Автомобиль с пробегом

Многие водители сознательно делают выбор в пользу подержанных транспортных средств. Главным аргументом служит экономия денег. Машины с пробегом предлагают не только «с рук», но и в автосалонах в рамках схемы комиссионной торговли.

Казалось бы, последний вариант – гарантия отсутствия подвохов со стороны продавца. Однако на практике возможны неприятные сюрпризы и правду приходится искать с помощью правосудия.

В одной из конфликтных ситуаций разбирался Верховный Суд. Женщина приобрела в автосалоне Nissan с небольшим пробегом. При детальном обследовании иномарки выяснилось, что с машиной не все так просто. Вот краткое описание истории.

Начало

Гражданка купила в одном из салонов Nissan Almera стоимостью 580 тысяч рублей. По договору и передаточному акту машина выпущена в 2015 году, а ее пробег составляет 62 000 километров. Но впоследствии были выяснены некоторые неприятные детали.

Оказалось, что вследствие дефектов приборной панели, реально пройденный путь гораздо больше декларируемого. Кроме этого, автомобиль сошел с конвейера двумя годами ранее. Эти факторы существенно отразились бы на его стоимости в меньшую сторону.

Покупательница посчитала, что ее обманули. Поэтому она захотела вернуть авто в автосалон, а также уплаченные деньги. Первой последовала претензия к продавцу, оставленная без удовлетворения. Затем начались суды.

Ход разбирательств

От владелицы машины поступило исковое заявление в суд на автосалон, со ссылкой на положения Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-I (далее – Закон № 2300).

В список требований вошло взыскание:

  • средств, потраченных на приобретение;
  • убытков и морального вреда;
  • неустойки и других штрафных санкций.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 02.08.2019 г. иск остался без удовлетворения. Позицию последовательно поддержали Пермский краевой суд, а также Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Основные аргументы сводились к тому, что условия в отношении пробега и года выпуска машины содержались в спецификации к договору купли-продажи, а также в акте приема-передачи.

При осмотре замечаний к состоянию автомобиля озвучено не было. Кроме того, суды посчитали, что недостатки в виде обозначения недостоверных сведений о пробеге и годе выпуска не являются существенными.

Мнение Верховного Суда

После всех упомянутых решений последовала кассационная жалоба в высшую судебную инстанцию. Определением от 02.03.2021 г. по делу № 44-КГ20-19-К7 коллегия посчитала нужным ее удовлетворить.

Прежде всего, было отмечено, что в силу ст. 10 Закона № 2300 покупатель товаров имеет право на получение достоверной информации о них. Когда речь идет о подержанных вещах, дополнительно сообщается об этом (включая и сведения о предыдущих ремонтах).

Согласно ст. 12 Закона № 2300 в случае несвоевременного предоставления сведений о товаре покупатель вправе требовать расторжения договора, возврата потраченной суммы и возмещения нанесенного ущерба. При этом делается поправка на отсутствие у гражданина требуемых знаний в отношении отдельных потребительских свойств.

Существует также и Постановление Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 г. № 17. Из его положений следует, что, если у потребителя нет специальных знаний, доказать достоверность предоставленных ему сведений должен именно продавец.

Более того, он несет ответственность и в том случае, когда несоответствия выявлены позднее. Условие одно – продавец сознательно умолчал о фактах, которые ему известны.

В процессе рассмотрения дела истица представила заключение специалиста, по которому реальный пробег автомобиля составляет более 132 000 километров. Это противоречило цифрам, указанным в сервисной книжке.

В связи с этим Верховный Суд подчеркнул, что апелляция вопреки всем нормативным предписаниям не обратила внимания на очевидное несоответствие. Поэтому дело направили на пересмотр.

Позиция

Описанный случай показывает, что даже при покупке авто в салоне покупатель не застрахован от рисков. Особенно если речь идет о людях, не имеющих водительского опыта.

А также не все граждане осведомлены о своих правах в статусе потребителя. А ведь при продуманном подходе к делу, с продавца можно взыскать, кроме потраченных за покупку денег, еще и штрафные санкции. Причем, речь идет не только об автомобилях.

Для отстаивания собственных интересов важно иметь на руках весь пакет документов, подтверждающий взаимоотношения: договор, акт приема-передачи, материалы по гарантии. На основании них строится претензия, а затем и возможный иск.

В рассмотренной ситуации хозяйка машина прибегла к услугам экспертов. Стоимость их услуг также впоследствии может быть взыскана с продавца при установлении его вины.

Несколько рекомендаций

Действительно, ради экономии граждане покупают машины с пробегом. Однако, на вторичном рынке действуют и мошенники, которые пользуются доверчивостью, безграмотностью покупателей. Как следствие, возникают ощутимые денежные потери.

Опытные автолюбители осведомлены о большинстве существующих уловок. Но как быть новичкам? Уберечь их от неприятностей помогут следующие рекомендации.

Советы:    

  1. Выбирать автомобиль нужно с человеком, который досконально разбирается в машинах.
  2. Предварительно имеет смысл сопоставить несколько аналогичных ценовых предложений по модели, году выпуска.
  3. Если заявленный пробег вызывает сомнения, необходимо настаивать на независимой диагностике.
  4. До начала судебных разбирательств предъявляется претензия в автосалон.
  5. Когда обнаружен подвох, не помешает консультация юриста.

Не все потребители умеют грамотно отстаивать свою позицию в суде. Как следствие, возникают убытки. Кроме того, предельную осторожность стоит проявлять на стадии подписания договора на приобретение машины. Ведь там могут таиться скрытые ловушки.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.