Когда произошло ДТП, в большинстве случаев ущерб покрывается за счет страховых выплат по ОСАГО. Однако часто они совершаются с большими задержками.

Можно ли в данной ситуации применить санкции к страховщику по ОСАГО и КАСКО? Применим ли штраф по закону о защите прав потребителей в случае неудовлетворения требований собственника автомобиля о возмещении ущерба в полном объеме?

В какую страховую обращаться? Разберемся в этой ситуации и дадим исчерпывающие ответы на эти вопросы.

В какие сроки должна быть выплачена страховка

По законодательству об ОСАГО на перечисление возмещения отводится 20 календарных дней с момента предоставления в организации всех документов пострадавшей стороной.

За этот период должен быть сделан полагающейся по закону платеж или предоставлены письменные аргументированные возражения на заявленные требования потерпевшего в ДТП.

Если деньги, собственнику автомобиля не перечислены, то следующим шагом должно быть направление претензии страховой, на рассмотрение которой отводится 5 дней.

Это нужно сделать обязательно, поскольку без доказательств направления претензии суд просто не примет к своему производству исковое заявление.

Какая ответственность ждет страховую компанию

Для многих пострадавших страховка является единственным способом возместить полученный вред. Ведь речь может идти не только об имуществе, но и здоровье. Поэтому за просрочку выплат законодательство устанавливает серьёзные санкции.

Прежде всего, обратимся к законодательству по ОСАГО. Им установлено, что за необоснованный отказ от предоставления выплат или совершение их в неполном объёме взимается пеня в сумме 1% от суммы долга (естественно, за каждый день просрочки).

Кстати, своя неустойка существует и с задержкой в предоставлении письменного отказа. Её величина равна половине процента.

Однако отношения в сфере страхования регулируются и законодательством о защите прав потребителей. И здесь также установлен свой штраф со страховой компании.

Смысл заключается в том, что если она откажется провести выплаты добровольно и суд полностью удовлетворит требования истца, в его пользу дополнительно взыскивается штраф 50 % от присужденной суммы.

Не нужно забывать и о том, что несвоевременное предоставление страховки является поводом для того, чтобы взыскать и моральный вред. Однако для этого его необходимо обосновать надлежащими доказательствами.

Взыскание санкций

Опираясь на изложенное добавим, что в иске можно одновременно заявить страховое возмещение, неустойку, штраф по осаго 50 процентов, а также моральный вред. При этом, поскольку обращение в суд напрямую касается прав потребителей, то госпошлина не оплачивается.

Что же касается практики взыскания штрафа за нарушение прав потребителей, то в январе 2016 года Верховный Суд вынес решение по одному из интересных дел.

В рамках этого спора фирма выплатила возмещение после подачи иска в суд, но до вынесения решения. В этом случае Верховный Суд посчитал, что всё равно должны быть взысканы штрафные санкции в сумме 50%.

Его позиция сводится к тому, что в данном случае не было добровольного удовлетворения требований потребителя, поскольку с его стороны последовало обращение в суд. При этом уплаты штрафа страховое агентство может избежать только в том случае, если истец добровольно откажется от своих требований.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.