Что значит претензионный порядок по ОСАГО? В законодательство, регулирующее вопросы автогражданки в июле 2014 года внесены изменения, касающиеся обязательного порядка урегулирования спора в досудебном порядке между потерпевшим в ДТП и страховщиком.
Возникновение конфликтной ситуации между сторонами может быть связано с неудовлетворенностью суммой выплаты по ОСАГО страховой компанией, либо некачественным ремонтом. Ранее в такой ситуации, лицо смело могло идти в суд.
Но сейчас, если страховой случай произошел после 1 сентября 2014 года, пока не будет соблюдено досудебное урегулирование споров по ОСАГО, не может быть и речи о рассмотрении спора напрямую судом. Суд на законных основаниях будет отказывать в принятии заявления, пока не будет подана претензия в страховую.
Досудебное урегулирование страховых споров по ОСАГО
Данное новшество представляется вполне удачным и своевременным, так как с начала введения обязательного автострахования, суды были завалены делами по возмещению страховых выплат.
Теперь с введением штрафов в отношении недобросовестных страховщиков, занижающих страховые выплаты, вполне целесообразно вести досудебные переговоры и урегулировать страховые споры по выплатам.
При возникновении ДТП, потерпевшая сторона обращается к своему страховщику за компенсацией вреда, причиненного имуществу, жизни или здоровью. Страховщик в свою очередь проводит оценку причиненного вреда и в соответствии с действующими расценками производит страховую выплату.
Если гражданин, усомнился или считает, что сумма выплаты меньше, чем причиненный ущерб, то возникает спорная ситуация, которую необходимо разрешить между сторонами. На этом этапе важным является соблюдение процессуальных сроков для направления претензии.
В законе об ОСАГО в п. 21 ст. 12 отмечено, что гражданин может направить претензию в страховую в следующие сроки:
- В тот день, когда лицо узнало или должно было узнать о решении страховщика в отказе совершения страхового возмещения.
- Со дня, когда лицо получило возмещение не в полном объеме.
- На следующий день по истечении двадцати дней, истекших со дня направления заявления по выплате. В эти двадцать дней не подлежат включению нерабочие и праздничные дни, указанные в трудовом законодательстве. Это очень актуально, например, после новогодних праздников.
После выяснения вопроса о сроках обращения, гражданину необходимо подготовить претензию, которую нужно направить в страховую компанию по адресу, указанному в полисе ОСАГО.
Это может быть адрес нахождения страховщика или его представителя в данном регионе. Помимо претензии, необходимо подготовить пакет документов, обосновывающих неправомерность действий страховщика.
Составление претензии в страховую компанию
Претензионная работа – дело квалифицированных специалистов, занимающихся этим на протяжении длительного времени и имеющих опыт в урегулировании споров по ОСАГО. Если водитель не достаточно грамотен в юридических вопросах и не имеет познания в ведении претензионной работы, то может пригодиться следующая информация.
Для написания претензии в страховую, необходимо придерживаться грамотного изложения со ссылкой на нормативные источники. Текст письма не стоит перегружать длинными предложениями, с деепричастными оборотами. Излагайте суть проблемы, так как она есть.
А именно, начинать нужно с указанием фактов обращения к страховщику за выплатой по ДТП. Далее отмечаете день, в который была произведена выплата с указанием суммы.
Соответственно с выплаченной суммой Вы не согласны. Свое несогласие нужно подтвердить фактами. Таковыми будут сведения независимой экспертизы.
Вы описываете процедуру обращения к экспертам и заключение с указанием суммы, соответствующей обстоятельствам причиненного вреда. Основываясь на независимой оценке и руководствуясь нормами закона ОСАГО (ст. 16.1) просите в законные сроки, которые составляют пять рабочих дней, выполнить ряд условий.
Требованиями может быть следующее:
- Выплата разницы в сумме по страховому возмещению и заключением эксперта, например, сумма страховой 10000 рублей, реальная оценка по экспертизе – 50000 рублей. Соответственно, нужно требовать к выплате 40000 рублей.
- Оплата услуг на проведение независимой оценки.
Дальнейшие действия – ждать ответ на обращение. Ответом может быть отказ, игнорирование или неисполнение требований в полном объеме. После этого можно смело идти в суд.
На руках у Вас будет пакет доказательств, подтверждающий соблюдения претензионного порядка. А чтобы были соответствующие документы, нужно иметь экземпляр претензии с отметкой о принятии, либо почтовое уведомление о вручении с описью вложения.
Обращаясь в суд, можно дополнить сумму взыскания стоимостью услуг юриста, а также поставить перед судом вопроса о неустойке в один процент за каждый день просрочки от суммы страхового возмещения помимо той, которая уже была выплачена.
Кроме того автовладелец имеете право требовать уплаты штрафа 50% от размера сумм возмещения.
Документы, прилагаемые к претензии
Важной особенностью ведения претензионной работы и обращения в суд, является четкое соблюдение правил по прилагаемым документам.
Чтобы претензия имела успех, необходимо заострить внимание на следующих документах, которые нужно приложить:
- Документы, удостоверяющие личность лица, направляющего претензию, если это представитель, что нотариальную доверенность.
- Документы о собственности на автомобиль.
- Справка с места ДТП, оформленную сотрудниками ДПС.
- Процессуальные документы об административном правонарушении (постановления).
- Медицинские заключения о причиненном вреде здоровья, справки, квитанции в ходе лечения.
- Заключение (акт) по независимой экспертизе.
- Квитанция об оплате услуг за экспертную оценку.
- Банковские реквизиты, на которые должны поступить средства от страховщика.
Если ДТП оформлялось без сотрудников ДПС, то нужно приложить правильно оформленное извещение о ДТП. Представленные ранее документы повторно можно не направлять страховщику. Но если претензия была проигнорирована. Весь пакет документов прилагается к исковому в суд.