуют действительности можно сделать пометки при его подписании, ссылаясь на недоказанность вины.
Когда это не действует и инспектор вынес постановление о привлечении к административной ответственности или выписал квитанцию об уплате штрафа необходимо в течение 10 дней написать жалобу в городской или районный суд, где оспорить это решение.
Суд, начав разбирательство, обычно разрешит спорный случай. Если на лицо некомпетентное выполнение своих функциональных обязанностей сотрудниками ГИБДД – можно пожаловаться в УСБ МВД РФ или подать заявление в Прокуратуру.
Советы новичкам – если въехали в зад
Прежде всего, никому не желаем попадать в такую неприятную ситуацию. При условии, что она произошла, рекомендуем запомнить наши несколько советов. Они помогут разрешить все возникшие спорные моменты на дороге.
Что нужно сделать, 5 полезных рекомендаций:
- Оценить ситуацию и вызвать немедленно сотрудников полиции.
- Обязательно представить записи видеорегистратора, если они есть для доказывания своей невиновности.
- Собрать максимально подробно показания свидетелей.
- Если выводы сотрудников ГИБДД неправомерные, обратится с жалобой в Прокуратуру или Суд.
- Нанять грамотного адвоката специализирующегося по данному виду административных дел.
Необходимо вести себя уверенно и осознавать, что впереди следовавшая машина сама спровоцировала аварию и оснований для неправомерного наказания быть не должно.
При этом советует в любом случае придерживаться безопасной дистанции на дороге, не сдавать задним ходом в запрещенных местах и не превышать скорость. Ну и, конечно, следить за функционированием тормозной системы и общим техническим состоянием автомобиля.
Автор: Татьяна Викторовна Косых, источник avt-yurist.ru.
Здравствуй, скажите пожалуйста на меня со встречной полосы вылетел автомобиль, которого сзади ударил другой, как меня могут в чем то обвинить? Спасибо!
Здравствуйте, Влад. А вас обвиняют? По сути если автомобиль, который столкнулся с вами, вылетел на встречку от удара сзади вашей вины нет.
Добрый день! Попала в ДТП. В заторе, при наборе скорости, впереди стоящий автомобиль резко остановился, так как впереди него тоже резко остановился газель. В результате этого я уже затормозила, но остановиться мгновенно не получилось, ударила впереди себя автомобиль. ДПС сразу написали определение в отказе административного нарушения, ноя все равно виновник. Страховая мне в выплате отказала. Можно ли как-то доказать невозможность избежать столкновения, ввиду резкой остановки переднего авто?
Здравствуйте. В этой ситуации маловероятно что то доказать.
Здравствуйте. Выезжая с перекрестка, при этом убедившись, что крайняя правая полоса свободна, мне въехали в зад (сразу за границей перекрестка). Въехавший в меня автомобиль двигался со скоростью явно превышающей скорость потока. Инспекторы утверждают, что я не пропустил его, хотя я и моя жена ехавшая со мной абсолютно уверены, что при выезде полоса была свободна. Что делать?
Здравствуйте, Виктор. Нужно изучь материалы дела о ДТП, схему, показания второго участника, свидетелей, если они были. Так сложно сказать.
Добрый вечер! Сегодня в час пик на оживленном перекрестке в меня сзади въехал автомобиль, задев правую сторону заднего бампера. Так как девушка за рулем того автомобиля, который не успел затормозить признала вину и предложила освободить проезжую часть дороги на ближайшую автостоянку.
Там мы составили схему, указав автодорогу, разделительные полосы, привязали к близлежащему дому, указав расположение автомобилей в момент ДТП и направление движения. Затем подписали, указав какой где автомобиль и его гос. номер.
Проехали в отделение ГИБДД, написали объяснительную и когда после этого нужно было проехать на смотровую стоянку ГИБДД, виновница уехала! Мы конечно сделали фото на месте дтп, но зарегистрировать нас должны были именно на стоянке. Нам в ГИБДД велели явиться к дознавателю, а виновный тем временем скроет следы на своем авто. Можем ли мы рассчитывать, что решение будет принято в нашу пользу? И наши дальнейшие действия?
Здравствуйте, Роман. Судя по информации, которую вы предоставили, поводов для беспокойства нет. Главное не забудьте уведомить страховую компанию. Надеюсь номер полиса ОСАГО виновницы вы внесли в извещение о ДТП.
Здравствуйте! При ДТП между двумя автомобилями удар пришёлся моим передним крылом в правый угол заднего бампера впереди идущего автомобиля. На видео, которое смогли достать сотрудники полиции не видно, как впереди идущий автомобиль подрезал меня, и начал резко тормозить спустя секунды 3 после первого маневра. Также не видно самого момента ДТП на видел, так как деревья преграждают обзор. Можно ли такое видео считать доказательством при разборе ДТП?
Обращаюсь к Вам с просьбой.
10.12.20 в 20: 08 часов , от Новоизмайловского проспекта в сторону Кубинской улицы у д. 1 по улице БАССЕЙНОЙ произошло ДТП с участием водителя субару и вольцваген гольф! Я убедившись в безопасности маневра начал разворот вне перекрёстка, в итоге чего мне в задний бампер прилетает водитель субару, он утверждает что он не виноват как быть? Если есть свидетели данного происшествия пожалуйста отзовитесь, либо запись с видео регистратора, в безопасный город звонил сказали что на этом участке дороги нет камеры! Всем большое спасибо за ответ и поддержку!
Здравствуйте, совершая разворот в положенном месте и его завершая, я остановилась перед стоящей машиной, задняя машина, шла на скорости и не успела затормозить въехав мне в бампер задний справа. вызвали, авто инспектора. Он заявил, что вина моя, так как не важно что я остановилась и не двигалась, главное я не до конца совершила маневр. Так ли это?