Категория грузов, относящаяся к опасным, регулируется особыми требованиями. Основа – Постановление Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г. с изм. от 16.03.2018 г. и ДОПОГ 2017 года, ставший актуальным в России с 01.01.2018 г.

Согласно им, для осуществления перевозок опасных грузов (ОГ) требуется лицензия и выполнение требований для ее получения и соблюдения при осуществлении деятельности. Одним из них является маркировка.

Что это означает

Любой груз, его упаковка, транспорт, выполняющий транспортировку, должны иметь маркировку. Она говорит о виде внутреннего содержимого и классе опасности. Цель – информированность окружающих.

Система обозначений позволяет:

  • обратить внимание всех участников движения, включая пешеходов, к опасному транспортному средству (ТС). Это требуется для аккуратного и осторожного проезда, выполнения сложных маневров вблизи такого автомобиля, ограничение определенных действий (не курить, не жечь огонь);
  • оповещать контролирующие органы о проезде ОГ;
  • информировать МЧС о категории перевозимых веществ в случае ликвидации аварии.

Система оповещения состоит из таких элементов:

  1. Информационных карточек. Они дают возможность выполнять нужные действия в экстренных ситуациях службам экстренного реагирования.
  2. Информационные таблички. Ставятся спереди и сзади ТС.
  3. Аварийные карточки для спланированного порядка действий при аварии.
  4. Опознавательные надписи, краска для автомобилей, задействованных на доставке ОГ.

Табличка с обозначениями разрабатывается в соответствии с характеристикой каждого вида груза и мер предосторожности, которые требуются для него. Как правило – это визуальная цветная картинка, дополненная цифровыми и буквенными обозначениями.

Каждый из символов соответствует перечню определенных действий. Аббревиатура «КЭМ» означает Код Экстренных Мер, который и определяет вышеуказанные требования.

КЭМ необходим:

  • для правильного устранения последствий аварий;
  • определения причин аварии.

Примером возможных последствий является тушение водой калия либо натрия. Их взаимодействие может спровоцировать возгорание, как следствие, масштабный пожар. Причиной этого может послужить отсутствие нужной таблички.

Подобная ситуация возникает при поливе водой нефтепродуктов, так как молекулы Н2О при соприкосновении приводят к разбрызгиванию и поражению нефтепродуктами большой территории.

Когда и где применяется

КЭМ наносят не только на автотранспорт, авиа, морской или жд, на время перевозки ОГ, но и на период его хранения. Если дополнительная упаковка снимается, то обозначения должны быть перенесены на груз или другую его упаковку.

Таким образом, основными местами крепления обозначений являются:

  • тара;
  • контейнер, вагон, кузов автомобиля;
  • информационная табличка ТС;
  • аварийная карточка;
  • информационная карточка.

Для контейнеров, тары используются маленькие таблички. Их размер может быть разным, что зависит от габаритов основы. Основное требование уделено видимости на дальние расстояния, включая ночное время.

Таблички должны производиться по определенным требованиям. Их несоблюдение может привести к аннуляции лицензии, штрафам.

Подобная ситуация и с аварийными карточками. На них указывается:

  • КЭМ;
  • название ОГ;
  • физические свойства: температура плавления, кипения, плотность, летучесть, способность к растворению;
  • степень пожаро- и взрывоопасности;
  • влияние на живые организмы: токсическое действие, повреждения для кожи;
  • необходимые действия на помощь пострадавшим;
  • способы ликвидации возгорания, других влияний;
  • перечень защитных средств, эффективных при чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Важно! На документе обязательно наличие подписи руководителя организации и печати.

Технические требования к оформлению и применению на транспорте

Требования к знакам оповещения, прикрепляемым к автотранспорту, стандартны.

Необходимые условия для карточек:

  1. Характеристика бумаги: плотная.
  2. Размер: 130 * 60 мм.
  3. С лицевой стороны указывается информация о содержимом тары, расшифровка кодов, другая обязательная информация.
  4. С внутренней стороны пишется пояснение всех знаков в соответствии с ГОСТ 19433-88. 

Важно! Использование нескольких вариантов документов, размещенных в разных местах, позволяет в аварийной ситуации быстрее определить необходимый порядок действий, не тратя время на нахождение одного.

Расшифровка

Основа КЭМ – набор цифр, букв. Расставляться они могут в любой последовательности. Более подробную информацию представим в виде табличной информации.

Таблица 1. Расшифровка цифр в коде экстренных мер.

 Цифра  Пояснение по тушению возгорания
 1  Использовать сухие средства. Вода запрещена
 2  Применять струю воды
 3  Применять несколько струй воды с распылителей, одна недопустима
 4  Эффективны растворы с хладонами, пена
 5  Недопустимо попадание веществ в водоемы, стоки
 6  Запрещено использовать пену

Написание 2 цифр указывает на возможность применения только тех методов, которые их означают. В таком случае требуется особая осторожность.

Буквенная часть в надписях определяет степень защиты, которую следует соблюсти во время ликвидации пожара или других аварийных ситуаций.

Таблица 2. Буквенные обозначения КЭМ.

 Буква  Пояснение
 «Д»  Обязательно использовать дыхательный аппарат и защитные перчатки на руки
 «П»  Перчатки и приспособления для защиты органов дыхания применять только при пожаре
 «К»  Сотрудникам, устраняющим последствия аварии важно быть укомплектованными защитной спецформой, средствами для защиты органов дыхания
 «Э»  В случае чрезвычайной ситуации выполнить эвакуацию людей

В качестве примера рассмотрим запись для транспортировки газового бензина «345 Д». Исходя из расшифровки, следует заключить, что при возгорании разрешено использование воды из распылителя, пены, охлаждающих веществ.

При этом нужно сделать все возможное для предотвращения попадания опасной среды в грунт, воду.

Важно! Работать сотрудники экстренных служб должны только в перчатках, дыхательных защитных средствах, исключая вдыхание вредных паров.

Информационная карточка нового образца при перевозке опасных грузов

Оповещающие таблички об экстренных мерах (СИО) обязательны для всех транспортных средств, задействованных в перевозке ОГ. В 2020 году требования к ним соответствуют ДОПОГ 2017 года.

Так, в аварийной карточке системы информации об опасности указывается:

  • полная информация о грузе;
  • вариантах его названия и кодах;
  • помещается информация о физических свойствах;
  • отображаемые рисунки;
  • вред, который может быть причинен;
  • воспламеняемость.

В зависимости от количества ТС, которые едут одновременно, может оформляться:

  • индивидуальная карта в соответствии с видом груза;
  • групповая, если едет несколько грузов с веществами, схожими по свойствам.

Заполняется информационная карточка нового образца аналогично старой, организацией, производящей ОГ по стандартной форме и прилагается к путевому листу водителя.

С другой стороны листа описываются способы борьбы, меры предосторожности, которые следует выполнять в экстренных ситуациях.

Также обратная сторона информационной карточки должна содержать пиктограммы, изображенные в таблице. 

Таблички выполняются квадратными. Информация на них пишется по ГОСТ 19433-88. Размеры около 190 на 190 мм. Классификация всех ОГ имеет разделение на 9 классов веществ по опасности.

Таблица 3. Классы опасности веществ.

 Номер класса  Характеристика веществ
 1  Взрывчатые
 2  Газы, включая сжиженные, растворенные
 3  Жидкости, относящиеся к легко воспламеняются
 4  Твердые легковоспламеняемые
 5  Подверженные окислению
 6  Ядовитые или инфекционные
 7  Радиоактивные
 8  Подверженные коррозии (вещества и материалы)
 9  Прочие

У основных классов есть и подклассы.

Таблица 4. Пример на газах.

 Номер  Категория веществ
 2.1  Не ядовитые и не легко возгораемые
 2.2  Ядовитые газы
 2.3  Горючие газы
 2.4  Ядовитые газы и легко возгораемые

Требования к табличкам по ДОПОГ:

  1. Сверху пишется номер ООН, снизу идентификационный номер ОГ.
  2. Буквы черного цвета высотой 10 см, шириной линии 1,5 см, фон оранжевый.
  3. Разделитель – черная сплошная линия шириной 1,5 см.
  4. Номера должны быть устойчивыми к истиранию, не гореть 15 минут.
  5. Место положения табличек должно быть неизменным относительно положения ТС.

Табличка должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Размер 40 * 30 см.
  2. Фон оранжевый, сверху защитный из светоотражающего материала.
  3. По периметру наносится полоса черного цвета шириной 1,5 см. Разделитель – полоса шириной 1,5 см. Высота столбцов около 10 см, ширина 1,5 см. 

КЭМ наносится всегда вне зависимости от дальности пути следования, типа транспортного средства.

Надписи, наносимые на упаковку, имеют ориентировочный вид, изображенный на рисунке.

  • 1 – знак опасности;
  • 2 – манипуляционные знаки;
  • 3 – номер ООН;
  • 4 – шифр по классификации;
  • 5 – транспортное название.

Штраф за нарушения использования

Несоблюдение требований Правил перевозки опасных грузов, а также условий по лицензии, является причиной аннулирования документа, что регламентирует ст.12.21.2 КоАП РФ.

В зависимости от вида нарушения и лиц, причастных к этому, предусмотрены следующие виды наказания:

  • штраф;
  • конфискация имущества, в том числе автомобиля, который был задействован в перевозке;
  • уголовная ответственность.

Таблица 5. Штрафы по нарушению перевозки опасных грузов автотранспортом в России.

Нарушение Цена, руб.
Водитель Должностное лицо Юридическое лицо
  • нет допуска к перевозке, наклеек, средств для работы при аварии, допуска ТС;
  • нет документа о курсах по ОГ;
  • отсутствие лицензии на перевозку ОГ
до 2 500 или изъятие водительского удостоверения до 6 месяцев 15 000 – 20 000 400 000 – 500 000
Другие нарушения 1 000 – 1 500 5 000 – 10 000 150 000 – 250 000

Таблица 6. Административные штрафы за нарушения перевозки ОГ железной дорогой, самолетами, водными вида транспорта.

Транспортное средство Цена, руб.
Водитель Должностное лицо Юридическое лицо
Железная дорога 100 — 300 300 — 500 3 000 – 5 000
Воздушные ТС 500 – 1 000 1 000 – 2 000 10 000 – 20 000
Водные ТС 300 — 500 500 – 1 000 5 000 – 10 000

КЭМ является неотъемлемой частью общего процесса перевозки автомобильным транспортом, авиацией, морскими судами или железнодорожным транспортом. Следует понимать, чем больше таких знаков будет установлено и будет в наличии у водителя, тем эффективнее будут проведены мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций.

Это же позволит сделать перевозки более безопасными, так как водители будут информированы об опасности.