Если у гражданина имеются средства для покупки машины, он, наверняка, предпочтет взять новенький транспорт в автосалоне. Однако практика показывает, что и такой вариант не дает защиты, всегда есть риск купить бракованный автомобиль.

Для наглядности можно привести жизненную историю, которая тянется с жительницей Воронежа вот уже четвертый год. Гражданка купила бракованный автомобиль и захотела через суд расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, так как был выявлен существенный недостаток во время гарантийного срока.

Дело прошло через несколько судебных инстанций, и была поставлена точка в деле. Верховный Суд высказал очень важную правовую позицию по спору, которая может помочь многим автолюбителям. Однако обо всем по порядку.

С чего все началось или что делать, если купили автомобиль с браком

В 2012 году жительница Воронежа приобрела у официального дилера автомобиль BMW по цене 3 миллиона 50 тысяч рублей.

В период гарантийного срока у машины обнаружились достаточно серьезные недостатки: проблемы с тормозами и подвеской. Кроме того, автомобиль заводился через раз.

Поэтому собственница машины была вынуждена в ноябре 2014 года отдать ее в ремонт, но не продавцу, а другому сертифицированному дилеру БМВ. Впоследствии это обстоятельство стало ключевым в судебных тяжбах.

В установленный законодательством о защите прав потребителей срок автомобиль с ремонта не вернулся. Поэтому в адрес продавца отправилась претензия.

Что говорит законодательство

Автомобили входят в разряд технически сложных товаров. При  выявлении существенных недостатков, без особых проблем можно вернуть автомобиль в автосалон только в течение 15 дней.

Дальше расторжение договора купли-продажи машины возможно по веским основаниям. В их число входит и нахождение транспортного средства в ремонте свыше 45 дней.

В претензии содержались требования о выплате стоимости автомобиля и неустойки. Продавец, естественно, отказал в ее удовлетворении. Тогда последовал судебный иск.

Хронология судебного процесса

В нем пострадавшая покупательница попросила:

  1. Расторгнуть подписанный ранее договор купли-продажи.
  2. Взыскать стоимость автомобиля, разницу в его стоимости на момент обращения в суд.
  3. Взыскать штрафные санкции, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, а также моральный ущерб.

Итоговая сумма заявленных требований составила примерно 12 миллионов рублей. Суд первой инстанции, который поддержала и апелляция, с иском не согласился.

Отказ мотивирован тем, что между продавцом и дилером, который производил ремонт автомобиля не было договорных отношений относительно ремонтных работ по обслуживанию проданных транспортных средств. А раз так, автосалон освобождается от ответственности за нарушение прав потребителей.

Что указал Верховный Суд

В своем определении судьи Высшей судебной инстанции сделали несколько важных выводов для покупателя. Изучив предыдущие решения, всю совокупность представленных доказательств, кассация изложила такую позицию.

Письменными доказательствами подтверждено, что дилер BMW, куда был отправлен на ремонт бракованный автомобиль, имел соглашение с производителем.

Кроме того, машина была принята на условиях гарантии и осуществления ремонта на бесплатной основе. Это подтверждается представленными истцом документами.

Верховный суд отметил! Отдать машину на ремонт в период гарантии покупатель вправе не только продавцу, но и другому официальному дилеру изготовителя.

Кроме того, Суд обратил внимание, что в договоре между импортером автомобилей BMW и дилером содержался пункт о том, что гарантийный ремонт осуществляется независимо от места приобретения машины. Поэтому, обращение за починкой машины к другому дилеру не означает прекращения гарантийных обязательств.

В свою очередь, покупатель в случае обнаружения дефектов в товаре в период гарантийного срока может обратиться напрямую за защитой прав к продавцу.

При этом должны быть соблюдены отдельные особенности в отношении технически сложных бытовых товаров, закрепленные в статье 18 ФЗ о защите прав потребителей.

Если выявлен существенный недостаток в автомобиле: мнение и рекомендации автоюриста

Из промежуточных результатов после прохождения кассационного слушания дела в Верховном Суде, можно сделать следующие выводы.

Если человек покупает автомобиль у официального дилера производителя, он имеет право на бесплатное устранение недостатков. При этом ремонт можно поручить не обязательно продавцу.

Важно, чтобы другой дилер, СТО, прочая организация имели с изготовителем официальное соглашение на обслуживание транспорта.

И когда ремонт будет затягиваться сверх положенных сроков, к ответственности все равно можно привлечь продавца некачественной машины. Однако есть еще один момент.

В договоре купли-продажи дилер (автосалон) может сделать отдельную оговорку. Смысл ее сводится к тому, что поломки устраняются только при содействии продавца. При такой формулировке простора у покупателя становится меньше.

Нужно не бояться прибегать к помощи органов правосудия. Даже, если придется пройти через несколько инстанции. В рассмотренной нами ситуации покупатель автомобиля с существенным недостатком может получить сумму, в 3 раза превышающую стоимость бракованного товара.

Важно помнить, что залогом успеха является правильное применения законодательства о защите прав потребителей в части интересов покупателя и возможных мер ответственности для продавца.

Чем закончился спор

На стадии, близкой к завершению судебного разбирательства, Верховный Суд РФ вернул дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию – Воронежский областной суд.

На момент подготовки данного материала информация следующая: решение суда первой инстанции отменено, вынесено новой судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Что же касается определения кассационной инстанции от 20.02.2018 г. по делу № 14-КГ17-31, его текст можно найти на официальном сайте ВС. Не исключено, что кто-то может сделать дополнительные выводы.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.